Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Бог стал человеком, чтобы нас освободить

 

Месса Навечерия: Ис 62, 1-5; Пс 89(88), 4-5.16-17.27 и 29 (Пр.: 2а); Деян 13, 16-17.22-25; Мф 1, 1-25

Месса ночью: Ис 9, 2-4.6-7; Пс 96(95), 1-2a.2b-3.11-12.13 (Пр.: Лк 2, 11); Тит 2, 11-14; Лк 2, 1-14

Месса на заре: Ис 62, 11-12; Пс 97(96), 1 и 6.11-12 (Пр.: 12a); Тит 3, 4-7; Лк 2, 15-20

Месса днем: Ис 52, 7-10; Пс 98(97), 1.2-3ab.3cd-4.5-6 (Пр.: 3с); Евр 1, 1-6; Ин 1, 1-18

 

          «Возрадуемся все в Господе, ибо Спаситель нам родился. Ныне к нам с небес снизошел истинный мир». Этими словами начинается Месса в Святую ночь Рождества. Мы слышим призыв радоваться, ибо сегодня мы получили двойной дар: пришествие Спасителя и истинный мир. Я не знаю, способны ли мы по-настоящему радоваться в наши дни. Возможно, многие люди даже в этот праздник Рождества имеют более или менее серьезные основания для страха, грусти и страдания. Кто-то стал абсолютно равнодушен, ожесточился сердцем или стал неспособен радоваться по другой причине. Все, что мешает нам чувствовать радость, исходит либо от нас самих, либо от других людей, ибо мы сами не в состоянии принести радость и подлинный мир. При этом жажда радости и мира гнездится в каждом человеческом сердце. Обречены ли мы на грусть и несчастье? Мы страдаем из-за нашей ограниченности, несовершенства, эгоизма и грехов, которыми причиняем боль и страдание в том числе и другим людям. Как нам начать подлинную, мирную, радостную жизнь? Рождение Иисуса – это Божий ответ на наше желание добра и радости. Давайте рассмотрим, какой мотив к размышлению предлагают нам чтения четырех рождественских Месс.

 

Желания человечества

 

         Встречи представителей крупных мировых держав, помимо пропагандистских аспектов и их спекулятивного использования в СМИ, продемонстрировали факт, что у человечества, несмотря на обилие темных и злых желаний, есть и добрые желания мира и справедливости, выражаемые в борьбе против насилия, культа потребления и угнетения. Люди страстно стремятся к новому, человечному и справедливому миру. В чтении из Книги пророка Исайи (Ис 9, 2-7) Бог высказывает желание даровать человеку «мир, который будет без конца» и власть «права и справедливости». Бог обращается к израильскому народу через пророка Исайю с обещанием возрождения нового человечества – в формулировках, понятных израильтянам. Он возвещает им пришествие «сына», т. е. царя, ибо этого царя будут именовать Сыном Божьим, со следующими титулами: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Нельзя читать и толковать эти слова поверхностно: Бог не обещает установление нового государства или царствования династии Давида. Бог в Священном Писании никогда не говорит о том, что собирается осуществить Свой замысел спасения в истории в форме государства. Вместо этого Он обещает создать новый общественный порядок, новое общество, которое люди неспособны создать собственными силами. Чтение завершается словами: «Ревность Господа Саваофа соделает это» Не человек, а Бог будет автором нового общества.

         В следующем чтении из Книги пророка Исайи (Ис 62, 11-12), относящемся ко времени после изгнания, Бог возвращается к проповеди блаженной надежды: «скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой». После гибели израильского государства люди ожидали спасения не от царя, а только от Бога. Израильский народ будут именовать «народом святым, искупленным от Господа». Иерусалим, символ Божьего народа, станут называть «городом взысканным, неоставленным». Словами «народ» и «город» обозначен тот, кому предназначено спасение, тот, кто создаст новый «исторический субъект» - Божий народ.

