Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Я всегда пребуду с вами

 

Деян 1, 1-11; Пс 47(46), 2-3.6-7.8-9 (Пр.: 6); Еф 1, 17-23; Мк 16, 15-20

 

            Праздник Вознесения Господня принадлежит к числу праздников, весьма далеких от понимания многими современными людьми вследствие их поверхностного мышления. Знаменитый протестантский экзегет более сорока лет тому назад сформулировал эту проблему следующим образом: «Какой смысл могут иметь в наши дни такие религиозные выражения как «сошел в преисподнюю» или «вознесся на небо», если у тех, кто произносит их, нет единого религиозного понимания мира, основанного на трех планах, т. е. понимания, лежащего в основе этих выражений?»

      Речь идет о словах библеиста Рудольфа Бультмана (R. Bultmann), предлагавшего радикально новое толкование Нового Завета, чтобы сделать его «понятным» для человека эпохи науки и техники, человека, не привыкшего к религиозному способу мышления. Ясно, что выражения вроде «вознестись на небо» носят символическое значение: эти слова не означают, что Иисус действительно «отошел от нас» в некое отдаленное «место», именуемое «небом». Вознесение имеет такое же значение, как воскресение, прославление и прочие подобные выражения, используемые в Новом Завете. А „небо“ это метафора для обозначения Бога. Таким образом, вознесение Иисуса означает, что человек по имени Иисус из Назарета, умерший и воскресший из мертвых, ныне живет с Богом и в Боге.

            Однако, также следует понимать, каково значение данного христологического события для нас: является ли оно значимым только для Иисуса или для нас тоже? Нам следует потрудиться в двух направлениях: осознать смысл этого события в жизни Иисуса Христа и его значение в нашей христианской жизни. Подлинная проблема не в языке, как считал Рудольф Бультман, а в самой реальности. Мы готовы с легкостью принять, что Бог существует среди нас, поскольку Он помогает и защищает нас, однако мы упрямо сопротивляемся мысли, что Бог уготовал место для человечества рядом с Собой. А ведь именно в этом и есть суть сегодняшнего праздника. Бог уготовал место для человека и желает охотно и с любовью вести его к доверительным отношениям с Ним.

 

Будете Мне свидетелями

 

          После воскресения Иисуса из мертвых ученики спрашивали Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановишь Ты царство Израилю?» Ученики надеялись, что воскресение Иисуса мгновенно изменит мир и избавит их от страданий и трудов земной жизни: для них «царство Израиля» означало царство радости, мира и счастья.

          Ученики действительно полагали, что Иисус пострадал и умер для того, чтобы избавить их от необходимости проделать тот же путь. Теперь же, после воскресения из мертвых, казалось, что пришло время возвращения утерянного рая. Они надеялись «вознестись в небо» вслед за Иисусом, ожидали некоего чудесного события, которое перенесет их в полностью счастливый мир.

                   Ответ Иисуса стал для них, подобно ушату холодной воды: «...Сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Иисус не забирает их из этого мира - напротив, Он «прикрепляет» их к земле, давая им поручение, миссию на земле. Вознесение Иисуса – не уход или бегство из мира, а начало глубокого участия в судьбах мира. Ученики получат силу Духа Иисуса, чтобы обрести способность к верному служению и суметь выполнить миссию, вверенную Им. Они станут «свидетелями», т. е. будут проповедовать Иисуса словом и образом жизни. Они должны будут жить в мире так, как прожил Иисус - без каких-либо расовых, национальных и человеческих барьеров. В жизни учеников продолжится земная жизнь Иисуса.

               Однако ученики еще не понимали этого, их глаза по-прежнему смотрели в небо. Двое Ангелов упрекнули их: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо?»  Им было конкретно сказано: смотрите на землю, где вам предстоит жить и выполнять призвание быть свидетелями Иисуса. Иисус, возносясь в Небо, ниспосылает нам Своего Духа, тем самым давая нам возможность вести на земле такую жизнь, какую вел Он.

 

Наша надежда

 

            Чтение из Послания святого Апостола Павла к Ефесянам содержит рассуждение о глубинном смысле вознесения Иисуса, заключенном в словах: «…и посадив (Его)  одесную Себя на Небесах». Этот образ означает окончательную победу Иисуса над всеми началами и властями, над всякой силой и господством. Иисус - единственный Господь Вселенной. Бог «все покорил под ноги Его» и сделал Его Главой своей Церкви. Войдя в Божий «мир», Он обрел участие в абсолютном Божием Царстве и реализует через Свое мистическое тело - Церковь. Его ученикам больше нечего бояться, над ними более нет никакого иного «господина», который мог бы главенствовать или повелевать ими. Поэтому они преисполнены радостной надежды, так как Воскресший Иисус стал главой тех, кого Он желает взять с Собой и даровать участие в небесной славе.

 

Я всегда с вами

 

            Евангелист Марк рассуждает о вознесении Господнем как о событии, которое Бог-Отец сотворил с Иисусом, поэтому он говорит, что Иисус «вознесся на небо и воссел одесную Бога». Однако это не значит, что Иисус удалился от нас или призывает нас к бегству от мира. Напротив, Он  говорит: «Идите по всему миру!». Вознесение Иисуса положило начало миссии Церкви, которую Господь не оставляет в одиночестве и всегда сопровождает: «Господь содействовал им». Господь Иисус не оставляет Свою Церковь, а действует с ней и в ней, дабы Церковь научилась строить жизнь по Его образцу. Плод Вознесения Господня - обетование Иисуса пребывать вовеки среди Своих верных и сопровождать их миссию в мире.

 

«Идите по всему миру ... »

 

            Миссия, порученная Иисусом ученикам, описывается Марком (Мк 16, 17-18) с точки зрения  призвания апостольской Церкви, о которой повествуют Деяния апостолов. Некоторые «знамения», свидетельствующие об апостольском призвании Церкви, уникальны: например «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им». Иные знамения - харизмы, которыми Господь  одарил Свою Церковь, чтобы она могла продолжить Его деятельность: изгонять бесов, говорить иными языками, возлагать руки на больных и исцелять их. Экзорцизм, совершаемый в Церкви, является, продолжением деятельности Иисуса по изгнанию бесов. Способность говорить на иных языках – дар языков (glossolalia), подобный явленному в день Сошествия Духа Святого. Дар исцеления - харизма, о которой свидетельствуют отрывки из Нового Завета (срав. 1 Кор 12). Все это - «знамения», которыми Господь подтверждает проповедь Слова, т. е. основную и первоочередную задачу Церкви: «Идите по всему миру и  проповедуйте Евангелие всей твари». Церковь евангелизирует мир всеми своими деяниями. Она существует для того, чтобы проповедовать Евангелие Иисуса Христа!

            Проповедь Церкви привносит в мир присутствие Иисуса, а точнее - Иисус продолжает Свою миссию и присутствует в мире благодаря проповеди и исповеданию веры Его Церкви. Следовательно, вознесение Иисуса – это не полное удаление Его из видимого мира, а восхождение в мир Бога при одновременном незримом присутствии в Церкви.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More