Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Крещение Господне, Праздник

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Иисус Христос – Спаситель, близкий грешникам

 

Ис 42, 1-4.6-7; Пс 29(28), 1a и 2.3ac-4.3b и 9b-10 (Пр.: 11b); Деян 10, 34-38; Мф 3, 13-17

 

         Иоанн Креститель проповедовал крещение покаяния. Он призывал людей ко крещению, знаменуя таким образом волю человека ко обращению, во избежание предстоящего Божьего Суда. Эта проповедь была строгим и суровым осуждением состояния греха, в котором жили люди. Иоанн отдалился от них, обособился, и его образ жизни кардинально отличался от их образа жизни. Иисус представляется Иоанну как человек, стоящий рядом с грешниками, участвующий в судьбе всех людей и выходящий на встречу людям, ощущавших потребность обращения. И Он хочет принять Иоанново крещение.

         Кто же этот Мессия, демонстрирующий Свою близость ко грешниками? Разумеется, Он Сам не является грешником - иначе Он не являлся бы Спасителем. Но Он и не такой Мессия, Который с высоты своей святости презрительно смотрит вниз – на грешников. Уже с самого начала Своего служения, Он избирает «дурное общество» грешников, а позднее становится «другом мытарей и грешников».

         Крещение Иисуса как знак солидарности с грешниками, имеет символический характер: он демонстрирует, что именно Иисус будет делать во время «общественной жизни». Следовательно, мы все сможем жить в единении с Иисусом при одном условии - мы должны признать себя грешниками. Только тогда Иисус ниспошлет нам Духа Святого, Который избавит нас от грехов и спасет нас.

 

Отрок Господень

 

         Первое чтение (Ис 42,1-7) взято из первой песни об Отроке Господнем. Вся инициатива исходит от Господа: Он избирает Себе слугу, изливает на Него Духа, зовет Его, берет за руку, наставляет Его и вверяет Ему миссию во всем мире. Этот «слуга» не жалуется на трудности, не проповедует на собраниях, он почти незаметен для людей – но при этом, у Него есть Своя миссия. Он проповедует «закон» - Божью волю, Он озаряет народы светом истины и заключает завет с израильским народом, а также со всем человечеством, Он открывает глаза слепым и освобождает заключенных. А ко всем, сомневающимся в достоверности и обоснованности такой миссии, обращено cлово Господне, которым Он вверяет Своему слуге его обязанности.

         «Отрок» пользуется полной поддержкой Господа, приемлющего Его бескорыстную жертву («избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя»). Господь назначил Его, чтобы Он проповедовал и осуществлял Божье обетование спасения и завета.

         Кто же этот «Раб Господень»? Толкователи Библии спорят, кто является этим «отроком» - определенная личность (царская или символическая) или целый народ. Мы можем принять гипотезу, что «Раб» - это сам израильский народ, получивший от Бога вышеуказанную миссию. Сам Бог через пророка представляет Его миру: «Вот, Отрок Мой!». Отрок не является «проповедником» - Он не повышает голоса, чтобы быть услышанным на площадях. Отрок проповедует волю Господню не столько словами, сколько Своей жизнью.       

        

Помазанный Духом Святым

 

         В речи Петра (Деян 10, 34-38), нацеленной на пасхальную весть, первые стихи говорят о служении Иисуса на Земле. Петр провозглашает, что Иисус – «Господь всех» (ст.36), поэтому человек не обязан принадлежать к израильскому народу, чтобы возносить угодную Богу хвалу. Бог не занимает ничью конкретную сторону (Он «нелицеприятен») (ст.34). Это означает, что Он готов принять каждого верующего в Него, что и подчеркивает Петр, завершая свою речь: «...что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (ст.43).      

         Эта благая весть была дана израильскому народу уже в Ветхом Завете, она является и благой вестью, которую приносит Иисус (ст.36): Иисус не отменяет замысел спасения, указанный в Ветхом Завете, а довершает его. Иисус осуществляет Свою миссию среди израильского народа, и пророк Исаия (Ис 42) отождествляет Его с Отроком Господним. Следовательно, Иисус – единственный и исключительный  Отрок Господень. Бог вверил Ему миссию принести «мир», т.е. спасение, обещанное в конце времен.

         Еврейский народ, несмотря на свою избранность, был таким же народом, как и другие. Также и Иисус, Божий Сын, был человеком, подобно другим людям. И таким образом миссия, вверенная Ему Богом, находится в полном согласии с историей человечества: она свершилась в конкретное время и в конкретном месте. Стих 37 указывает эти географические («по всей Иудее, начиная от Галилеи») и хронологические данные («после крещения, проповеданного Иоанном»). Но какой смысл имеет крещение «Иисуса из Назарета», Которого крестил Иоанн? В крещении Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым и силой, т.е. окончательно ввел Его в пророческую миссию в роли Мессии и Спасителя. Иисус обладает силой Божьего Духа, проявляющаяся в Его добрых поступках, исцелениях и освобождении от власти дьявола. Итак, Дух, действовавший в Ветхом Завете всегда выражал «замысел» Божий, и его действия в событии Крещения Иисуса, являются «замыслом» спасительной миссии Иисуса.

 

Крещение Иисуса

 

         Иисус приходит к Иоанну Крестителю, чтобы принять от него крещение, на что Иоанн реагирует следующим образом: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Иисус отвечает Иоанну, что посредством этого крещения и Он и Иоанн «исполняют всякую правду», т.е. выполнят волю Бога о спасении людей. Таким образом Иисус признает силу воззвания Иоанна к людям о покаянии и обращении, выражает Свою солидарность с грешниками, которая приведет Его к «крещению кровью», т.е. к мученической смерти, вызванной человеческой злобой. Матфей так объясняет ученикам Иоанна, что Иисус не меньше Иоанна Крестителя, что Он принимает крещение не потому, что Он грешен. Иоанн также признает, что Иисус выше него, и что Он не запятнан грехом. В крещении Иисуса проявляется «справедливость», т.е. Божий замысел спасения. Обратим внимание на само Крещение и поразмышляем об этом событии.

         Первое, что мы можем отметить, это то, что после крещения Иисуса «отверзлись Ему небеса» (Мф 3, 16). Небо – это образ, обозначающий Самого Бога. Открытие Неба символизирует непрерывную, непрекращающуюся связь между Богом, Иисусом и человечеством. Наряду с «видением» и «голосом» с Неба, открытые Небеса формируют образ Богоявления, во время которого Бог открывается человеку и говорит с ним. Крещение Иисуса воистину открывает новую эру Божественного откровения: Бог дает нам не только слово, не только весть, но и Своего Сына.

         Богоявление на самом деле является свидетельством личности Иисуса: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Выражение «в Котором Мое благоволение» является буквальным переводом древнееврейского оборота речи, означающего «в котором осуществятся мои желания». «Благоволение» (по древнееврейски «hefes») является синонимом Божьей «воли», свершившейся в Иисусе. Следовательно, посредством крещения Иисуса в историю человечества проникает Божий замысел спасения, т.е. спасительная Божья воля.

         Здесь говорится не о пассивной воле, воле как желании, а о действенной и сильной воле. На Иисуса воистину нисходит Божья Сила, Дух Святой в образе голубя, со Своей творческой мощью (в начале Книги Бытия сказано: «Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 2)). В Иисусе Божий Дух дает начало новому творению, новому человечеству, новому небу и новой земле, которые обретут полное завершение только в конце времен. В этом и есть смысл христианского крещения как начала и основы нового творения.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More