Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Крещение Господне, Праздник

 

Иисус - Сильнейший

 

Ис 42, 1-4.6-7; Пс 29(28), 1a и 2.3ac-4.3b и 9b-10 (Пр.: 11b); Деян 10, 34-38; Мк 1, 7-11)

 

            Каково место Иисуса в нашей жизни? Человеческое общество часто воспринимает Его как фольклорный элемент. Одни используют Иисуса как средство для завоевания признания или распространения спекулятивных социологических теорий. Для других Он – просто образец честного и хорошего человека. Можно было бы продолжить дальше… Соблазн "составить" себе представление об Иисусе, отражающее наши чаяния, мысли и притязания, слишком силен. Одним словом, у нас имеется склонность к "конструированию" Иисуса по своему образу и подобию для удовлетворения собственных потребностей – как нам заблагорассудится. Вспомним хотя бы некоторые фильмы об Иисусе, в которых более заметно Его личное восприятие режиссером, нежели собственно Его настоящий образ и его Благая Весть. Поэтому давайте позволим Иисусу самому толковать Евангелие, прислушаемся к критике с Его стороны и, при необходимости, с легкостью избавимся от наших наивных, необоснованных и далеких от реальности представлений о Нем, чтобы наконец познать истинного Иисуса. Пусть нам послужит примером Иоанн Креститель: он идет навстречу Иисусу, неся в своем сердце все представления о Мессии, бытовавшие в те времена, однако он готов безоговорочно принять Господа таким, каков Он есть на самом деле. Итак, каким же предстает Иисус в Евангелии?

 

Сильнейший

           

Структура отрывка из Евангелия основывается на подчеркивании полярных понятий "я – Он". Иоанн Креститель проповедует грядущего Господа: Иисус придет "за мною", "Сильнейший меня", "Он будет крестить вас  Духом Святым" (Мк 1, 7). Эти слова подчеркивают превосходство Иисуса, исполняющие чаяния Ветхого Завета, по сравнению с Иоанном Крестителем. Иисус и Иоанн Креститель противоположны – как Дух и вода. Иоанн также говорит: "Я недостоин, склонившись, развязать ремень обуви Его" (там же). Эта фраза выражает не только покорность, смирение, ощущение недостойности оказать Ему даже самую низкую услугу; она ссылается на еврейскую ветхозаветную традицию. Согласно праву левирата, когда умирал бездетный человек, его брат был обязан жениться на вдове, чтобы дать потомство умершему. Если он отказывался от этого права, обязанность переходила на следующего из братьев. Если же и последующий брат отказывался жениться на вдове, "искупитель" должен был снять обувь (ср. Втор 25, 5-10; Руфь 4, 4-6). Говоря, что не имеет права развязать Иисусу ремень на Его обуви, Иоанн Креститель подчеркивает: только Иисус имеет право быть Женихом. Крещение водой служит только  подготовкой  Невесты - Божьего народа  для жениха - Иисуса Христа.

            Следом за Иоанном приходит Тот, в Ком исполнился и завершился весь Ветхий Завет. Открываются небеса – то есть, Сам Бог являет Себя человеку. Так сбываются чаяния, высказанные в книге пророка Исаии (Ис 64, 1): "О, если бы Ты расторг небеса и сошел!" Иисус является миру всецело и окончательно, и венчает это явление сошествие Духа Святого на Иисуса, истинного Отрока Господня, о котором сказано: "Положу Дух Мой на Него" (Ис 42, 1). Поэтому Иисус воплощает в себе всю историю Народа Израилева, представленную  фигурой Отрока Господня.

            Почему именно голубь? Дух Святой нисходит в образе голубя, т.е. птицы, относящейся к небесной сфере вселенной, к пространству между небом и землей. Также голубь в Ветхом Завете нередко символизирует Израиль (ср. Ос 7, 11: "И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца"). Дух Святой нисходит на Иисуса, вверяя Ему миссию по отношению к Израилю.