         В третьем чтении рождественской литургии из Книги пророка Исайи (Ис 52, 7-10) вновь звучит проповедь спасения: «воцарился Бог твой!». Воистину «утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим», и «все концы земли увидят спасение Бога нашего». Божий народ стоит во главе всех народов как народ спасенных, в котором царствует Бог. Этот народ будет создан спасительной силой Бога, а не силой оружия или политической дипломатии.

 

Иисус – Спаситель

 

         Все повествование Евангелия от Луки (Лк 2, 1-14) основано на контрасте. С одной стороны стоит кесарь Август – могущественнейший правитель того времени, «мирской бог», в честь которого царь Ирод соорудил несколько храмов в Палестине, желающий установить по всей земле «римский мир» (pax romana) . С другой стороны находится слабый, бедный ребенок, родившийся у никому не известной Девы из Назарета и уложенный после рождения в ясли – убогую кормушку для скота. Речь идет о  двух «царях», двух царствах - т. е. двух точках зрения на мир и человека. Иисус проповедует Царство Божие. Кесарь Август проповедует свою императорскую власть. Римский кесарь наслаждался огромной славой, богатством, уважением, почестями. Иисус жил в бедности и умер на Кресте, смиренно принял казнь как преступник, никогда не жаждал ни престола Давида, ни престола кесаря Августа.

         Иисус не был революционером, зилотом, враждебно настроенным против Римской империи под влиянием политической идеологии, стремящейся к созданию независимого израильского государства. Иисус никогда не пользовался насилием для достижения победы Своего Царства, никогда не применял льстивых приемов политической дипломатии. Он не проповедовал уход из мира или презрение к жизни. Он не проповедовал религию, в которой каждый жил бы отдельно от остальных, ориентированный на сугубо внутреннюю жизнь. Иисус создал вокруг Себя общину учеников - Церковь. Для этого Он родился, жил, проповедовал, умер и воскрес из мертвых: чтобы основать Церковь - Свою семью братьев и сестер, верующих в Него и желающих жить так, как жил Он.

         В рождественскую ночь хор Ангелов пел: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Иисус родился, чтобы принести миру мир - но не мир кесаря Августа, а мир, освобождающий от эгоизма и насилия.

         Далее в рождественской литургии мы читаем отрывок из Евангелия от Луки (Лк 2, 15-20). Этот фрагмент повествует о спешном путешествии пастухов в Вифлеем: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Кто эти «любопытные»? Это люди, с официальной еврейской точки зрения стоявшие «вне закона», поскольку их низкое социальное положение не давало им возможности соблюдать все предписания закона. Внешне у них нет никакого основания быть первыми свидетелями рождения Иисуса. Но в Божием плане они становятся представителями всех «бедных», которым проповедуется Евангелие. В первую очередь Иисус дает возможность узнать Себя беднякам.

         Вернувшись, пастухи «рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем». Обратим внимание на то, что весть была рассказана лично им («что им было возвещено»), и что они становятся свидетелями этой вести. Они не только рассказывают о свершившемся историческом факте, но и толкуют смысл события, что рожденный Младенец - это Божий Сын, Спаситель. С этой точки зрения пастухи находятся в таком же положении, что и мы. Они были счастливее не потому, что «увидели» маленького Иисуса, а потому, что это «событие» было объяснено им, и они, будучи верующими, приняли смысл этого события и стали свидетельствовать о нем. Это касается и нас, услышавших Евангельскую весть, т. е. смысл события рождения Иисуса.

         Таким образом, пастухи символизируют каждого человека, ищущего смысл жизни и обретающего его в Иисусе. А найдя его, человек с радостью делится им с другими. Подобно пастухам, и мы призваны найти Бога в Иисусе и прославить Бога за все, что «мы слышали и видели». Горе нам, если бы мы отделили Бога от Иисуса. В этом случае мы были бы обречены на утрату Бога.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More