Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Пасха. Светлое Христово Воскресение. Торжество.

Месса днем.             

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Воистину Воскрес!

Деян 10, 34a.37-43; Пс 118(117), 1-2.16-17.22-23 (Пр.: ср.: 24); Кол 3, 1-4 (или 1 Кор 5, 6b-8); Ин 20, 1-9 (или Мф 28, 1-10)

         Сторонники современной рационалистической теории пытались различными способами объявить Христово воскресение «недействительным». Они утверждали, что христиане придумали миф о Воскресшем Иисусе, либо пытались выставить «воскресение из мертвых» мифологическим приемом, обозначавшим, что апостолы Христа, т.е. Церковь, продолжают свое историческое существование. Возможно, какие-то элементы современного образа мышления проникли и в мышление отдельных христиан, которые не ставят воскресение из мертвых на первое место в своем вероисповедании. Здесь мы должны задать вопрос: «Куда исчезла радость христиан, происходящая из веры в Христово Воскресение из мертвых?» Было бы несправедливым и неправильным оценивать данное событие пессимистически. Но, к сожалению, зачастую наша вера в Христово Воскресение недостаточно сильна.

         Разумеется, мы признаем его официально и формально, но в какой степени наша вера влияет на образ нашего мышления и поведения? Скорее всего, мы все имеем опыт встречи с христианской верой в церковной общине – слушая лекции, дискуссии, преподавание катехизиса, проповеди и т.д. Нередко говорится о «проблеме» боли, зла и смерти, которая указывается как препятствие, затрудняющее путь к христианской вере. Но куда девалась исполненная радости вера в Христово Воскресение как окончательную, решающую и абсолютную победу над злом и смертью? Если в нас нет веры в воскресение из мертвых, то мы лишаемся любой жизнерадостности, и даже само настоящее христианское общество распадается.

 

Первое свидетельство

 

         Первые христиане в своей общине переживали Христово воскресение из мертвых с великой радостью и верой и свидетельствовали о нем своей жизнью. В Деяниях святых апостолов мы читаем: «Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян 4, 33). Возможно, люди полюбили их именно за огромную уверенность в истинности Христова воскресения из мертвых. Это убеждение порождало в них неописуемую радость, сильнейшую волю к жизни, огромную энергию строить новый мир и проповедовать всем суть их надежды. Жизнь христиан отличалась от жизни других людей, поэтому народ симпатизировал им.

         Это же убеждение Петр от имени всех христиан высказал во время беседы в доме Корнелия: «И мы свидетели... Сего Бог воскресил» (Деян 10, 39-40). Такова наша вера, и таков глубинный смысл всего Священного Писания: «О Нем все пророки свидетельствуют» (Деян 10, 43). Ибо Священное Писание проповедует Божью волю даровать нам жизнь. Эта Божья воля достигает своей вершины в воскресении Господа Иисуса.

         В основании христианской общины лежит историческое событие – Пасха, т.е. воскресение из мертвых Господа Иисуса, в которое христиане уверовали и о котором они свидетельствовали. Не все люди способны «понять» воскресение. Поймут его только те, кто верует в Него, т.е. «Богом избранные свидетели», те, кому воскресший Иисус «является» как настоящая, аутентичная реальность. Только вера помогает нам воспринять воскресение как живую и истинную реальность. Воскресение Господа Иисуса - это вершина Божьего дела. Бог посвятил Иисуса «в Духе Святом и в Своей силе»; в Иисусе Бог проявляет Свое присутствие «Бог был с Ним» (ст.38). «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться» (ст.40). Воскресший Иисус - это «определенный от Бога Судья живых и мертвых» (Деян, 10, 42). Животворящая Божья воля и сила любви воссияли в предельной степени именно в воскресении Господа Иисуса. Оно является подлинно Троичным событием, ибо оно – «дело» Отца, Сына и Святого Духа. Бог в полной мере дарит и проявляет Себя людям «в тайне» Христова воскресения из мертвых. Уверовать в воскресение из мертвых – это уверовать в Бога.

