Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Рождество св. Иоанна Крестителя

Торжество, 24 июня

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Рождество св. Иоанна Крестителя

Ис 49, 1-6; Пс 139(138), 1-3.13-14c.15 (Пр.: 14а);  Деян 13, 22-26; Лк 1, 57-66.80

 „Бег“ Иоанна Крестителя к Христу

           

            Мы ограничимся комментарием ко второму чтению (Деян 13,22-26), которое является частью  проповеди в Писидийской Антиохии (ст.13-52). Павел в ней обращается к иудеям, которым необходимо  было впервой очереди проповедовать Божье слово (ст.46). Но они отвергают речь Павла, и поэтому им Павел скажет : «Мы обращаемся к язычникам» . Израиль таким образом теряет свою роль первоочередного значения : язычники призваны к вере без того, чтобы они прошли юдаизмом. Этот принцип повторяется еще два раза в Деяниях апостолов (18,6; 28,28). Этой проповедью Павла начинается поворот в истории проповедования христианского спасения.

            Уже в проповеди Павла содержались элементы  релятивизации иудейской веры и универсальность доступа по отношению к язычникам, что вызвало отрицательную реакцию иудеев, которые, охваченые ревностью, богохульно противились тому, что говорил Павел (ст.45). Павел в своей проповеди показывает, как данное иудеям Божье обетование ведет вплоть до Иоанна Крестителя, который подготовил пришествие «Спасителя Израиля -  Иисуса» (ст.23). Иоанна отвергают жители Иерусалима и их начальники и осуждают его, потому что они не поняли Писания, которые исполнились в Иисусе Христе (ст.27). Иисус  - это действительно Божий  Сын, в то время как Давид являлся  только его  прообразом. «Давид, в свое время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление. А Тот, Которого  Бог воскресил, не увидел тления» (ст.36-37). К абсолютно неожиданному и новому повороту пришло смертью и воскресением Иисуса из мертвых, Который  не являлся больше «имуществом» иудеев как Закон, а единичным началом  спасения для всех, которое определило также правила, каким образом его достичь. Иисус  таким образом «завершает»  в определенном смысле иудейскую историю Ветхого Завета. А это вызывает бурную , полную злословия реакцию иудеев.

            Проповедь Павла являлась  для иудеев глубоко революционной, так как он в ней набросил  вершину истории Божьего спасения в Иисусе, Которого они отвергли, осудили и убили. В этот грандиозный контекст богословской рамки истории спасения вложено чтение литургического праздника Рождества св. Иоанна Крестителя.

 

Поставление  Давида и Иисуса

 

            Наш литургический текст начинается с представления царя Давида с характерным выражением «Бог  поставил им царем Давида». Примененный глагол (по-гречески egeíren – возбудил, воскресил из мертвых) приводит то же самое выражение, которое применяется в последующих стихах (30.37) о воскресении Иисуса из мертвых. Если мы потом предполагаем, что в стихе 23 появляется тот же самый глагол „egeíren“ вместо глагола „egagen“, мы получили бы совершенный параллелизм : Бог поставил Давида царем; из его потомства Бог поставил (возбудил) Иисуса  их Спасителем.

            Как ни решится вопрос критики текста, из контекста ясно вытекает, что «обетование» преемника, которое получил Давид, осуществляется в воскресении Иисуса из мертвых : «обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» (ст.32-33). Речь идет об обетовании, о котором  говорится во Второй книге Царств (2 Цар 7,14): «Давид, которого Бог поставил царем Израилю», таким образом становится личностью Христа, Которого  воскресил из мертвых Бог, чтобы Он стал Спасителем Израиля. Вступление Давида на престол становится предвестием воскресения из мертвых Христа и Его  возвышения одесную  Бога» (J.Dupont).

            Факт, что Павел потом переходит прямо от Давида к Иисусу, обнаруживает его  особенный замысел : он не хочет изложить историю израильского народа в хронологическом порядке. Скорее он хочет  показать в ней внутреннюю логику  направления и цели, центрального пункта, к которому ориентировался весь Ветхий Завет и из которого он получает смысл и наполнение. Следовательно, мне кажется, что здесь Давид представляет собой Ветхий Завет, поскольку он является обетованием царства Мессии, конкретно воскресения Иисуса из мертвых.

