Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Иисус  воскрес из мертвых 

 

Деян 10, 34a.37-43; Пс 118(117), 1-2.16-17.22-23 (Пр.: 24); Кол 3, 1-4 (или 1 Кор 5, 6b-8); Ин 20, 1-9 (или Мк 16, 1-8)

 

            Сегодня - Пасха! Нас окружает праздничная обстановка, даже наступающая весна способствует радостному настроению и душевному спокойствию. Мысли многих заняты загородными прогулками, поездками на дачу и другими способами приятного времяпрепровождения. Кто устоит перед этим праздничным очарованием? Храмы также заполнены народом больше, чем всегда: приходят даже те, кто обычно появляется в храме не чаще, чем раз в год, в праздник Пасхи. Но, окруженные этой праздничной атмосферой, мы рискуем забыть, что именно мы празднуем: что Пасха - это праздник Иисуса Христа, воскресшего из мертвых.

            Что такое воскресение из мертвых? Мы никогда не видели ничего подобного, нам даже трудно вообразить что-нибудь в этом роде. Воскресение кажется нам чем-то чуждым и отдаленным. Может быть, мы верим в возможность воскресения, но эта вера слишком туманна, а знание о воскресении слишком неопределенно, чтобы по-настоящему проникать в наши мысли, сердце и жизненную позицию.   Гораздо проще нам представить Иисуса как Младенца в вифлеемском вертепе, Иисуса, учащего народ и совершающего чудеса, Иисуса, помогающего бедным, голодным и больным. Но как размышлять о Его воскресении из мертвых? Мы начинаем смущаться, чувствуем затруднения и сомнения. Воскресший не принадлежит нашему миру, не является частью нашей повседневности.

            Однако сегодня звучит Благая весть: Иисус жив, Иисус воскрес из мертвых! Это событие – настоящий повод для празднования. И хотя мы неспособны представить себе данный факт, нам сообщает о нем Божие слово. Давайте поверим сегодня слову Господню и признаем, что Он может творить чудеса, среди которых - и воскресение из мертвых, хотя эти чудеса превосходят наше разумение и даже нашу надежду. Мы сможем по-настоящему праздновать Пасху, только научившись слушать и принимать Божие слово как слово истины, возвещающее, что Иисус воистину воскрес, чтобы даровать нам вечную жизнь.

 

Проповедь христианства

 

            Событие воскресения Иисуса нельзя пересказывать и воспринимать как обыкновенный сюжет из нашей истории, лежащей в сфере времени и пространства.  Воскресение из мертвых означает, что Иисус всем Своим существом перешел в Божественный мир. Однако мы сумеем  понять, событие воскресения Иисуса, опираясь на наши знания о земной жизни Иисуса. Воистину мы исповедуем, что Бог воскресил Иисуса Назарянина из мертвых. Таково наше понимание структуры керигмы – первоначальной проповеди христианства, т. е. проповеди самой сути веры, как показано в отрывке из Деяний апостолов.

            Эта керигма (проповедь) включает в себя крещение, чудеса, смерть и воскресение. Таким образом, проповедь представляет собой историю земной жизни Иисуса, полноту Божьего откровения. В крещении Иисус облекается силой Духа Святого, благодаря которой Он творит чудеса, принимает смерть и воскресает из мертвых. Всю жизнь Иисуса ведет и наполняет Божия сила - Дух Святой.

            Именно потому, что Иисус имел Божия Духа, Он мог творить добро людям: благословлял их, исцелял и избавлял от власти дьявола. Бог своей животворящей силой, действующей в Иисусе и через Иисуса, дает возможность людям принимать участие в Божественной жизни. Поэтому «всякий верующий в Него получит прощение грехов  именем Его». Благодаря вере и призыванию Имени Иисуса, мы получаем прощение грехов.     Согласно Деяниям апостолов, в проповеди Апостолов повествование о воскресении Иисуса из мертвых не отделялось от присутствия и действия Духа Святого, подобно, как и в повествовании о событиях земной жизни Иисуса Христа. И сейчас Воскресший Иисус дарует нам Своего Духа, чтобы избавить нас от греха и дать нам возможность жить, умереть и воскреснуть вместе с Ним.

