Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Пресвятая Богородица Мария. Торжество,1 января.

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Мария - Пресвятая Матерь Божия

 

Числ 6, 22-27; Пс 67(66), 2-3.5.6 и 8; (Пр.: ср.: 2а); Гал 4, 4-7; Лк 2, 16-21

 

Прелесть начала

 

         Начало нового года отмечается и всегда отмечалось во всех религиях. Первый день в новом году имеет свою прелесть, значение и особенную волнующую, ободряющую силу. Он напоминает нам о начале творения и времени, о происхождении жизни и начале истории. Нам, христианам, литургия первого дня нового года напоминает о благословении, данном каждому живому существу от Бога-Творца, в начале мира (срав. Быт 1, 28), которое в первую очередь исполнилось на Божием народе (срав. первое чтение). Литургия напоминает нам также о рождении Христа от Девы Марии, о великолепном начале нашей свободы и рождения в качестве Божиих детей (второе чтение). И наконец, она напоминает нам о том, как пастухи первые признали Христа Господом и Спасителем, возвестив о Нем миру, а Мария сохранила их слова в Сердце Своем (срав. Евангелие). Во всех трех сегодняшних чтениях главенствует тема начала! Все наполнено радостной атмосферой: ведь только конец навевает меланхолию и грусть, а начало - это новая животворная сила, излучающая радость.

 

Благословение

 

         Первое чтение представляет собой текст благословения (ст. 24-26), со вступлением (ст. 22-23) и заключительной формулой (ст. 27).  Данный текст происходит из традиции священников со времен изгнания и отражает практику, вошедшую в обиход только после возвращения из изгнания, когда право благословения принадлежало исключительно священникам. Здесь идет речь о благословении для всего народа (ср. «сыны Израилевы»  (ст. 23 и 27), ниспосылаемом во время литургического обряда. Обряд благословения, проводимый священниками, дает плодотворность и животворную энергию всему народу. Действие этого благословения  объясняется в самой литургической формуле: Бог охраняет, Он Добрый, Милосердный, Он принимает человека и дарит ему мир. Особо подчеркивается последнее слово - «мир». Мир (по-древнееврейски шалом) - это состояние, являющееся плодом благословения. Оно включает в себя спасение, благополучие, процветание, успех, удачу и счастье. Все это является плодом Божия воздействия, называемого «благословение». Благословение  - характерная черта Бога-Творца и составная часть Его творческой деятельности (срав. Быт 1, 28, где Бог благословляет человека, созданного Им). Благословение направляет творческие способности человека к их воплощению и дарует ему «успех». Следовательно, благословение - составная часть начала: в древнееврейском языке слово барака (благословение) родственно слову берек, означающему детородные органы, из которых происходит жизнь. Благословение напрямую относится к творческим силам, рождающим жизнь.

 

 

Новый образ бытия

 

         Второе чтение дает нам пищу для размышлений об абсолютной новизне пришествия Иисуса Христа «в полноте времени» (ст. 4), или, иными словами, в решающий момент истории. С Христом начинается новая эра истории. Он - Сын, ниспосланный Отцом, рожденный от жены, подчинявшийся закон (ст. 4), подобный нам во всем, кроме греха. Христос - начало всего нового и невообразимого. Христос ниспослал нам Святого Духа, содеявшего нас приемными сынами Отца, способными обращаться к Нему, как обращаются дети к Отцу: «абба», т.е. «папочка». Тем самым Он породил нас для новой жизни. Мы были освобождены от всякого рабства и стали по-настоящему свободными: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал 5, 1). Только Дух Христов может гарантировать нам подлинную свободу детей Божьих. А посредством участия в божественной жизни Сына, христианин также становится наследником благ, обещанных Отцом.

         Во Христе «отверзлись», открылись  Небеса, и явился Бог с ликом Отца. Также в Нем открылись людские сердца посредством дара Святого Духа, делающего людей сынами Отца и сонаследниками Иисуса Христа. Во Христе отверзаются и наши сердца. Из непостижимых глубин бытия Пресвятой Троицы к нам пришла новая жизнь, о которой прежде никто никогда не слышал и не мог даже помыслить! Вместе с Иисусом Христом явилось новое, великолепное творение.

 

Первые свидетели

 

         Сегодняшняя глава из Евангелия начинается с повествования о пастухах, идущих в Вифлеем, чтобы взглянуть на то, что там произошло, и о чем возвестил им Господь (Лк 2, 15). Там они нашли Марию, Иосифа и Младенца. И теперь пастухи-очевидцы рассказывают, «что было возвещено им о Младенце Сем» (ст. 17). Они становятся свидетелями полученной вести: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк 2, 11).

         Пастухи первыми услышали Благую Весть, как сказали бы в наши дни – «подверглись евангелизации», и стали первыми свидетелями Евангелия. Их свидетельство тождественно свидетельству Апостолов после Пасхи: «Петр сказал: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется... Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2, 21.36). И все, кто слушал пастухов, поражались их словам (ст. 18). Подобная реакция была и на свидетельства апостолов: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали их, что они были с Иисусом» (Деян 4, 13). Пастухи – такие же простые и неученые люди.

 

Мария  сохраняет Слово

 

         Мария размышляет в Своем сердце о словах, сказанных пастухами о будущем Ее Сына, о том, что Он станет Спасителем, Мессией и Господом (ст. 19). В размышлениях Марии рождается первая христология (наука о Христе), высшее и чистейшее размышление о Христовой тайне. Размышления Марии о вере совершенны с точки зрения богословия. Подобно тому, как Она носила Иисуса в Своем материнском лоне в течение девяти месяцев, Она навсегда хранит Его в любви и чистоте Своего Непорочного Сердца. Из любящего Сердца Марии Церковь черпает размышления о тайне Иисуса. В начале нашего искупления стоит Материнство Марии, и Церковь в своей глубочайшей сущности должна быть «марианской», подобной Марии в том, каким образом Она принимает Господа и плодоносно размышляет о Нем.

 

И нарекли Его именем

 

         Все внимание евангелиста (в стихе 21) сосредоточено на выборе имени для Богомладенца. Обрезание Господне упоминается именно как случай имянаречения Иисуса. Ни Мария, ни Иосиф не предъявляют личных требований к имени Младенца. Ангел сообщил им, как следует назвать Его (Лк 1, 31). И послушание небесному голосу для них важнее отцовских или материнских прав. Именно Бог дает Иисусу Его имя и тем самым дает Ему Его лицо, Его миссию, предназначение и роль Мессии и Спасителя. Судьбу Иисуса, Его роль  и смысл Его жизни определяет сам Бог.

 

Актуальность для нас

 

         Сегодня - первый день нового года, Торжество Марии Богородицы. Праздник мира. Нелегко объединить эти три события в одно целое. Быть может, мысль о начале поможет нам объединить все три библейские чтения. Литургия, переживаемая с этим Божиим словом, вновь призывает нас вернуться к началам нашего существования: материнство Марии - источник, породивший Спасителя, через Которого мы получили духовное благословение в виде даров Святого Духа, содеявшего нас Божиими детьми, наделенными свободой и призванными жить в мире.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More