Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Успение Пресвятой Богородицы

Торжество, 15 августа

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Успение Пресвятой Богородицы

Откр 11, 19a; 12, 1.3-6a.10ab; Пс 45(44), 10.11-12.14-15.16-17 (Пр.: 10b); 1 Кор 15, 20-26; Лк 1, 39-56

            Предлагаю вам поразмышлять о сегодняшнем празднике в контексте культуры тела, которую сегодня многие воспевают, и которая зачастую развивается в полемике с христианской верой, ошибочно обвиняемой многими за то, что она не ценит физическую сторону бытия и человеческое  тело. Но сколь убого выглядит подчеркивание культуры тела, неспособной найти способ преодоления «ограничений» тела, прежде всего - смерть! Что на самом деле может обещать культура тела, не верящая в воскресение из мертвых? Она ограничена восхвалением здорового, молодого, красивого, полного жизни тела. Но что делать, когда тело стареет, заболевает, умирает? Торжество Успения Пресвятой Богородицы является дерзновенным и беспрецедентным прославлением человеческого тела, которого не найти ни в одной культуре, кроме христианской. Это прославление человеческого тела основано на христианской вере, ибо вера считает его предназначенным для  бессмертной жизни. Пресвятая Богородица Мария вместе со Своим Сыном, воскресшим Господом, показывает нам окончательное предназначение человеческого тела: вместе с Ней и Иисусом человеческое тело было принято «в Небо», т. е. непосредственно в Божий мир.

 

Божье «пространство»

 

            Чтобы лучше понять смысл торжества Успения Пресвятой Девы Марии, мы можем руководствоваться в первую очередь чтением из Послания святого Павла к Коринфянам: «Христос воскрес из мертвых, первенец среди умерших». Иисус Своим воскресением и  вознесением на Небо приготовил для человека место рядом с Богом. Это означает, что Бог не изгоняет человека от Себя, не отнимает у него жизненного пространства, а напротив, «забирает» его к Себе. «Небо», в которое вознеслась Пресвятая Дева Мария, стало не только Божьим, но и человеческим «пространством». Это «пространство вечной жизни» открыл для нас воскресший Иисус, и оно уготовано всем людям, следующим за Иисусом. Именно Иисус «взял» Свою Матерь в Божий мир.

            Взятие на Небо Пресвятой Девы Марии – это торжественное вступление человека в новый мир, открытый воскресшим Иисусом. Воскресение Иисуса является силой, рождающей новую жизнь, прежде всего, для Его Матери. Поэтому Пресвятая Дева Мария -  прекраснейший и лучезарный «плод» воскресения Иисуса. Мария сопровождала Своего Сына с момента Его рождения и до Его воскресения и вознесения. Поскольку Пресвятая Дева Мария объединена со всем Божьим народом и является его прообразом, Она не отделена от нас никоим образом. Она призывает нас последовать за Ней и вместе с Ней образовать искупленный народ. Пресвятая Дева Мария стоит во главе общины спасенных: «первенец - Христос, потом Христовы, в пришествие Его: а затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу». В Пресвятой Деве Марии проявились плоды воскресения Иисуса и Его победы над последним врагом - смертью. Поэтому Пресвятая Дева Мария - сияющий знак надежды: Она показывает нам будущее, которое Христос открыл и приготовил каждому из нас. Сегодня жизнь одержала победу над смертью, надежда восторжествовала над отчаянием.

 

Опасность от дракона

 

            В символическом видении Откровения святого Иоанна «жена» является символом Церкви (срав.12, 17); Сын жены - это Иисус Христос (срав.12, 5). Дракон - это «древний змий, именуемый диаволом и сатаною» (12, 9), который действует в истории человечества различными способами и в различных жизненных сферах, но прежде всего через различные группы влияния, в руках которых сосредоточенна огромная власть, и общественно-политические структуры (большой красныой дракон имеет на головах «семь диадим», срав. 12, 3). «Жена убежала в пустыню», в место испытаний и тяжелых искушений. Она символизирует Церковь, перенесшую в течение веков множество испытаний и искушений. Но Бог не оставляет Своей Церкви, и Христос дарует ей окончательную победу (12, 10). Согласно словам некоторых Отцов Церкви, литургия видит  в «жене, облеченной в солнце» (т. е. в Бога) образ Пресвятой Девы Марии. Такое толкование вполне обосновано, если мы осознаем всю христианскую веру и взаимоотношение между Церковью и Пресвятой Девой Марией. Мария действительно является образом Церкви, лучезарным образом того, к чему Церковь стремится.

 

Величит душа Моя Господа 

 

            «Magnificat» - это великолепное славословие, исполняемое на двух уровнях: на личном уровне Пресвятой Девы Марии и на общем уровне Церкви, ибо Пресвятая Дева Мария представляет собой всю Церковь. Это - благодарение Пресвятой Девы Марии и Церкви за «величие, (которое) сотворил Мне Сильный», Спаситель, Святой. Молитва Пресвятой Девы Марии также является песней протеста против несправедливости, угнетения, нищеты, вызванных человеческим эгоизмом. Она протестует против «надменных помышлениями сердца», против могущественных владык, против угнетателей, допускающих голод среди людей. Она обращается к Богу, Который принесет миру справедливость, «алчущих исполнит благ и богатящихся отпустит ни с чем». Пресвятая Дева Мария провозглашает, что Бог однозначно стоит на стороне бедных, нищих, страдающих и слабых. Она в своем смирении и бедности уже познала Его.

            Христианский протест против грешного и эгоистичного мира, воплощенный в молитве «Magnificat», осуществляется не путем самостоятельного спасения и освобождения. Такой протест был бы неэффективен, бесплоден, обречен на неудачу. Борьба с эгоизмом и насилием основана на  твердой уверенности, что Иисус Христос уже победил грех и смерть, и что Он уже принес в нашу жизнь власть Своей справедливости и милосердия. Бог воистину выполнит все, что обещал.  Церковь, верующая в Успение Пресвятой Богородицы, видит в нем осуществление своей надежды.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More