            Из этого можно понять идеализацию Давида – «нашел Я мужа по сердцу Моему..., который исполнит все хотения Мои» (ст.22), причем даже совсем не упоминает о грехах царя. По мнению Павла здесь Давид представляет собой  историческую линию спасения, которое Бог осуществил и которое достигает своей вершины в воскресении Иисуса из мертвых. Эта история спасения со стороны Бога не знает никакой неверности. Из Священного Писания приводятся цитаты, чтобы поддержать доказательство, что воскресение Иисуса Христа из мертвых  является исполнением Священного Писания (срав. ст. 33.34.35). Их целью является показать энергичную заключительную направленность спасательной деятельности Бога, которая  в Ветхом Завете является «обетованием» и которая в Иисусе становится новостью - исполнением обетования.

            Выражение «исполнит все хотения Мои.» (ст.22) заимствовано из Книги пропока Исаии (44,28 – «он исполнит всю волю Мою»), где оно конкретно относится к  Киру, но здесь это выражение служит Павлу для того, чтобы наметить идеальный образ «слуги», который он может применить к тому, что говорят о Христе. Иное выражение – «я нашел Давида» -взято из псалма 89,21. Формулировка «муж по Моему сердцу» относится к 1 Цар.13,14. Давид - это сын Ессея, как говорится  в Первой книге Царств (16,10 и след.).

            И наконец, Павел, исходя из воскресения (ст.33), хочет показать, что Иисус  - это ожидаемый и предсказанный Мессия, обетование, данное отцам. Он - Спаситель Израиля, и это явно  прежде всего из воскресения из мертвых. Он - давидовский потомок, который вступил на престол Давида, то есть, Мессия, установленный правителем Своим воскресением из мертвых (Деян 5,31). Писания показывают мессианский характер воскресения, которое таким образом считается центром и вершиной всего Священного Писания или Божьего  плана спасения. Ветхозаветные тексты поясняют это христианское событие , но и христианское событие указывает на истинный глубокий вклад Ветхого Завета. Мертвый и Воскресший из мертвых Иисус  освещает Своим существованием весь Ветхий Завет. «Он дает Писаниям их смысл, потому что Он их исполняет». (J.Dupont).

 

Предтеча Иоанн Креститеь

           

            В двух текстах из Деяний апостолов, в которых  упоминается об Иоанне Крестителе (Деян 10,37 и 13,24сл.) , включена схема  керигмы (проповеди), которая оглашает смерть-воскресение Иисуса из Назарета. Но также в стихе 19,4 Апостол поясняет смысл миссии Иоанна Крестителя как педагога христианской  веры : «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса».

            Согласно евангелию от Луки и Деяниям апостолов Иоанн Креститель принадлежит  еще в эпоху обетования, а не в эпоху исполнения. Он из рожденных женами больше всех, но все-таки «меньший в Царствии Божьем больше его» (Лк 7,28). Просто, не говорится, что Иоанн - самая великая личность, но что он самый великий в эпоху обетования из-за своего послания подготовить непосредственное пришествие Иисуса. Только после того, как Иоанн выполнил свою «миссию»(точно свой «бег» - ст.25), входит на сцену Иисус. Лука представляет Иоанна пророком и предшественником. Его задачей является «заранее оглашать» (prokérysein) крещение покаяния и таким образом «подготовить путь» пришествия Спасителя. Проповеди Иоанна осуществляются «до пришествия» Иисуса :он Ему предшествует, подготовляет путь, он - Его  предшественник. Вся история Ветхого Завета и обетование, о котором  говорится в ст.23, достигают своей вершины в проповедовании обетования. Он находится на слиянии всех обширных ветхозаветных подготовок, является устьем,  в котором  река Ветхого Завета впадает в море.

            Таким образом  поясняется связь между стихом 24 и предыдущими стихами. После завершения ветхозаветного бега мы встречаем Иоанна Крестителя. Таким образом обетование Ветхого Завета и проповеди Иоанна Крестителя направлены «ко всему израильскому народу» (ст.24). Центром ветхозаветного обетования как и пророческой деятельности Иоанна Крестителя является проповедование Христа, Которым обетование оканчивается. Все проповеди Иоанна относятся к Христу и ориентированы к Христу, и поэтому в самом деле можно называть их  «евангелизацией» (euagelízesthai), «проповедью Евангелия» (Лк 3,18).

            Лука в своем евангелии и в Деяниях апостолов представляет Иоанна Крестителя предшественником и проповедником Христа, но с большей настоятельностью, чем традиция, которая ему предшествовала. Какую цель поставил себе Лука, когда он рисует таким образом личность Иоанна Крестителя перед  глазами своих христианских читателей ?

