Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Надежда жизни

 

Примечание: Сегодня наши размышления будут строиться не по привычной схеме: мы будем размышлять сразу о трех ветхозаветных чтениях. То же самое касается последующих чтений. Давайте обратим внимание в большей степени на мысли, содержащиеся в текстах, нежели на исторические и литературные моменты.

 

Первое чтение: Иов 19, 1, 23-27а; Ис 25, 6а.7-9); Прем 3, 1-9

 

Надежда нашей жизни

 

         Весь Ветхий Завет представляет собой радостное воспевание жизни, страстное возвышение человеческого бытия. Желание жизни у библейского человека огромно, его не мучает современное «уродство жизни». Радость бытия сияет со всех страниц Священного Писания.

         Однако, представления Божьего народа о жизни после смерти и о загробном мире созревали медленно и с большим трудом. Тексты Иова и Исаии, которые мы сегодня читаем, порождены верой, еще не приемлющей благословенного бессмертия и воскресения из мертвых. Человек в Ветхом Завете преисполняется радости на пиру жизни, который устроил ему Господь (срав. Ис 25), однако видит, как со всех сторон его подстерегает смерть. Жизнь уходит быстро, как тень. Она истаивает, вянет, сохнет как полевая трава. Смерть - это нечто, ожидающее всех людей. После смерти человек попадает в «шеол» - в «место», представляющее собой отрицание всего: там нет ни жизни, ни трудов, ни страданий. Загробный мир в представлении древних евреев - это «существование» без жизни! В «шеоле» заря подобна сумраку (Иов 10, 21).

         Против такого понимания смерти и загробного мира возвышаются отдельные голоса – например, голоса Иова и Исаии, стремящиеся выразить жажду жизни, свою мечту и безнадежный страх смерти. Сбудется ли их мечта? Станет ли она действительностью? Для Иова и Исаии вечная жизнь - это всего лишь мечта, желание, сон. Только Новый Завет принес миру свет жизни. Святой Иероним неправильно толковал текст Книги Иова, переведенный им с древнееврейского языка следующим образом: «Я знаю, что мой Искупитель жив, и что в последний день Он восстанет из земли. Вновь у меня будет кожа на теле, и в теле моем я увижу Бога». Ему принадлежит изречение: «Никто после Христа не говорил так открыто о воскресении из мертвых, как автор этого текста говорил до Христа». В наши дни большинство библеистов отвергают трактовку святого Иеронима, однако текст Книги Иова по-прежнему остается прекрасным свидетельством веры и надежды на живого Бога: праведник знает, что последнее слово принадлежит Тому, Кто желает ему блага!

 

Упование нашей жизни

 

         Текст Книги Премудрости Соломона (3, 1-9) написан за несколько десятилетий до Рождества Христова и содержит уже четко сформулированную мысль о бессмертии. В Книге Премудрости Соломона не используются аргументы философов, по мнению которых человек бессмертен, поскольку имеет бессмертный дух (т. е. душу). Здесь «бессмертие» означает не просто вечную жизнь, но жизнь в вечном блаженстве. Поэтому, в Книге Премудрости Соломона, бессмертие – судьба, уготованная только праведным.  «Бессмертие» в полном смысле слова означает «вечно жить в любви рядом с Богом» (Прем 3, 9). Бог даст это блаженство вечного пребывания с Ним только праведникам. Иными словами, бессмертная жизнь означает «мир» (ст. 3) или полноценную и совершенную жизнь со всеми ее благами. Интересно заметить, как Книга Премудрости Соломона избегает применения глагола «умереть» по отношению к праведным. Также и в отрывке, который мы сегодня читаем, говорится об их «исходе» (ст. 2а)  и «отшествии» (ст. 3). Полностью цитата звучит так: «им казалось, что они мертвы (ст. 2а), но они не мертвы! Праведники живут с Богом, они в Его руках, в мире и покое!» «Смерть» праведника – лишь видимость, так как в действительности он переходит к полной и совершенной жизни.

