Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

8-е рядовое воскресенье

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Царство Небесное – превыше всего

 

Ис 49, 14-15; Пс 62(61), 2-3.6-7.8-9ab (Пр.: 2a) 1 Кор 4, 1-5; Мф 6, 24-34

 

         В сегодняшнем Евангелии упоминаются два слова: забота и беспокойство. Эти две проблемы ежедневно тревожат и нас. Мы постоянно жалуемся на жизнь, полную стрессов, мы раздражены и «озабочены». Это неизбежно вызывает тревогу, страх, преувеличенные жалобы, иллюзии касательно будущего, хроническое беспокойство и бегство во всяческие развлечения, чтобы заглушить тревогу. Все это притупляет в нас живое и глубокое желание настоящей жизни и одновременно вызывает «ощущение», что от нас что-то неуловимо ускользает: скоротечное время, здоровье и жизнь, которым угрожает старение, болезни и несчастные случаи.

         Где же находится корень всех этих тревог, непрерывных забот и беспокойства, которые мы зачастую пытаемся устранить при помощи успокоительных медикаментов? Попробуем поискать не биологическую или внешнюю причину наших тревог и беспокойства; давайте поищем их в самих себе, в том, что мы неправильно принимаем и переживаем каждый день своей жизни. Что день грядущий мне готовит? Именно этот вопрос больше всего тревожит, преследует нас, отравляет наше настоящее и наполняет нас тоской, раздраженностью и беспокойством.

 

Бог не забывает Свой народ

 

         После многих лет изгнания Израильтяне утратили доверие к Богу и упрекали по имени неизвестного нам пророка, которого мы называем Второисаия, что он только говорит красивые слова, не имеющие смысла. Они постоянно повторяли: «оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня!» (Ис 49, 14). Это было страшное обвинение Бога в неспособности и нежелании спасти Свой народ. Усталость от страданий, страх неизвестности, неспособность найти какой-либо выход из ситуации вовлекли Израильтян в тяжелый кризис, для которого характерно недоверие к Богу.

         Второисаия своей проповедью хочет напомнить, что Бог, наш Создатель  – Всемогущий, что Он может и хочет освободить Свой народ. Если Бог сотворил Израиля как Свой народ, как бы Он смог навсегда оставить его и забыть о нем? «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?» (ст.15). Израильский народ был Божиим сыном, Его творением: «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль» (Ис 43, 1). Как же может Бог не сострадать Своему народу, если даже обыкновенная земная женщина не забудет о своем сыне? Хотя бывает и так, что развращенная и бесчувственная женщина забывает о своем ребенке. Но Бог говорит: «Я не забуду тебя». Следовательно, мы пребываем в Божием сердце и в Божиих мыслях, мы всегда присутствуем в Его любви.

         Время испытания становится для израильтян поводом для обвинения Бога в нерадении о своем народе. Так бывает очень часто. Боль, трудности, неудачи люди воспринимают как «проявление» Божьего равнодушия, безразличия или бессилия. Но пророк пытается убедить нас, чтобы мы искали истинного виновника не вне себя, а именно в себе. У нас зачастую неправильное представление о Боге. Нам не хватает сильной веры и преданности Богу, основанных на Его слове.

 

Божии «посредники»

 

         Подобно тому, как Израильтяне в изгнании не доверяли пророку и даже обвиняли его в проповеди своих бесплодных фантазий, христиане Коринфа клеветали на Павла и утверждали, якобы он – не настоящий апостол. В обоих случаях это был глупый предрассудок, мешавший им увидеть в посланцах Господних Божье милосердие, готовность пойти им навстречу и освободить их. Предрассудок заключается в том, чтобы считать все, не соответствующее нашим представлениям, приходящим не от Господа.

         Апостол защищает свое апостольство и говорит: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1 Кор 4, 3). Апостол предает себя не человеческому, а Божиему суду: «Судия же мне - Господь» (ст.4). Он дает нам наставление о том, как доверять Божьему Провидению, и о высочайшей свободе от любой человеческой клеветы.

         Павел добавляет: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь». Хотя совесть ни в чем не упрекает его, апостол не беспокоится и не пытается любой ценой показать, кем он является на самом деле. Однако, большая часть нашего беспокойства происходит именно от стремления «оценивать» других и себя, давать оценку собственной жизни и жизни других. Согласно апостолу Павлу, важно только то, чтобы «каждый оказался верным Богу». Но наше стремление быть верными Богу не должно становиться причиной для оправдания озабоченности и беспокойства. Господь хочет, чтобы мы искали Его с радостью и душевным миром. Но это не означает равнодушия и слепой веры в судьбу. Ведь апостол Павел всячески подчеркивает значение действенной веры, т.е. послушания и признания всего, что Бог дарует нам через апостолов как Своих «посредников».

 

Не заботьтесь!

 

         Иисус ставит нас перед однозначной альтернативой: «Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6, 24). Такова наша альтернатива: либо избрать Бога и самоотречение – либо избрать деньги и богатство. Избрать Бога означает выполнить первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом» (Мф 5, 3).

         Человек, избравший Бога как высшую ценность в жизни, освобожден от тревог и беспокойства. Большинство людей вовлечены в погоню за вещами, за их обладанием и накоплением, наивно полагая, что это позволит им жить счастливо. Но Иисус говорит, что счастье состоит в доверительной преданности Богу.

         Озабоченность, о которой говорит Иисус, касается и нашего будущего: что мы будем есть и пить, во что оденемся и т.д. Как часто и мы чрезмерно заботились о завтрашнем дне, сколько раз мы с подавленностью и страхом ожидали, что же случится завтра! Но если ведем себя так, мы не сможем полноценно прожить сегодняшний день. Бывает и так, что мы вообще не живем: прошлое вернуть нельзя, а настоящему мы не можем полноценно радоваться потому, что с тревогой ожидаем завтрашнего дня, который еще не наступил.

         Иисус говорит, что мы должны жить настоящим моментом всецело и с доверием, зная, что Бог позаботится о нас: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф 6, 32). Бог заботится о нас по-отечески и по-дружески. «Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (ст.30).  Вывод ясен: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (ст. 34). Источник счастья в том, чтобы ежедневно жить с преданностью и доверием к Богу Отцу. Только так можно открыть действенную Отцовскую любовь, питающую птиц небесных и одевающую полевые лилии.

         Речь не идет о каком-то «богословии избавления от обязанностей», поскольку Иисус наставляет нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (ст. 33). Главное, чтобы мы изо всех сил стремились наполнить каждый момент настоящего времени искренними поисками «праведности», преображенного и более человечного мира, возможного только в Божием Царстве. С преданностью и доверием к Богу, нашему доброму и заботливому Отцу, мы должны стремиться подготовить место для Божиего Царства и достичь праведности, которой желает Бог: это освободит нас от излишних забот о завтрашнем дне, от страха и беспокойства.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More