 

Христос - наша жизнь

 

            Святой Апостол Павел во втором чтении также не описывает событие воскресения с очевидной для нас точки зрения. Он упоминает только два образа: один - Воскресший Христос находится «в вышних», в Небесах, т. е. в Божием мире, и второй - Воскресший Иисус сидит «одесную» Отца. Этими двумя образами святой Павел говорит нам, что Иисус отныне обитает у Бога  в «горнем месте», на Небесах. «Первенец» - и какой Первенец! - нашего земного мира обрел жизнь с Богом. Отныне Воскресший Иисус подобен магниту, влекущему к Себе нас всех и весь мир. Он – является (своеобразным) «полюсом» ориентирования, дающий смысл жизни и надежду каждому человеку. Поэтому христианин, в крещении уже получивший участие в жизни и смерти Христа, должен во всем ориентироваться на полюс, которым является Воскресший Христос: «О горнем помышляйте, а не о земном!» Это не означает, что мы должны вовсе позабыть наши земные дела, но мы обязаны перестать искать окончательный смысл жизни «внизу», в мирских вещах. Отныне наша жизнь кроется вместе с Христом в Боге: мы уже идем по следам Воскресшего, ибо вера и крещение дали нам возможность уже здесь, на Земле, участвовать в Его новой жизни. Наша жизнь всецело зависит от Христа, ибо только Он дарует нам возможность осмысленной, счастливой и полноценной жизни – ныне и в вечности. Он - «наша  жизнь».

 

Где Господь?

 

 

            Мария Магдалина приходит ко гробу Иисуса «рано поутру, когда было еще темно». Тьма, темнота для Иоанна - символ учений, противоречащих истинной жизни: Мария продолжала думать, что смерть означает конец всего сущего, ее глаза по-прежнему были закрыты покровом «идеологии смерти» - мировоззрения, в котором последнее, заключительное слово в жизни человека принадлежит смерти. Она еще не знает, что наступил день и воссиял свет. Она уверена, что смерть одержала окончательную победу. Увидев, что камень, закрывавший вход в гробницу, отодвинут, она, следуя своим убеждениям, пришла к выводу: «Унесли Господа». Это она сообщила Петру и второму ученику, которого любил Иисус, т. е. всей общине учеников, на что указывает местоимение «мы»: «не знаем, где положили Его». Вся община Апостолов приходит в смущение, но, несмотря на сомнения, Апостолы отправляются на поиски Иисуса.

            Петр и второй ученик бегут ко гробу. Куда они бегут – к мертвому или к Живому? Этого они еще не знают, но любовь к Иисусу влечет их ко гробу. Любимый ученик Иисуса прибегает первым, однако позволяет Петру первым войти в гробницу. Петр видит погребальные пелены и плат: пелены лежат на земле, а сложенный плат - поодаль. Эти знамения никак не могут говорить о смерти, ибо пелены не обвивают мертвого. Следовательно, Иисус жив?

            Второй, возлюбленный Иисусом ученик, также вошел в гробницу, «и увидел и уверовал». Этот ученик понял значение знамений и уверовал, что Иисус жив и что Он воскрес из мертвых. Для веры не нужны доказательства и знамения вроде пелен, плата или пустого гроба. Вера не является логическим умозаключением на основании каких-либо доказательств. Поняв и приняв значение знамений, следует посредством их пойти дальше, с любовью открывшись таинственной действительности, о которой эти знамения свидетельствуют.

            То, что Магдалина и ученики не поняли знамений (срав. ст. 2), их слова «не знаем», было в том числе следствием отсутствия надлежащего понимания Священного Писания: «Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых». Это означает, что восприятие и понимание Божия слова приводит к обнаружению Воскресшего Господа и к вере в Него. Однако любимый ученик Иисуса, узрев знамения, пришел к вере в Воскресшего, даже не зная значения Писания.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More