Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Пресвятые Тело и Кровь Христа. Торжество

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Иисус – хлеб живой

Втор 8, 2-3.14b-16a; Пс 147B, 12-13.14-15.19-20 (Пр.: 12a); 1 Кор 10, 16-17; Ин 6, 51-58

            На протяжении многих веков и вплоть до сегодняшнего дня, хлеб, является источником пищи для людей всех сословий. «Хлеб» - это символ «жизни»: раздобыть хлеб, дать хлеб тому, кто в нем нуждается, запастись хлебом итд. Это - выражения, которые говорят о нашей обязанности позаботиться о своей жизни, о своем пропитании. Но «хлеб» стал предметом многих споров, борьбы и несправедливостей среди людей: «страдать от недостатка хлеба», «отказать себе в хлебе» - это выражения, служащие для обозначения эгоизма, соперничества, угнетения, и из них возникают разницы между людьми. Как мы видим, с «хлебом» связана целая сфера символов, которые касаются проблем жизни, жизни охраняемой или жизни под угрозой, жизни поддерживаемой или убиваемой, спокойной или полной угнетений.

            Подобно тому, как и остальные «вещи» имеют двойственное значение, так и выражение «хлеб» может иметь несколько значений. Иногда этими значениями злоупотребляют. Ведь человек дает вещам их «значение» и одновременно открывает их настоящий «смысл». Поэтому в молитве «Отче наш» мы просим: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Так говорим не потому, что  Бог  не дает нам достаточно хлеба, а потому, что из-за нашей эгоистичности и нашей несправедливости по отношению к другим, порой людям недостает этого «хлеба», необходимого для жизни. Поэтому мы просим  Бога, чтобы никто из нас не нуждася в «хлебе», во всех значениях этого слова. Но Иисус  идет дальше наших просьб: Он говорит, что Он Сам есть Хлеб Жизни. Иисус, Который  говорит (и через Евхаристию «действует»), упраздняет все иные и зачастую, ограниченные значения «хлеба»  и придает ему единственное значение. Он Сам являет Себя живым хлебом, который дает нам возможность жить настоящей жизнью.

 

Не только хлеб

 

            Отрывок из Книги Второзакония в первом чтении является для нас вызовом, чтобы мы опять задумались над опытом израильского народа в пустыне, который был для Израиля «случаем» узнать настоящий характер народа и  Бога. «Вспоминай» (ст.2) и «не забудь» (ст.14) значат то же самое как «задумайся» и «научись». Израиль приобрел в пустыне опыт, что он в жизни не может полагаться сам на себя  и не может самостоятельно управлять своей жизнью. Ппосредством дара манны он узнал о своей зависимости от  Бога. Это было время «испытания»: народ должен был избрать, будет ли он жить «будто  Бога нет», или жить тем, «что исходит из уст Господних»,  иными словами , даст ли он вещам и жизни такой смысл и роль, которые ему показывает Божье слово. Это был радикальный выбор между двумя концепциями жизни.

         Израиль стоял в пустыне перед альтернативой: или жить жизнью основанной на «нуждах» («потреблении»), или жить и строить общество основанное не на потребностях, а на правде, на различиях того, что правильное, хорошее, и на свободном выборе того, что имеет ценность. Общество, которое строится только на принципе удовлетворения своих собственных потребностей, становится массой бесчеловечных, бесчувственных эгоистов, толпой жестоких, грубых  и суровых друг к другу соперников.

            Бог предлагает Израилю новую альтернативу - общество, основанное на самопожертвовании. Ведь Бог «подарил Себя» Израилю: Он вывел его  из египетскго рабства, дал ему манну в пустыне, дал ему источник воды в иссохшей  стране. Наконец Бог привел Свой народ в прелестную Обетованную Землю (ст.7-13). Израиль не должен «забыть» (ст.14) о Господе, о своем Боге, значит, о сверхъестественном смысле всего, что он получил и что он получает от Него.

            Человек   не может жить лишь хлебом, или лишь тем, что он производит своими руками (ст.3), но ему «нужно» прежде всего узнать смысл своей жизни. И в пустыне, через посредничество  Торы, дал Бог Свое слово Израилю, чтобы он узнал, что это жизнь и каким образом ее надо жить: «и узнать, что в сердце твоем, будет ли хранить заповеди Его, или нет» (ст.2). А Божий  приказ значит  поступать таким образом, каким поступал Он, освободивший нас от рабства, давший манну и смысл жизни: Израиль должен подражать своею жизнью Богу.

 

Один хлеб и одно тело

           

       Ежедневная борьба за «хлеб» разделяет людей, создает конфликты, конкуренцию, враждебность, недоброжелательность и насилие: всякий хочет, чтобы у него было больше «хлеба» чем у других, хлеб получше чем у остальных, хочет его  получить раньше, чем другие, итд. Вокруг одного «хлеба» сосредоточивается вся зависть, ревнивость, разделение и разрывы между людьми.