 

Христос - наша жизнь

 

         Литургия позволяет выбрать в качестве второго чтения текст из Послания св. ап. Павла к Колоссянам  3, 1-4 или из первого Послания св. ап. Павла к Коринфянам 5, 6b-8. Оба текста представляют собой размышление над воздействием воскресшего Христа на жизнь христиан, поскольку христианское бытие целиком обусловлено бытием Иисуса Христа.

         Воскресший Христос приносит христианину исключительную «новость», делает его «новым тестом». Это значит, что вера в воскресение Господа Иисуса преображает и обновляет человеческую жизнь. Она освобождает христианина от любого страха, а в первую очередь - от страха смерти, в котором совмещается все зло, терзающее человека. Избавление от смерти означает освобождение от всякого зла. Поэтому, если воскресение Господа Иисуса является окончательной победой над смертью, то оно приносит нам настоящую свободу.

         Наша жизнь, полная страха, комплексов, нужды, печальная и ужасающая, испытывает колоссальное «революционное» потрясение благодаря вере в воскресение из мертвых. Благодаря вере в Воскресшего, меняется весь горизонт нашей жизни: мы становимся смелее, тверже в вере и надежде, более способными даровать себя, более свободными. По словам святого апостола Павла, нас покидает «порок и лукавство», и в наши сердца входит «чистота и истина» (ст.8), мы избавляемся от старой закваски, разрушающей нас, и становимся новыми, чистыми опресноками.

         Кроме этого, вера в воскресение из мертвых дает нам возможность войти в Божий мир: «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3, 3). То, что Иисус воскрес из мертвых, кажется нам логичным, поскольку Он - Бог. Но что это значит для нашей жизни? Вера в воскресшего Иисуса соединяет нас с Ним и дает возможность жить в Боге.

         Поскольку в воскресшем Иисусе свершилось полное и окончательное Божье спасение людей, т.е. то, что мы называем словом «éschaton» («окончательное спасение», которое принес Иисус Христос), мы через веру и крещение уже сейчас получаем участие в Божественной природе Иисуса Христа: мы были воскрешены со Христом, а следовательно – искуплены и пребываем, согласно словам святого апостола Павла, «в надежде», т.е. в доверительном ожидании, что в нас выполнится все, что сбылось во Христе.

 

Унесли Господа

 

         Мария Магдалина, по-прежнему окутанная тьмой, причем не только физической, но и духовной, в день Пасхи «приходит ко гробу… и видит, что камень отвален от гроба» (ст.1). Будучи пленницей тьмы неведения, она даже не подумала о возможности воскресения, поэтому побежала к Петру и сказала ему: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (ст.2). Это было бегство отчаяния и безнадежности. Мария Магдалина должна была сообщить то, что видела – а именно, что камень был отвален. Но она говорит, что Его тело выкрали из гробницы. Она считает Иисуса «Господом», но имеет весьма своеобразное представление о Господе: она думает, что кто-то способен забрать и присвоить Его!

         В этот момент начинается движение христианской общины: «Тотчас вышел Петр и другой ученик и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе» (стт.3.4).  Когда пришли ко гробу увидели одни пелены лежащие и плат, который был у Иисуса на главе, особо свитый в другом месте. То, что они увидели, напомнило им место для сна: человек разделся, чтобы лечь спать! Часть одежды лежала на полу, часть была сложена в другом месте. Но оба ученика на мгновение застывают в недоумении: не было самого Спящего.

         Тогда вошел и другой ученик, который оставался перед входом в гробницу, «и увидел и уверовал» (ст.8). Другому ученику, другу Иисуса, увиденные приметы говорят: «Иисус жив, Он воскрес из мертвых!» Таким образом, он толкует эти знаки и искренне верует. Этот ученик позволил озарить себя словом Священного Писания, т.е. через веру он принял событие воскресения. Вера в воскресение из мертвых предполагает способность понять и истолковать знаки Его присутствия: воскресший Христос позволяет увидеть Себя в приметах тому, кто хочет уверовать в Него.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More