Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Иисус живет с нами

 

Деян 1, 1-11; Пс 47(46), 2-3.6-7.8-9 (Пр.: 6); Евр 9, 24-28; 10, 19-23; и Еф 1, 17-23; Лк 24, 46-53 

 

 

     Нередко мы слышим, как люди говорят: «Мир по-прежнему лежит во зле даже после двух тысяч лет христианства. Так нужно ли христианство вообще?». За подобными возражениями скрывается мысль, что христианство основано только единолично Иисусом: следовательно, если Иисус не улучшил мир за две тысячи лет, то Он или не может, или не хочет этого делать. Таким образом, люди выражают поверхностный и ложный подход, якобы христианство должно было по мановению волшебной палочки изменить историю и установить рай на земле. Но христианская вера – это не «волшебная палочка», а Иисус – не чародей. Историю нельзя изменить волшебством: ибо в игру вступает человеческая свобода, ответственные и свободные решения людей. Следовательно, мир таков, каким его строим мы! А поскольку нами владеют эгоизм и жажда насилия, мы и строим эгоистичный и жестокий мир. Однако есть еще одно возражение: что в этом случае означает присутствие Иисуса и Его деятельность? По-прежнему ли Иисус пребывает среди нас? Этот еще один импульс может оживить наши размышления по случаю праздника Вознесения Господня.

 

Вы примете силу Духа

 

         После смерти Иисуса апостолами овладели беспокойство, сомнения и пораженчество. Воскресение Иисуса и последующая встреча с Ним оживляет все их надежды, которые были разрушены смертью. Поэтому они спрашивают Его: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?». «Восстановить царство Израиля» для них означает принести благополучие и мир, устранить страдания и болезни – т. е. установить рай на земле. Они полагали, что если Иисус одержал победу над смертью, то Он победит и нищету, страдания, угнетение, всякое зло. Апостолы говорили так, будто все зависело только от Иисуса и вовсе не касалось их. Но Иисус отвечает: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Иисус не лишает нас земной жизни со всеми ее проблемами и заботами. Он не собирается менять мир без нас. Поэтому Он дает нам силу Своего Духа и тем самым гарантирует нам энергию, необходимую для изменения образа жизни и для действия по Его примеру. Силой Духа можно совершать замечательные дела, ибо речь идет о том же самом Духе, Который действовал в Иисусе вплоть до Его воскресения. Кроме того, Иисус дарует нам Духа, чтобы мы стали Его свидетелями во всем мире. «Быть свидетелями» означает проповедовать всей нашей жизнью, кто такой Иисус и что Он сделал для нас, это означает жить так, как жил Он. И тогда мир воистину изменится к лучшему!

         После рассказа о вознесении Иисуса в небеса, в Деяниях святых Апостолов следуют слова двух «мужей в белой одежде», сказавших апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите в небо?». Отныне искать Иисуса надо не «в небе», т. е. в ожидании Его чудесного вмешательства, а в Его слове и в Его присутствии, благодаря Духу Святому. Иисус вернется во славе в конце веков, но это не освобождает нас от обязанности свидетельствовать о Нем!

         Также и мы получили Духа Святого в таистве Крещения, Миропомазания и получаем Его в Евхаристии. Если мы хотим изменить мир, нам следует не ожидать чудес с неба, а жить, свидетельствуя об Иисусе. Иными словами, когда Иисус вознесся в небо, Он возвращает нас на землю, к нашим ежедневным обязанностям, к нашему призванию свидетельствовать, и мы не должны пытаться бежать от мира или пассивно ожидать небесного вмешательства. Иисус хочет всегда присутствовать в мире, действуя через нас и с нами. Он хочет всегда «жить Своей жизнью» в нас, а это произойдет, если мы будем свидетельствовать о Нем перед всем миром.

 

Иисус – Господь

 

         В качестве второго литургического чтения, Церковь предлагает два отрывка на выбор: Евр 9, 24-28; 10, 19-23 и Еф 1, 17-23. В первом отрывке (Евр 9) говорится об абсолютной исключительности дела Христова и об абсолютной ценности Его искупления. Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр 9, 26). Утверждение, что Иисус «вознесся» в небо, равноценно утверждению, что Бог принял все, сказанное и сделанное Иисусом, и поэтому Его слова и действия имеют вечную и абсолютную ценность. Немыслимо, чтобы жизнь Иисуса была хотя бы в чем-либо ущербна. Вся Его жизнь нашла в Боге окончательное и совершенное исполнение. Он является абсолютным, непревзойденным и неповторимым Спасителем.