            Проповеди Иоанна указывали на необходимость «верить в Того, Который приходит после него, то есть в Иисуса» (Деян 19,4). Для спасения  человека  не хватает только то, чтобы  он происходил из поколения Авраама. Хотя и Спаситель происходит из поколения Авраама (ст.23),  Он - новая личность, которую возбудил Бог и к которой надо подходить с верой : «Ибо нет другого имени под небом, данном человекам, которым надлежало бы нам спастись» (4,12).

            Иоанн Креститель - и также весь Ветхий Завет, который он в себе образно подытоживает - является только глашатаем Спасителя: «И все пророки, начиная Самуилом, все они говорили а также проповедали эти дни» (4,24; 10,43). Так в миссионерских проповедях к евреям, так и в подготовке к христианскому крещению должны были проповедники  Евангелия представлять историю спасения,  которое подготовил Бог, они дожны были прежде всего показать, как спасение находит свое завершение в единственном Спасителе, Иисусе Христе, Который умер и воскрес из мертвых.

 

Иоанного крещение  

           

            Крещение в неразрывной связи с проповедью Евангелия  составляют миссию Иоанна Крестителя (срав.ст.19,4). Крещение являлось действием, заключающим в себе вызов к обращению  и весть о Христе. Его  крещение осуществлялось «водой»  и подготовляло крещение в «Духе Святом» (1,5; 11,16) ; его  крещение является крещением покаяния (Деян 19,4; Лк 3,3) и это крещение нас приводит к Иисусу. Иоанн хотел, чтобы проповедью или крещением люди осознали свои грехи и раскаялись в них. Принять крещение являлось обрядом - символом готовности обратиться и очиститься от своих грехов.

            Давайте заметим, как мы уже в начале на это обратили внимание, что тема воскресения из мертвых  играет первоочередную роль во всей речи Павла, отрывок из которой мы теперь анализируем. А все-таки, также на проповедь Иоанна Крестителя мы  смотрим в свете ее цели -  воскресения Иисуса из мертвых. Ведь в Деяниях апостолов  существует очень тесная связь между обращением и воскресением Иисуса из мертвых. Воскресение Иисуса из мертвых ставит людей перед решающий выбор : если они хотят с Ним жить, они должны обратиться. «Воскресение Иисуса из мертвых как знак конца времен призывает грешников задуматься над собой, раскаяться и уверовать, чтобы достичь прощения грехов еще до великого дня Страшного Суда».  (J.Dupont).

            Также Иоанн Креститель возвещает обетование, которое было дано Отцам и которое исполнилось воскресением Иисуса из мертвых (ст.32).  Не можем мы поэтому думать, что Лука зачислил в керигму первого христианина  Иоанна Крестителя именно потому, что в его  провозглашении и в его крещении он видел подготовку и пророческое оглашение воскресения  Иисуса Христа из мертвых ?

 

Иоанн Креститель - Отрок Господен

 

            Иоанн Креститель сказал : „Я не тот, за кого вы почитаете меня. Но вот идет за мною, у Которого   я недостоин развязать обувь на ногах“ (ст.25). Развязать шнурки на обуви - это была обязанность раба : Иоанн Креститель говорит  о своем полном подчинении Христу, перед Которым  он не только менее сильный, или менее одаренный, но он даже обнаруживает, что он не заслуживает быть даже Его  рабом. Крестившийся христианин должен помнить поучение Иоанна Крестителя: Иисус  - это Господь  и Спаситель, мы только Его  недостойные слуги ! Conzelmann видит в этой покорности Иоанна Крестителя прямо для него  характерный дар : «Его великой заслугой является  то, что он отказался от роли Мессии для себя». Лучшим пластическим изображением роли Иоанна Крестителя является роль, которую предлагает нам евангелист Иоанн: Иоанн был там и, упирая взгляд на Иисуса, Который  проходит мимо него, сказал : «Вот Агнец Божий» (Ин 1,35-36). Человек с глазами упирающимися на Иисуса, с пальцем показывающим на него, и с голосом, извещающим о Его  идентичности !

            Не трудно понять христианскую актуализацию роли Иоанна Крестителя  и его вести, особенно если мы следим за тем, что является пастырским намерением евангелисты Луки : Христос должен быть Господом, Которому надо служить. Цель, к которой бежит христианин - это Христос, от Которого он – христианин - всегда меньше, и с Которым ему никогда не ровняться. Поэтому и крестившийся человек  всегда будет нуждаться в пути покаяния -обращения.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More