         Наконец, Книга Премудрости Соломона дает ответ на проблему, удручавшую Израиль: почему праведники умирают вместе с безбожными? На самом деле, конец праведников совершенно непохож на конец безбожных. Праведным дано обетование, полное надежды на бессмертие. «Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него» (ст. 9) - таков Божий замысел вечного спасения для праведных. В то время как люди безбожные, неверующие видят в смерти только разложение, конец всякой жизни, несчастье и гибель (стих 3). По-настоящему понять смерть могут только верующие.

         Этот текст является одной из вершин ветхозаветного откровения. Мы не знаем достоверно, предполагает ли Книга Премудрости Соломона веру в воскресение из мертвых, поскольку воскресение в ней не упоминается. Возможно, о воскресении в книге не говорится по «рациональным причинам», чтобы ее легче было понять в эллинистической среде. Выражение «душа» означает жизнь человека, его личность. Следовательно, строки из Книги Премудрости Соломона (Прем 3, 1) надлежало бы перевести следующим образом: «Жизнь праведников находится в Божьих руках». Во всей Книге Премудрости Соломона говорится о теснейшей связи, причастности человека и Вселенной, творения и спасения, души и тела. Хотя эта логическая связь не говорит открыто о воскресении плоти (тела), она уже содержит зародыш учения, раскрытого более полно в Книге пророка Даниила (Дан 12, 2 сл.).

 

Второе чтение: Рим 5, 5-11; Рим 8, 14-23; Откр 21, 1-5а.6b-7

 

Спасительная любовь

 

         Отрывок из Послания к Римлянам (Рим 5, 5-11) содержит великолепное прославление Божьей любви к нам. В «день усопших», когда кажется, что мысль о смерти затмевает все, даже самые прекрасные грани реальности, Церковь предлагает нам чтение этого удивительного гимна Божьей любви, спасающей нас. У нас, христиан, есть надежда, которая никогда не подведет, ибо мы основываем наше ожидание будущего не на человеческих предсказаниях и планах, а на Духе Святом, даровавшем нам Себя. Этот дар Христос заслужил для нас Своей смертью ради безбожного человечества (ст. 6): «Христос умер за нас» (ст. 8). Эту радостную истину нам сегодня провозглашает Церковь.

         Смерть Христа «ради нас» - знак и гарантия Его любви к нам (ст. 8) и жизни, которую Он желает нам дать: «мы будем спасены через Его жизнь» (ст. 10). Теперь, когда мы умираем, мы не одиноки. Путь смерти перестал быть путем одиночества и тьмы, ибо наш Спаситель уже прошел по нему. Мы встретим смерть как Божьи дети, с нами будет Дух Христа – Дух Божией любви, влитой в наши сердца. Смерть больше не является мрачной бездной ужаса. Она остается печальным и трудным испытанием, но при этом полна лучезарной надежды для христианина, идущего навстречу ней в единстве с Христом и Духом Святым. Божья любовь сильнее смерти!

 

Бог с нами

 

         «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8, 31). Эта фраза могла бы стать лозунгом литургии поминовения усопших. Кажется, что весь мир восстает против нас, а первый из наших злейших врагов - смерть. Вся наша жизнь находится под угрозой смерти, а страх смерти сделал нас рабами. Но кто и что может по-настоящему испугать нас? Кто может угрожать нам, если мы едины с Христом? Кто осудит нас, если мы – верные дети Божьи? Как много страха, ужаса, скорби и опасений в нашей жизни! Но над всем этим мы со славой одержим победу посредством Того, Кто нас любит. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 38-39). Бог в Иисусе Христе всецело вошел в наше положение. Ничто не в состоянии отлучить нас от Божьей любви - даже смерть.

