Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл С

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Он воскрес, Он жив! 

 

 

Деян 10, 34a.37-43; Пс 118(117), 1-2.16-17.22-23 (Пр.: 24); Кол 3, 1-4 или 1 Кор 5, 6b-8; Ин 20, 1-9 или Лк 24, 1-12

 

         Сегодня – великий праздник. Сегодняшняя литургия говорит нам: «Христос, наше спасение, пожертвовал Собою ради нас и воскрес: прославляйте Господа!». В этот день в храм приходит множество людей, чтобы участвовать в литургии, приходят даже те, кто обычно не посещает Мессу и не заботится об участии в литургических праздниках. Быть может, это - влияние традиционно торжественной атмосферы, наполняющей этот день: ведь радость по-своему «заразна». Но необходимо правильно понять сущность этого праздника, чтобы не погрузиться в пустоту и разочарование, когда он окончится.

          Сегодня мы празднуем Воскресение Иисуса и радуемся,  что Он живет среди нас! Мы не концентрируемся на наших внутренних переживаниях, на том, ощущаем ли мы причину для празднования или нет. Мы радуемся тому, что Иисус жив и пребывает среди нас. Именно Он - причина этого праздника. Это - Его праздник, Иисусова Пасха, а не «наша» Пасха. Конечно, мы как-то готовились к этому празднику, даже честно старались выполнять наши постные намерения, чтобы как следует подготовиться, но, несмотря на это, не мы «готовим» этот праздник. Это Иисус готовит Пасху для нас и празднует ее с нами. Мы же празднуем ее только потому, что Иисус желает праздновать Свою Пасху с нами. Но что означает Пасха?

 

События жизни Иисуса

 

         В первом чтении мы слышим фрагмент проповеди святого Петра. Интересно обратить внимание на то, каким образом апостол Петр благовествует об Иисусе Христе. Он приводит только главные события жизни Иисуса: крещение, т. е. помазание Иисуса Духом Святым и Божией силой, творение добрых дел и чудесные исцеления, смерть на Кресте и Славное Воскресение. Всю земную жизнь Иисуса он толкует как благовестие спасения. Петр не отделяет смерть от воскресения, а также не размышляет о них отдельно от всей остальной жизни Иисуса. Следовательно, когда мы говорим, что веруем в Иисуса – мы веруем не в какого-то абстрактного Иисуса, а в Иисуса, Который жил, умер, и Которого Бог воскресил из мертвых. Сегодня мы празднуем литургическую память Иисусовой Пасхи, Его воскресения из мертвых, как «завершение» всей Его жизни. Иными словами, мы не сможем понять воскресение Иисуса, если не будем смотреть на Него в контексте всей Его жизни. Смерть Иисуса - это смерть этого, «конкретного» Иисуса. Его воскресение из мертвых - это воскресение этого же «конкретного» Иисуса, чья жизнь, смерть и воскресение являются событиями исключительными и единственными в своем роде. Его жизнь, смерть и воскресение - это тесно взаимосвязанные события. Следовательно, мы не можем принимать только Иисуса проповедника и чудотворца, или только Иисуса, страдающего и умирающего, или же Иисуса, воскресшего из мертвых: либо мы принимаем Иисуса целиком – либо мы не принимаем Его вовсе.  Ведь Иисуса нельзя «разделить»!

         Петр заканчивает свою проповедь словами: «всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Своей жизнью Иисус заслужил для нас прощение грехов. Только Иисус может спасти нас, и благодаря Ему мы сможем обрести вечную,  достойную и полноценную жизнь. Чтобы получить прощение, нам не нужно ни совершать множество дел, ни идти на край земли и проповедовать; мы лишь должны «уверовать в Него», т. е. всецело положиться на Него и воплощать Его образ жизни и мышления в нашей земной жизни. Если мы безоговорочно примем Его в нашу жизнь, мы сможем обрести прощение. А прощение Иисуса – это не только уничтожение наших содеянных грехов, но и внутреннее освобождение: прощая нас, Иисус освобождает наш внутренний мир, избавляет нас от любого внутреннего рабства, блокирующего и обусловливающего наше поведение. Именно это внутреннее рабство мы называем грехом.

 

Иисус преображает нас

 

          Во втором чтении литургия предлагает нам на выбор два текста из посланий святого апостола Павла. Оба отрывка (Кол 3, 1-4 и 1Кор 5, 6b-8) касаются одной темы: радикального преображения, которое Иисус осуществляет в нашей жизни.

