Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Призвание Марии

 

Ис 7, 10-14; 8, 10c; Пс 40(39), 7-8a.8b-9.10.11 Пр.: 8a и 9a; Евр 10, 4-10; Лк 1, 26-38;

 

 

         Каждое призвание является новым началом, шагом к определенному предназначению. Но также оно является вызовом, определяющим сущность призванного. Призвание – не только обращение к человеку, но и обетование на будущее, иными словами - приглашение к надежде. Призвание побуждает не к эксперименту, «попытке», а к свободному и полному принятию своих обязательств, «сотрудничеству». Следовательно, призвание оставляет человеку свободу: мы призваны свободно уверовать, а уверовав – принять решение. На самом деле, у нас есть только две возможности свободного решения, не больше и не меньше: или я - верую, или - сомневаюсь. Призвание ни в коем случае не предполагает множество вариантов ответов, из которых мы можем выбрать один и попробовать его, не принимая окончательного решения, действуя набум, «авось повезет». Сегодняшнее торжество - праздник призвания Марии. Мария - образец ответа на каждое христианское призвание. Давайте подумаем, как нужно отвечать на наше призвание.

 

Признаки призвания

 

         Призвание в христианском понимании - проявление Божьего благоволения к нам и Божьего присутствия, открывающего для нас врата надежды и великолепного будущего. Попытаемся понять отрывок из Книги пророка Исаии (Ис 7, 10-14; 8, 10c), предложенный в качестве литургического чтения, с точки зрения призвания.

         Пророк Исаия возвещает царю Ахазу, что Бог не оставит Свой народ без Своего благословенного присутствия. Он говорит: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (ст. 14). Бог дал обетование даровать миру Себя во младенце, нареченном Эммануил, и этот младенец (неважно, сын Ахаза или сын Исаии) станет Божьим знамением. Царь и народ, узрев это знамение, должны осознать, что Бог с ними, что Он их не оставит. Однако необходимо, чтобы они правильно опознали это знамение как происходящее от Бога: «Сам Господь даст вам знамение» (ст. 14). Царь Ахаз не проявляет интереса к этому пророчеству и отвергает предложенное толкование знамения. На самом деле, он не желает принимать обетование Божьего присутствия: он сам хочет быть хозяином как политической ситуации, так и собственной жизни.

         Евангелие повествует, что Мария тоже получила знамение о беременности Елизаветы (Лк 1, 36) как подтверждение словам Ангела. Сообщение о том, что произошло с Елизаветой, стало подтверждением Божьего действия в самой Марии. Однако, знамение служит подтверждением только тому, кто верует в него, а не доказательством для того, кто не верует. Ахаз не поверил Богу, поэтому он не понял смысла подтверждающего знамения. Мария же, благодаря вере, смогла увидеть в беременности Елизаветы знамение, подтверждающее слово Божие, возвещенное ей.

 

Божья воля

 

         Второе чтение (Евр 10, 4-10) помогает нам в дальнейших размышлениях о призвании. Текст касается темы, которую можно назвать «призванием» Иисуса. Его призвание проистекает из Божьей  воли, которой Иисус покорен: «вот, иду...исполнить волю Твою, Боже» (ст. 7). Речь идет о Божьей воле, спасающей нас: «По этой воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (ст. 10).

         Здесь не говорится о многозначной Божьей  воле, предполагающей множество вариантов. Его воля не капризна, не переменчива и не мыслит зла. Божья воля однозначно направлена к нашему благу. Призвание Иисуса - это призвание повиноваться Божьей воле, благосклонной к нам. Именно для этого Иисус призван на служение: полностью отдать Себя ради нашего спасения.

         Мария также была призвана выполнить Божью волю и подчиниться ей с образцовой и непоколебимой верой, чтобы таким образом исполнить Свое призвание. Призвание есть и у нас: прежде чем мы примем конкретное решение относительно нашей судьбы, оно призывает нас всецело отдаться Божьей воле, желающей привести нас ко спасению. Это радикальное призвание включает и наши собственные конкретные решения, завершающие и придающие определенную форму нашему основному, принципиальному выбору.

         Божье благоволение и Его спасительная Воля воплотилась, прежде всего, в Иисусе: Он призван, или, говоря словами святого Павла (Рим 8), «предопределен» Богом. Призвание Марии и наше призвание заключены в призвании Иисуса Христа, их смысл и ценность - в том, что они «привиты» к Нему и участвуют в Нем. Из этого следует, что на вопрос:  «Чего хочет Господь от меня?» мы можем правильно ответить только исходя из того, чего Бог хочет от Своего Сына Иисуса Христа. Основываясь на призвании и ответе Иисуса (и Марии), мы сможем попытаться узнать, чего Бог хочет от нас. Иначе говоря, мы сможем узнать наше личное призвание, только спросив себя: как мне действовать в конкретной жизненной ситуации, чтобы это соответствовало образу жизни Христа?

 

Господь  с Тобою

 

         Слова благовещения, сказанные Ангелом Марии в Евангелии от Луки, также подходят для размышлений о призвании. Весь текст Евангелия построен таким образом, чтобы свидетельствовать: Бог «призывает» Марию. Бог и Мария - основные действующие лица данного повествования.

         Сердцевина данного Евангельского текста - Божье действие, а также то, каким образом Мария примет и выполнит это Божье действие. Рождение Иисуса и воплощение Божьей воли спасти человечество также связано с Божьим действием в Марии. Рождение Иисуса неразрывно связано с Ее призванием. В Ее материнстве - смысл и сущность Ее призвания. Мария призвана, чтобы стать Матерью Иисуса: Ее призвание и Ее материнство тождествены.

         Мария названа «благословенной», поскольку Она принимает Божью любовь и благоволение. Данный момент далеко не второстепенен: Ангел не называет имени Марии, называя Ее «благословенной». Это обращение является для Марии решающим подтверждением, хотя впоследствии Ангел обращается к Ней, называя Ее по имени. «Благословенная» - в какой-то степени новое имя, которым Ангел называет Марию, определяя отношение Бога к Ней. Бог безмерно любит Марию и адресует Ей Свое обетование и благоволение.

         Бог призывает Марию стать Матерью Иисуса согласно Его первоначальному и всеблагому решению: «Ты обрела благодать у Бога» (ст. 30). Но материнство Марии - не средство, а личное служение, призвание, предназначенное для Нее Самим Богом. Этому призванию Мария отдалась всем Своим существом. Называя Себя «Рабой Господней» (ст. 38), Она не характеризует Себя как инструмент или орудие, поскольку Бог отнесся к Ней как к личности. Впрочем, все мы для Бога не орудия, а личности. Согласие Марии («да будет Мне по слову твоему») подчеркивает, что Мария восприняла Свое божественное материнство как призвание, персональную роль, к которой Ее призвал Бог - т. е. совершенно добровольно, со всей ответственностью и готовностью дарить Себя. Выражение «раба» следует понимать не как «раба, невольница», не как «орудие», а как выражение добровольной готовности к выполнению «служения», к которой Она призвана ради спасения человечества.

         Поэтому призвание Марии подразумевает не «действовать», а «быть» - быть Матерью, т. е. оно подразумевает всю Ее личность и жизненный путь. Также и призвание каждого христианина следует понимать как Божий дар и наше обязательство принять его в качестве нашего образа жизни, как наше ответственное и персональное служение, которому следует отдаться всем естеством.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More