            Богоявление – сошествие Святого Духа на Иисуса – также сопровождается гласом с неба: "Ты Сын Мой  возлюбленный, в котором Мое благоволение" (Мк 1, 11). Божье благоволение является синонимом Божьей воли: в Иисусе начинает сбываться и становится Божия воля, то есть – Его спасительный план, касающийся всех уверовавших в Него. Иисус – «возлюбленный Сын», то есть «Единородный Сын» Отца, Который в будущем присоединит к Себе множество братьев и построит новую Божию семью – Церковь.

            Событие крещения Иисуса включает в себя всю христологию: Иисус является полным и совершенным явлением Отца, так как Он имеет и дарует Духа Святого и является Единородным Божиим Сыном, пришедшим собрать воедино множество Божьих детей, новую Божию семью. Следовательно, Церковь созидает Иисус, а не мы. Иисус присутствует и в нашем крещении, ниспосылая нам Духа Святого, делая нас сынами Бога и вводя в Свое новое общество братьев и сестер (Мк 3, 32). Каково же должно быть это общество, которое Иисус хочет создать вокруг себя посредством дара Святого Духа? Оно прекрасно описано во втором чтении сегодняшнего торжества в воскресном цикле А (Ис 42, 1-4. 6-7): как образ Отрока Господня, олицетворяющего израильский народ.

 

Свет миру

 

            Отрок Господень символизирует израильский народ, избранный Богом, который Он поддерживает, осуществляет чрез него Свою волю (в тексте: "в котором Мое благоволение") и ниспосылает на него Своего Духа.

            Следовательно, это – народ, посредством Божьего деяния познавший Божие спасение. Не будь израильский народ избранным, он был бы лишен поддержки Духа Божьего и без этой священной поддержки был бы ничем. Но Бог не только спасает Израиль, но и посылает его в мир с огромной ответственной миссией – быть "светом народов". Ему поручено принести в мир "закон", то есть, Божье решение и Божью волю, на которых должна основываться организация нового «общества праведных» ("Я призвал тебя в правду" – ср. Ис 42, 6). Таким образом, предназначение Израиля в мире – быть примером жизни общины в гармонии и равенстве, общины успешной и справедливой.

            Призвание Израиля изменить мир осуществится не пафосной риторикой пропагандистских манифестаций ("Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах" – ср. Ис 42, 2), не бесчувственной и жестокой силой ("трости надломленной не переломит" – Ис 42, 3), не идеологией власти ("льна курящегося не угасит" – Ис 42, 3). Его миссия неизмеримо трудна, но Божий  народ "не ослабеет и не изнеможет" (Ис 42, 4), поскольку его сила исходит от Самого Духа Божьего. Мир, именуемый на библейском языке "островами", узрит новое общество, более справедливое  и человечное. И Божий народ призван явить миру пример истинной, справедливой и мирной жизни.

            Иисус в Своей земной жизни исполняет все, чем должен был стать Израиль. Во время крещения на Него нисходит Божий Дух. Он приносит миру "закон", Божию праведность. Он является Светом мира. Иисусу под силу выполнить эти задачи, поскольку Он – Сын Божий. И выполняя их, Он создает новую общину, которая будет в дальнейшем осуществлять Божий план, впервые явленный в Отроке Господнем.

            Суть Иисуса и Его действия касаются всех нас, ибо Он - "Господь для всех". Он "благовествовал мир" (Деян 10, 36), то есть, проповедовал не узконаправленную партийную идеологию, а возможность построить процветающий и счастливый мир. Поскольку "Бог был с Ним" (Деян 10, 38), Иисус освобождал и ныне освобождает людей от власти дьявола и нечистых духов. Поэтому Иисус – истинный Освободитель, пришедший, чтобы создать новую общину людей, целью жизни которых станет освобождение их братьев.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More