         Во втором отрывке (Евр 10) говорится, что после вознесения Иисуса на небо мы получили «Священника над домом Божиим» (Евр 10, 21), и поэтому мы «приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр 10, 22). Иисус Христос является единственным Первосвященником, спасшим нас: на Нем основано все Божественное спасение. В Нем мы можем иметь истинную надежду: «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр 10, 23). Иисус, воскресший из мертвых и вознесшийся в небеса, сохраняет реальную связь с историей: Он – Священник, абсолютный и окончательный Посредник спасения, поставленный над домом Божиим, т. е. над Церковью. Иисус - наш  абсолютный и окончательный Посредник, ибо Он устранил необходимость иного посредника: в Нем мы обретаем непосредственный доступ к Отцу через Духа Святого.

         Отрывок из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (1, 17-23) напоминает нам, что Иисус является единственным Господом, Которого Бог посадил одесную Себя «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени». Воскресший Иисус находится превыше всего, и все покорено под ноги Его. Власть и сила Христа не ограничиваются только Его непосредственными учениками, но распространяются на всю Вселенную: во Христе все достигает своей вершины (срав. Еф 1, 10). Ибо Бог «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф 1, 22-23). Христос дан Церкви как Глава всех и вся: Он дан не неким абстрактным людям, а Церкви. Но при этом Христос выходит за рамки нынешней Церкви. Поэтому вне Церкви нет царства «ада»,  зла,  пустоты,  ибо власть и сила Воскресшего Господа распространяется и на пространство, лежащее за рамками Церкви.

 

Он вознесся на небо

 

         В заключительной части Евангелия от Луки говорится: «Иисус стал отдаляться от них и возноситься на небо». Кажется, что видимое присутствие Христа на земле прекратилось. Но прежде чем вознестись, Он оставил нам чрезвычайно актуальные слова, касающиеся трех областей: а) «вы будете Мне свидетелями»: Он хочет по-прежнему жить в свидетельстве тех, кто желает подражать Его образу жизни; б) «Я пошлю обетование Отца Моего на вас», т. е. Духа Святого. Иисус через Духа Святого будет всегда присутствовать в сердцах Своих учеников. Он не оставит их сиротами, не бросит тех, кто идет за Ним, не отпустит их с пустыми руками; в) «благословил их». Благословение следует понимать как передачу божественной жизненной силы, исходящей от Воскресшего Иисуса.

         Лука написал, что апостолы не опечалились после вознесения Иисуса на небо, но «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога». Они знали, что последними слова Иисуса были не печальными прощаниями, или отчаянными рекомендациями уходящего, но вечно живыми, актуальными словами живого Господа. Вознесение Иисуса на небо – это начало исполнение обетования пришествия Святого Духа, Который дарует животворную силу Божьего благословения и помогает ученикам быть отважными свидетелями, дабы жизнь Иисуса в мире продолжалась, посредством Его последователей – христиан.

 

Экзегетическое примечание: Вознесение на Небеса

 

         Лука говорит о вознесении Иисуса в конце своего Евангелия и в Деяниях святых Апостолов 1, 3-11. По тексту Евангелия нам может показаться, что воскресение, явления Иисуса ученикам и Его вознесение произошли в один и тот же день, но в Деяниях святых Апостолов мы читаем, что с воскресения Иисуса до Его вознесения прошло сорок дней. Сорокадневный срок является богословским числом, символизирующим «исполнение» земной жизни Иисуса. (Число 40 является символом полноты).

         Уже в Ветхом Завете встречаются рассказы о «вознесении», «взятии в небо»: срав. Быт 5, 24 (Енох); 4Цар 2, 11 (Илия); впоследствии в печальной истории иудаизма мы нередко натыкаемся на подобные рассказы. Один из экзегетов отметил, что повествование из Евангелия от Луки описывает вознесение Иисуса в литургических терминах и напоминает (великого) первосвященника Симона, о котором в Сир 50,  22 говорится: «Тогда он, сойдя, поднимал руки свои на все собрание сынов Израилевых, чтобы устами своими преподать благословение Господа и похвалиться именем Его».

         Лука описывает вознесение очень кратко и лаконично: «стал возноситься на небо». Евангелист не старается описать процесс вознесения как можно подробнее, а акцентирует внимание на том, что Иисус «вознесся в небо», следовательно, теперь Он вечно пребывает в Божием мире. «Небо» в этом случае означает не физическое пространство, а символ Самого Бога. Воскресший Иисус вступил в мир Бога, но «не удалился» от нас. Он все время находится вблизи нас как Бог, Которого можно увидеть не телесным зрением, а глазами любви, т. е. верой.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More