Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

Богоявление. Торжество, 6 января

 

Бог для всех людей

 

Ис 60, 1-6; Пс 72(71), 1-2.7-8.10-11.12-13 (Пр: 11); Еф 3, 2-3a.5-6; Мф 2, 1-12

 

         Кто такой Бог?  Возможно, этот вопрос оставит равнодушными многих членов нашего общества, которые считают, будто знают ответ на него. По мнению этих людей, Бог "не служит" нам: не выслушивает наши просьбы так, как нам бы хотелось, не помогает больше зарабатывать, не дает советов, как повыше продвинуться по карьерной лестнице, не исцеляет нас, когда мы больны, не останавливает наше старение, не позволяет избежать смерти. А если так - зачем нам Бог? Зачем говорить о Нем или пытаться Его узнать, если Он не служит нам, как какой-либо предмет? Немало людей живут так, будто Бога вовсе не существует: они полностью равнодушны к Нему и не стремятся Его познать. Однако, Бог существует для всех людей – и для тех, кто ищет Его, и для тех, кто не ищет. Он не оставляет в покое никого, поскольку, согласно словам Иисуса, Его цель – найти всех потерявшихся и заблудших овец. Эту знаменательную истину являет нам праздник Богоявления: Бог отправляется в путь, чтобы найти каждого человека, чтобы все мы смогли обрести  Его, а в Нем – свое счастье.

 

«Слава Господня взошла над тобою»

 

         Анонимный пророк, автор настоящего отрывка (Ис 60, 1-6), живший в период после вавилонского изгнания, решается дать ответ на вопрос: как еврейскому народу найти собственную идентичность и миссию Божьего народа в мире?  Израильское и Иудейское царства исчезли, и нельзя было даже помыслить об их восстановлении. Израильский народ - народ Божий - лишился собственного государства. Но какова, в таком случае, его роль в мире?

         Весь мир окутан мглой и мраком. Тьма как символ дезориентации, хаотичной и несчастной жизни покрывает все народы. Только над Божиим народом сияет величественный свет, слава Господня, ведущая его сквозь тьму. "Слава" означает сияющее Божье присутствие, маяк, путеводную звезду, существующую в мире. В общине, где присутствует Бог, люди, живут иначе, нежели в остальном мире. Свет этой звезды, освещающей  Землю, исходит не из собственного источника, а непосредственно от Господа.

         Этот Божий свет привлечет к себе все народы, которые устремятся к нему: "И придут народы к свету твоему... Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе" (Ис 60, 3-4).

         В новозаветные времена новой исторической  общиной, созданной Самим Господом, является Церковь – свободное общество желающих жить, подражая жизни Иисуса. Сам Иисус говорит: "Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы" (Мф 5, 14).

         Множество людей в истории Церкви привлек свет, излучаемый общиной Иисуса! Мужчины и женщины со всех концов Земли во все века и времена видели сияющий в христианской общине свет Господень и приходили, дабы преклонить колени перед Господом. Сколь же огромна наша ответственность, если мы являемся общиной Иисуса и желаем воистину ею быть!

 

Безграничные обетования

 

         Большую часть первых христиан составляли уверовавшие в Иисуса иудеи. Они с трудом принимали мысль, что христианская вера не связана с конкретной нацией, с историческими привилегиями Божьего народа Ветхого Завета. Сам святой Павел, иудей по рождению, изумлен и потрясен Божией тайной, Божией волей открыть врата спасения для всех людей без каких бы то ни было условий, помимо веры. Божий таинственный план гласит: "чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования" (Еф 3, 6). Этот план не ставит человеку никаких условий, препятствий или ограничений. Каждый призван уверовать в Иисуса Христа и стать частью Его Тела – Церкви. Уже в видении пророка Исаии (Ис 60) просматривается универсальный характер Божьего призвания, излучаемый Его общиной, но с приходом святого Павла, чьи слова звучат отголоском речей Иисуса, стало полностью ясно: никакие человеческие звания, никакие национальные привилегии не имеют силы перед Богом. Никакие человеческие узы  не способны подкупить Иисуса или обязать Его. Божье обетование, явленное в Иисусе Христе, предназначено для всех, кто захочет Его принять.

         Евангелие Иисуса – не идеология для узкой группы людей или для конкретной расы или народа; оно – Божественное обетование, данное каждому мужчине и каждой женщине. Вера, необходимая для его принятия, не является привилегией какой-либо расы или миссией, доверенной только одному народу. Вера – это готовность добровольно принять Божье обетование.

         С праздником Богоявления связаны различные фольклорные традиции. Детям нравятся Рождественские ясли и "волхвы". Взрослые в некоторых областях Италии празднуют его, одаривая друг друга. Для людей, живущих мирскими заботами и любящих развлечения, праздник Богоявления является заключительным в цикле "рождественских праздников". А во многих странах мира он не празднуется вовсе, являясь обыкновенным будним днем. Сколь немудрое отношение к этому великому Празднику, который для первых поколений христиан был еще большим, нежели Рождество! (следует отметить, Рождество как праздник утвердилось в более позднюю историческую эпоху). Это был воистину праздник Богоявления – явления Иисуса миру и принятия каждого человека  в христианскую веру.

 Волхвы прибывают из дальних краев, чтобы найти в Божьем народе Спасителя мира. Они видели "звезду Его" (Мф 2, 2), видели Его свет, воссиявший над Божьим народом, и за этой Звездой дошли до самого центра Израиля – в Иерусалим. Это означало, что пришло время исполниться Божественному обетованию, данному Израилю – истинному Божиему народу, и что ныне исполняется пророчество Исаии (в главе 60).

         Откуда же Божий  народ узнает о месте, где родится Спаситель? На этот вопрос дают ответ первосвященники и книжники: "в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка" (Мф 2, 5). В Священном Писании содержится свет, необходимый, чтобы узнать присутствие Мессии и Спасителя. Божий народ является путеводной звездой для остальных народов, поскольку ему дано Священное Писание, Божье слово. 

         Но Ирод считал, что государство и "Церковь" можно отождествить. Он потребовал от волхвов, чтобы они сообщили ему обо всем, что увидят. Он повел себя так, как будто Спаситель мира был одним из его подданных или высшей и божественной гарантией его власти. Но волхвы не возвращаются к Ироду: "иным путем отошли в страну свою" (Мф 2, 12). Иисус не гарантирует существования и стабильности какого-либо земного государства; не является Он и политическим революционером. Он - "вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф 2, 6) . Он желает создать общество, для которого будет Пастырем, а не политическое государство, соперничающее с иными державами. В мир, где царствует тьма – произвол, деспотизм, насилие, Иисус приносит ростки нового общества, в котором будет сиять Божественный свет, привлекающий и покоряющий каждого человека.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More