Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Вы примете Духа

 

Деян 2, 1-11; Пс 104(103), 1ab и 24ac.29bc-30.31 и 34 (Пр.: ср. 30); 1 Кор 12, 3b-7.12-13 (или Гал 5, 16-25); Ин 20, 19-23 (или Ин 15, 26-27; 16, 12-15)

 

            Торжество Пятидесятницы – это праздник рождения Церкви и повторной актуализации радостного события первоначального сошествия Святого Духа, породившего Церковь. Сегодня Церковь «рождается заново» и растет благодаря действию Духа. Говоря с социологической точки зрения, все человеческие учреждения сразу после своего основания переживают лучезарные и плодородные мгновения, наполненные «духом», харизмой. Через некоторое время первоначальный «дух» ослабевает и уступает место институции в которой постепенно разрастается бюрократия, после чего учреждение достигает фазы «рутины», окостенения  и первоначальное усердие, угасает. Не случилось ли этого и с Церковью?

          Некоторые утверждают, что нечто подобное произошло и с Церковью. Как правило, древнюю – «харизматическую»  Церковь противопоставляют Церкви современной – «институциональной». Подчас утверждают о принципиальной противоположности и несовместимости «Духа» и «института».

            Литургия Пятидесятницы учит нас, что и в наши дни Дух является истинной душой Церкви, что Дух ежедневно вновь рождает Церковь и дает ей жизнь. Конечно, отдельные члены Церкви могут противиться животворящим порывам Духа, однако ни в коем случае нельзя утверждать, что в нынешней Церкви Дух Христов присутствует в меньшей степени, нежели в раннехристианской Церкви. Разумеется, если иметь поверхностный взгляд на церковную жизнь, как у некоторых социологов и врагов Церкви, у нас тоже будет искушение противопоставлять современную и раннюю Церковь. Однако торжество Пятидесятницы подчеркивает, с какой серьезностью мы должны смотреть в лицо Церкви, лицо одновременно таинственное и открытое, которое можно правильно узреть только глазами веры в свете слова Божия.

 

Исполнятся Духа Святого

 

            Отрывок из Деяний апостолов, написанных Евангелистом Лукой, демонстрирует, что дар Духа не знает границ между национальностями, людьми, расами и культурами. В то время в Иерусалиме собрались люди со всех концов Земли. Силой Духа Апостолы заговорили на языке каждого из этих народов: «Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих». Это - язык веры, объединяющий всех. Подразумевалось ли, что Апостолы заговорили на различных иностранных языках? Или речь шла о явлении смешения языков, т. е. «говорения на непонятных языках» при восхвалении Бога, как описано в Послании к Коринфянам (1Кор 12, 14)? Поскольку каждый присутствующий понимал Апостолов на своем родном языке, можно сделать вывод, что речь шла не о смешении языков. Этим Лука хотел сказать нам, что вселенский дар Духа вызвал единодушный хор славословия. Огненные языки, почившие на собравнихся, символизируют Божие присутствие: Дух свидетельствует о присутствии Бога в человеке, поскольку Он – одно из Лиц Святой Троицы. В припеве сегодняшнего ответного псалма подчеркивается идея вселенскости дара Духа: «Пошли Дух Твой, Боже, и землю обнови».

 

Харизмы - дары благодати

 

            Действие Духа в Церкви проявляется различными способами. Дух Христов дает нам способность верить и исповедовать веру, что «Иисус – Господь». Дух соединяет нас с Христом и делает нас единой плотью, состоящей из многих членов, т. е. телом Христа: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом». Покуда Церковь исповедует, что Иисус - Господь, покуда она верует, что Дух Христов объединяет нас в тело Христово - до тех пор не погаснет ее первоначальное пламя, до тех пор она не превратится в мертвый «институт». А животворящее пламя, рождающее и непрерывно питающее Церковь, не угаснет никогда.

            Также Дух действует посредством «различных благодатных даров». Каждый из нас получает  особый дар Духа ради пользы (в итальянском переводе Библии эту фразу переводят как «ради всеобщей пользы», но в греческом тексте слово «всеобщей» отсутствует). Речь идет о пользе, которую тот, кому Дух даровал конкретную харизму, может получить из нее. В Послании к Коринфянам (1 Кор 14, 4) Апостол  Павел говорит, что человек, говорящий на языках, «назидает себя», «воспитывает себя». Следовательно, харизма – дар полезный, назидательный и созидательный как для того, кто его получил, так и косвенно для всей общины.

            Также дарами Господними являются различные дары служения (ст. 4). Они существенно отличаются от харизм, поскольку служат для совместного созидания Церкви. Харизма не должна отождествляться с служением, хотя эти понятия не исключают друг друга. Разнообразие харизм и даров служения создает богатство Церкви, украшает ее, как разнообразие цветов украшает сад. Однако Апостол подчеркивает, что все харизмы и дары служения исходят от одного Духа, от одного Господа, от одного Отца. Разнообразие в Церкви не должно наносить ущерб единству. Бог – Отец, Сын и Дух Святой - является источником внутренней, духовной жизни Божьего народа.

 

Примите Духа

 

            Дух Святой – это пасхальный дар воскресшего Христа. Вечером в день Пасхи Иисус явился Апостолам, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого». Иисус дарит Духа, дающего вечную жизнь. Согласно Божиему плану, человек не имеет полноты жизни, покуда Иисус не наполнит Своим Духом человеческую душу. Только после этого человек обретает «вечную жизнь», жизнь, продолжающуюся даже после физической смерти. Это означает «родиться от Бога» (Ин 1, 13). Дух Святой дает человеку возможность жить подобно Иисусу, любить подобно Иисусу и побеждать «тело», т. е. человеческие слабости: «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13, 34).

            Дар Духа венчает процесс сотворения мира, приводит его к полноте. Ибо Бог замыслил создать человека и сделать его Своим сыном, дабы посредством дара Духа даровать ему Свою жизнь. Этот Божий план осуществился в воскресении Иисуса и сошествии Духа Святого.

            Сошествием Духа Святого Иисус положил начало миссионерскому призванию Своей Церкви: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Эта миссия должна осуществляться так же, как миссия Иисуса: путем пожертвования своей жизни ради ближних. Без силы и животворящей любви  Духа Святого Церковь не была бы способна приносить себя в жертву, подобно Иисусу.

             Воскресший Иисус - Господь нового общества, в котором люди умеют прощать друг друга: «Кому простите грехи, тому простятся». Здесь община представлена как посредник между кающимся грешником и Господом Иисусом. Задачей христианского общества является помочь распознать, ведом ли человек Духом Святым, а также помочь ему верно  следовать за Иисусом. Оно не должно отторгать никого. Дух Христов делает христианское общество способным стать посредником Божьего прощения.

       Этот отрывок из Евангелия мы полностью переживаем во время совершения Евхаристии. Иисус  присутствует среди Своих учеников как воскресший Господь. Пронзенный бок Иисуса - это память о Его крестной смерти, о Его послушании до самой смерти. Это - поступок друга, отдавшего жизнь  ради любимых, это – подлинная суть Евхаристии.  Смерть Христа является источником дара Духа, Который созидает общину Церкви, поручает ей определенную миссию и дает власть быть посредником Божия прощения. «Ученики  обрадовались, увидев Господа». В этих словах выражена радость христианской общины, собравшейся вокруг своего Господа и радующейся дару Духа Святого.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More