 

Новое небо и новая земля

 

         Отрывок из Откровения святого Иоанна Богослова обращает наше внимание на новый мир, который будет сотворен после смерти. Старый порядок вещей этого мира - плач, слезы, болезни и смерть – остается в прошлом (ст. 4). Бог сотворит все новое (ст. 5), однако новый мир сохранит черты нашего мира, поскольку загробный мир – это не мир, созданный с нуля, а наш спасенный, обновленный и преображенный мир. Смерть не значит полное уничтожение, аннигиляцию нашего мира. «Конец мира» станет не «концом», а трансформацией, преображением. Будущее, «грядущее  Царство» будет прежде всего взаимным общением святых между собой и с Богом: «се скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (ст. 3). Вечная жизнь - это вечное общение, сопричастие. Как мы можем «вообразить», представить Небо? Чтобы представить себе блаженное посмертие, мы должны мысленно вычеркнуть весь человеческий опыт тяжких трудов, изнеможения, страданий и смерти. Небо – это нечто абсолютно новое. На катехизации и в проповеди не следует пытаться подробно описать небесные реалии, чтобы не возбуждать любопытства и не разжигать воображение внешними образами.

 

Евангелие: Мф 5, 1-12а; Мф 25, 31-46; Ин 6, 37-40

 

Заповеди блаженства

 

         Слышать заповеди блаженства именно в День памяти усопших – очень действенно для нас. Не случайно Церковь читает сегодня этот отрывок из Евангелия.  Заповеди блаженства - это благая весть, преисполненная надежды и утешения. Они говорят о том, каким образом Бог желает царствовать: Он собирается сделать счастливыми всех нынче угнетаемых, убогих, страдающих. Говоря о блаженствах, Иисус открыто заявил, что Бог стоит на нашей стороне – на стороне слабых, бедных, скорбящих людей. Блаженства определенным образом доказывают, что Божье Царство приблизилось. Бог царствует, защищая слабых, угнетенных, преследуемых, кротких, убогих. В этой печальной жизни – истинной «долине слез» - заповеди блаженства возвещают утешение: Бог даст нам Свое Царство, если мы будем верны Ему. Обетование спасения имеет свои условия: мы будем счастливы, если будем доброжелательны, воздержаны, кротки и смиренны по примеру нашего Учителя и Господа. По сути заповеди блаженства требуют, чтобы мы служили своим нуждающимся братьям. Если мы будем любить своих братьев, мы станем воистину «блаженными».

 

Осужденные по мере нашей любви

 

         Сцена Суда, о которой мы сегодня читаем, предупреждает: нас будут судить по мере нашей любви к Господу, присутствующему в наших братьях: «так как вы сделали это одному из сиих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (ст. 40). Экзегеты до сих пор ведут споры о слове «братья»: означает ли оно только христиан или всех бедных и страждущих. Но как бы там ни было, очевидно, что Суд имеет христологические свойства. Христос - единственная нравственная норма Страшного Суда («то сделали Мне»). Каждый будет судим на основании того, что он сделал для ближних, однако по сути это означает, что каждый будет судим на основании своего отношения к Христу, ибо по нашему отношению к бедным и убогим, очевидно и наше отношение ко Господу.

 

Воля Отца 

 

         Центром этого фрагмента Евангелия - беседы о Хлебе жизни - является тридцать восьмой стих: «Ибо я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».  Иисус - послушный Сын, живущий в согласии с Божьей волей. Его сущность зависит от Его полного единения с волей Отца. Цель «сошествия с Небес», т. е. воплощения Божьего Сына – реализация спасительного замысла Бога Отца. Иисус – это воплощенная спасительная Воля Божия. Отец «вручил» нас Иисусу (ст. 37), ибо мы стали верующими благодаря тому, что получили веру в дар, и благодаря благодати Бога Отца. Иисус воскресит нас в последний день (ст. 40), ибо такова воля Отца. Бог не желает вечного проклятия и осуждения кого бы то ни было, напротив, Он желает, чтобы мы все спаслись: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную» (ст. 40).

         «Изгнание» (ст. 37) или «погибель» (ст. 39) означает вечную кару, проклятие. Но цель Божия замысла, исполненного воплощением Сына – спасение всех людей. Нет Божией воли, уготовавшей нам вечное проклятие. Нет «отрицательного» Божьего замысла! Бог не уготовал нам два различных места, одно из которых имеет положительную характеристику (Рай), а второе - отрицательную (Ад). Бог желает нашего спасения и вечной жизни. Вечную кару мы готовим для себя сами, отрицая Хлеб, сошедший с Небес.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More