Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Рождество Христово. Торжество, 25 декабря.

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Cвет, приходящий в мир

 

Месса Навечерия Рождества: Ис 62, 1-5; Пс 89(88), 4-5.16-17.27 и 29 (Пр.: ср.: 2а); Деян 13, 16-17.22-25; Мф 1, 1-25

Месса ночью: Ис 9, 2-4.6-7; Пс 96(95), 1-2a.2b-3.11-12.13 (Пр.: ср.: Лк 2, 11); Тит 2, 11-14; Лк 2, 1-14

Месса на заре: Ис 62, 11-12; Пс 97(96), 1 и 6.11-12; Тит 3, 4-7; Лк 2, 15-20

Месса днем: Ис 52, 7-10; Пс 98(97), 1.2-3ab.3cd-4.5-6 (Пр.: ср.: 3с); Евр 1, 1-6; Ин 1, 1-18

 

         Литургические праздники зачастую наполнены множеством различных символов. Также и глубокая реальность праздника Рождества полна символизма, особенно во время св. Мессы ночью. Христиане прославляют рождение Иисуса - Света миру - глубокой ночью. Во вступительной молитве св. Мессы ночью, говорится: «Боже, Ты наполнил эту пресвятую ночь сиянием истинного Света». В этом мы можем видеть диалектическое противопоставление символов тьмы и света, восходящее к  св. Иоанну Богослову.

         Многим чаще, мы рассуждаем о нашем мире, как о царстве тьмы, смерти и зла. Реже нам приходиться думать о свете, о доброте и любви, о жизни, побеждающей смерть, о свете, превозмогающем тьму. Однако, рождественская благая весть звучит так: последнее слово никогда не будет за злом, Свет Жизни всегда победит тьму.

 

Звезда справедливости

 

         Давайте попытаемся проследить тему света в различных библейских чтениях, чтобы понять их разное символическое значение. В Святой Мессе Навечерия Рождества текст третьей главы Книги пророка Исаии воспевает Иерусалим словами: «доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник» (Ис 62, 1). Одинокий и униженный народ получит обещанную Божью справедливость - спасение, символом которого является свет.  Чтение из Деяний святых Апостолов продолжает эту тему: «Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса»  (Деян 13, 23).

         Тема спасения, символизируемого светом, высказана в главе Книги пророка Исаии, которую мы читаем во время Мессы Святой ночи: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9, 2).  Образ света мы находим и в Послании апостола Павла к Титу (2, 13), в словах: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». А согласно фрагменту Евангелия, пастухи слышат благую весть ночью: «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».

         Слово «Рождество» означает «рождение», т.е. пришествие в мир. В мир нисходит божественный Спаситель, Иисус Христос. Он Сам является источником света. Он избавляет из тьмы каждого человека, уверовавшего в Него. Если мы желаем жить праведно, если чувствуем тьму, в которой мы погрязли, мы сможем узнать в Иисусе истинный Свет Мира, в том числе и во время нынешнего праздника Рождества. Захотим ли мы, подобно троим волхвам, последовать за Звездой справедливости?

         В припеве  ответного псалма Мессы на заре мы молимся: «Свет да воссияет, ибо Бог родился». Таким образом Литургия комментирует текст из Книги пророка Исаии (Ис 62, 11-12), где особо подчеркивается весть: «Вот... грядет Спаситель твой». «Пришествие» Спасителя не является событием, которое свершилось в далеком прошлом и не имеет отношения к настоящему, напротив - это событие в любое время присутствует в нашей жизни и актуализирует его для нас Божье слово. Уже израильтяне, читая схожие главы Ветхого Завета, понимали, что эти главы проповедуют им постоянное и деятельное присутствие нисходящего Господа. Божье слово - это не археологический реликт, а вечно живая сила, актуализирующая и делающая действительным то, что она провозглашает.

         Сегодня у нас есть повод для торжества, ибо спасение нам не только обетованно и благовествовано, но и даровано: «торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима, ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим» (Ис 52, 9). Город, лежащий в развалинах, является знаком разгрома и унижения народа, получившего ныне утешение от Господа не только в красивых и милостивых словах, но и в реальной возможности вернуться из изгнания. Это же касается и нас! Послание к Евреям напоминает нам, что Иисус, Божий Сын, будучи отблеском славы Бога, очистил нас от грехов. Нам нет нужды ожидать иного Спасителя, иных спасительных слов, иного имени, которое должно принести нам спасение. Иисус Христос - это последнее и окончательное Слово; полное спасение уже свершилось.

         В Иисусе мы получили все: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. ...Свет истинный, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир. ... и мир Его не познал» (Ин 1, 4-10).

         Рождество Господне - это жестокое сражение между Божественным Светом и мирской тьмой, между Божьей волей подарить Себя человечеству ради его спасения и сильнейшим эгоистическим желанием человека спастись самостоятельно. Нам прекрасно известно, что в сердце каждого из нас скрывается дьявольское искушение: «сделай это сам!».

         Если мы не сможем избавиться от смертельно опасного предрассудка, якобы в мире существуем только мы, и все зависит только от наших действий, мы никогда не будем в состоянии по-настоящему переживать рождение Иисуса. Может быть, у нас получится какое-то свое «Рождество», в зависимости от наших представлений и материальных средств: мы постараемся создать рождественскую атмосферу, приготовить какие-нибудь подарки, которые дадут нам ощущение счастья и жизненной радости. Но это будет Рождество без Света, несущего нам спасение и справедливость, утешение и надежду – без того Света, который может преобразить нашу жизнь.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More