         В отрывке из Послания к Колоссянам, апостол проповедует новизну христианского бытия двумя фразами: «вы воскресли со Христом» и «жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Глагол «быть» в настоящем времени обозначает состояние, в котором находится христианин. Благодаря своему участию в воскресении Иисуса, он живет божественной жизнью в этом мире. Поэтому речь идет не только об ином поведении, но и о новом способе «существования», о новой жизни, обретенной христианином. На основании этого нового образа жизни Апостол дает два повеления: «ищите горнего» и «о горнем помышляйте». Христианская мораль отображает новое положение христианина: зная, кем мы являемся, мы должны осознать, что мы должны делать.

         В отрывке из Послания к Коринфянам новое положение христианина определяется в двух формулировках: «новое тесто» и «опресноки». Опресноки, пресный хлеб – это хлеб без «закваски», знаменующей греховное разложение: христианин является хлебом без закваски, ибо Христос преобразил его. Он является «новым тестом», ибо имеет участие в жизни Иисуса. Это и есть нечто существенно «новое». Если мы преобразились благодаря заслугам Христова дела спасения, мы будем впредь жить без «порока» и «лукавства». Павел вновь основывает моральное правило на том, кем мы являемся. Старинная латинская пословица гласит: «Agere sequitur esse» (деятельность следует за бытием – т. е. человек действует сообразно тому, кем он является). Если мы – воистину «новый хлеб», мы должны выражать своим поведением то, кем являемся, иначе мы предадим самих себя, и наши поступки будут противоречить жизни, которую мы получили в дар и приняли как нашу собственную жизнь.

 

Распятый воскрес из мертвых

 

         И вновь литургические книги позволяют нам избрать один из двух отрывков: Ин 20, 1-9 или Лк 24, 1-12. Весь отрывок из Евангелия от Иоанна опирается на факт, что гроб был пуст: Иисус не остался узником смерти. Христианская община здесь представлена в лице Марии Магдалины, Петра и «другого ученика» (т. е. самого Иоанна). Христианская община уверовала в воскресение из мертвых не сразу и нелегко. Мария приходит ко гробу «рано, когда было еще темно», здесь имеется в виду не только темное время суток, ночь, но и тьма, по-прежнему мешающая Марии видеть через призму веры. Мария Магдалина является символом поисков, сомнений и изумления христианской общины: «не знаем, где положили Его». Также Петр «видит одни пелены лежащие, и плат свитый, лежащий в другом месте».

         Все это – знаки смерти Иисуса, но где же Сам Иисус? Приходит другой ученик - и он «увидел, и уверовал». Так символически изображен путь христианской общины, ведущий к вере в Воскресшего. Все это случилось «в первый же день недели» (Ин 20, 1a): в день, открывший в мире новую эру. Воскресший Иисус учреждает новое творение, пробуждает жизнь там, где прежде была смерть, дает надежду там, где не видно было никакого выхода из отчаяния и смерти.

         В Евангелии от Луки также описаны поиски и путь первой церковной общины. Женщины, пришедшие ко гробу, не нашли тела Господа Иисуса. Под властью беспомощности и страха, они склонились к земле. И в этом смущенном и скорбном положении они пережили явление, благовествовавшее им воскресение Иисуса из мертвых. Потом они устремились, чтобы сообщить остальным ученикам все, что увидели. Женщины пришли к вере в Воскресшего Иисуса не на основе доказательств, рассуждений или внешних обстоятельств, а посредством «явления». Бог Сам сообщает и объясняет смысл случившегося. Люди сами по себе никогда не дошли бы до познания воскресения Господа Иисуса. Сам по себе пустой гроб не является «доказательством» в полном смысле слова, он является знамением, которое необходимо правильно понять. Благодаря Божественному явлению, женщины поняли, что именно означает пустой гроб. Слова Петра были только официальным подтверждением того, что гроб действительно пуст: «Петр, встав, побежал ко гробу, и наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Петр удивился, но не уверовал, поскольку пустой гроб сам по себе не является однозначным доказательством, более того - он может вызвать совершенно противоположные мысли, как об этом свидетельствует отрывок из Мф 28, 13-15. Только Свет Божий смог привести Петра к вере в Воскресшего Христа.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More