            Вместо этого, Иисус дает нам хлеб, являющийся «общностью»: «хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» Иисус  - это Хлеб, который не создает социальных разниц,  конфликтов, но созидает взаимную общность всех с Ним. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.» Если бы дело касалось одного «хлеба», который был бы результатом человеческого труда, завязался бы бой, страшный и свирепый бой одних против других. Ведь таким образом часто возникают обиды между людьми, значит, из желания всех взять один и тот же «хлеб» (которым в этом случае является власть, богатство, господство, итд.). Напротив, Иисус  - это единственный хлеб, но хлеб, который объединяет и создает общность, потому что Он дает людям способность «подарить себя другим» таким образом, как делал это Он Сам.

            Ведь Евхаристия, то есть «хлеб», которым является Сам Иисус, имеет силу создать из нас истинную общность людей, которые не эксплуатируют друг друга, но помогают друг другу  и дарят себя другим.

 

Иисус  - это живой хлеб

 

            Иисус  говорит: «ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».  Он Сам является хлебом: «Я хлеб живой, сшедший с небес». Кто питается Иисусом, тот не умрет, а будет жить вовек, будет жить такой жизнью, какой жил Иисус. Иисус - это  единственный хлеб, который воспрепятствует вечной смерти: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его  в последний день».  Евхаристия - это хлеб небесный, поэтому  она нам дает возможность жить и умереть с Иисусом, и более того: Сам Иисус - спасет нас от смерти, посредством него. Наша молитва должна быть следующей: «Мы едим живый хлеб, которым есть Ты, Господи, чтобы мы жили как Ты, умерли как Ты и воскресли из мертвых как Ты, ибо Ты с нами и мы с Тобой».  Ведь Иисус  сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем».

            Мы пока не переступили порог смерти, и все-таки уже теперь мы причастны к воскресению из мертвых нашего  Господа, если уже здесь, на земле, мы живем в вере, в любви и надежде.  Иисус  сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную».  Условием «вечной жизни» является Дух, которого дал нам Иисус. Это - жизнь, которая  в конце веков "вольется" в небо.

            Иногда подчеркивание этого аспекта нашего причастия в воскресшем из мертвых Иисусе приводит нас к тому, чтобы смотреть на Евхаристию как на празднование памяти Воскресшего Господа.  Но мы забываем, что евхаристическая память - это память о муках и смерти  Иисуса на Кресте.  Евхаристия - это память об историческом пути Иисуса, который Он  завершил на Кресте и дал нам ее потому, чтобы мы вместе с Ним прошли по тому-же пути с той же самой целью, чтобы мы пришли туда, куда пришел и Он.

            Иисус  говорит о Себе, о Своей Плоти и о Своей Крови как о «настоящей пище» и «настоящем питии»: Евхаристия в действительности значит  «вкушать с Иисусом». Надо, чтобы мы взаимно объединились с Христом, чтобы мы усвоили образ жизни Иисуса, который нам Он предлагает как высшую возможность нашей собственной самореализации. Иисус  дает нам пищу и напиток, Он делает возможным это соединение и желает его: Он является хлебом, который «дарится». Это  не мы даем есть Иисусу за нашим столом! Но это Он дарит Себя нам, чтобы мы делали то, что делал Он, чтобы мы могли стать такими, каким был Он.

            Но Евхаристия - это  не только обряд: Иисус  в ней действительно дарит Самого Себя - чтобы  мы потом в нашей повседневной жизни дарили себя другим. Только таким образом  переходит Евхаристия в «жизнь» и в полной мере осуществляется.

 

- о – о –О – о – о –

 

Экзегетическое примечание: От Иисуса к Евхаристии

 

            Название этого краткого примечания может вызвать удивление. Можно сказать, что Евхаристия имеет свое начало  в истории жизни Иисуса,  а не в природе человека.  Говоря иными словами, Евхаристию мы не можем понять, если мы будем исходить из «набожности» человека и из его собственных желаний выражать эту «набожность». Потому как, в Евхаристии празднуется  жертва  Господа Иисуса.

            Как говорит святой Павел во втором чтении – Евхаристию определяют слова, сказанные Иисусом: «Сие есть Тело Мое...сия чаша есть новый завет в Моей Крови». Евхаристии не придает смысла  ни естественный символизм  хлеба и вина, ни форма  братского пира,  ни еврейская Пасха. И поэтому обряд и празднование Евхаристии должны всегда напоминать нам о том,  что в действительности «празднуется не Евхаристия», но «в Евхаристии празднуется жертва Иисуса».

            Изречение «Сие творите в Мое  воспоминание»  напоминает нам, что Евхаристию нельзя понять без отношения к историческому событию смерти Иисуса, когда был послан Дух Святой  и возникла Церковь.

            Значит, Евхаристия  дает  начало и жизнь Церкви.  Но это не Церковь, которая «творит» Евхаристию.  Евхаристию «творит» Иисус. Иисус Сам является  Евхаристией.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More