Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Бог для всех

 

Ис 60, 1-6; Пс 72 (71), 1-2.7-8.10-11.12-13 (Пр.: 11); Еф 3, 2-3a.5-6; Мф 2, 1-12

 

         Многие читатели Священного Писания полагают, что Бог в Ветхом Завете избрал один народ и даровал Себя только этому народу. На основании этого они приходят к заключению, что новизна Нового Завета заключается в универсальности спасения, до этого предназначенного только израильскому народу. Но такое мышление слишком упрощенно, и по сути, ошибочно. Правда, что Бог избрал один народ из числа прочих, но считать, что этим Своим решением Он даровал Себя только иудеям - неверно. Яхве является Богом всех народов и для всех людей! Подлинная новизна Нового Завета заключается в том, что Иисус дает возможность всем людям стать соучастниками Божьего народа с единственным условием, что они уверуют в Него. Нет больше обязательства соблюдать закон Моисея (обрезание, обрядовые и бытовые предписания), который, впрочем, Иисус не отменяет вовсе, а дает ему новое толкование. Израиль всегда воспринимал свое присутствие в мире как задачу быть посредником спасения для всех народов. Церковь тоже воспринимает себя как посредника спасения для всего человечества. Также как израильский народ не идентичен всему человечеству, Церковь как Божий народ не включает в себя все человечество ни в реальности, ни на уровне мышления. Праздник Богоявления напоминает нам что Божий замысел спасения, дарован нам и является действительным для всех людей, согласно Ветхому и Новому Завету.

 

Свет для народов

 

         Священное Писание часто говорит о Иерусалиме как о символе Божьего народа. В сегодняшнем чтении из Книги пророка Исайи, вернее – Тритоисаия, также звучит обращение к городу Иерусалиму как к олицетворению Божьего народа: «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою».

         Божий народ оделся светом, т. е. Божией славой. «Божия слава» означает Божие присутствие. Следовательно, присутствующий Бог является светом для Своего народа. Пророк повторяет: «а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою». Свет и слава – это символы, связанные со словом «Господь». Следовательно, для Божьего народа характерно, что Господь присутствует среди него.

         Также Божий народ имеет свою особую миссию, тесно связанную с ним: он должен стать светом для прочих народов. «И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию». Израиль был избран стать народом Божиим, чтобы светить всем народам.

         Задача Божьего народа – не заниматься самовосхвалением, а свидетельствовать миру о Божием свете, озаряющем и животворящем его. Присутствие Бога в Его народе, выраженное понятием «славы», и символика света указывают на Божий народ как на великую тайну. Божий народ не является только уникальным социальным образованием, т. е. народом, подобным остальным народам. Поэтому в Ветхом Завете «Божий народ» никогда не отождествляется с «израильским царством» - или, как сказали бы в наши дни, Церковь не отождествляется с государством.

 

Бог хочет спасти всех людей

 

         Апостола Павла мы называем «Апостолом язычников», то есть апостолом народов, поскольку он с огромным мужеством возвещал, что Бог хочет спасти всех людей. Кроме того, он проповедовал Евангелие с таким воодушевлением, искренностью и великодушием, что о нем стало известно в сердце тогдашнего мира – в Риме. В сегодняшнем литургическом чтении Павел говорит о «тайне», которая была открыта ему, и которую он возвещает всем людям. «Тайна» – это, по сути, Божий замысел спасения для всего человечества. Не только израильтяне, но и все люди призваны, чтобы быть «сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования». Это призвание и его осуществление возможны только «во Христе Иисусе», поскольку Он является «тайной», т. е. Божиим замыслом спасения, которое Он привнес в историю человечества.

         Следовательно, Церковь – это Божий народ, носитель наследия и сопричастник обетования, созидающий Тело Христа. Также Церковь как Божий народ является «историческим субъектом», т. е. «субъектом» таинственного присутствия Иисуса - Спасителя.

Поскольку Церковь основана не на себе самой, а на Иисусе Спасителе, она не замыкается в эгоистическом самодовольстве, а открывается на каждого человека. Поэтому она предлагает каждому человеку пример подлинной человеческой жизни, каковой была жизнь Иисуса. В этом смысле миссионерская задача Церкви - не просто одна из ее рядовых задач, одна из сторон ее разнообразной деятельности, а одно из ее основополагающих измерений. Церковь существует для того, чтобы показывать каждому человеку истинный образец человеческого бытия, обретенный в Иисусе, нашем Господе и Спасителе. Двери Церкви открыты для всех, ибо через нее Иисус Христос указывает людям исключительный пример подлинной человеческой жизни – Его жизни.

 

Волхвы и звезда

 

         В поклонении волхвов исполняется пророчество о паломничестве всех народов в Иерусалим. Иисус – полное Откровение Бога, Он - Спаситель, Мессия. Волхвы представляют собой языческие народы, приходящие к Иисусу. Они увидели звезду, которую назвали «Его звездой», т. е. звездой иудейского Мессии. Ведомые этой звездой, они достигли Иерусалима. Здесь им было дано разъяснение, основанное на Священном Писании («ибо так написано через пророка»). Из Священного Писания они узнают, что Мессия должен родиться в Вифлееме: следовательно, Божие Слово воплотилось в свет звезды, которая привела их к Самому Иисусу. «Звезду» и «Божие Слово» мы можем понимать как два равноценных элемента: они олицетворяют свет, приводящий людей к Иисусу.

         Каждый человек сможет прийти к Иисусу-Спасителю, восхвалить Его и поклониться Ему, если он позволит свету Божьего слова вести его. Из Божьего слова рождается вера, побуждающая нас к «поклонению» Иисусу как Божиему Сыну. Это слово открыто для всех людей в мире, как звезда, которую может увидеть каждый человек.

         Звезда подсказала  волхвам, что Иисус является «новородившимся Царем Иудейским»: ведь они искали царя. Но пророческое слово направило и напомнило им, что Иисус – это «Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». Давайте обратим внимание на замену понятия «Царь» понятием «Вождь» с уточнением, что Израиль считается «Божиим народом» (буквально: «народ Мой»). Иисус неотделим от Церкви, Божьего народа, и когда волхвы приходят к Иисусу, они тем самым входят в Церковь как в Божий народ.

         Следовательно, паломничество народов устремлено не только к Иисусу, но и к Церкви. Церковь, будучи Божиим народом, озаренная лучами света Божьего слова, предназначена стать светочем для всех народов и городом, воздвигнутым на холме, который привлечет к Иисусу всех людей. Церковь, следующая за Иисусом и живущая как Иисус, сияет на протяжении истории подобно маяку, который в глубокой ночи мира, в котором господствуют насилие и ненависть, освещает человеческие пути. Но для того, чтобы стать подлинным «светом», привлекающим человечество к Иисусу, Церковь должна действовать как подлинный Божий народ, как альтернативное общество, живущее согласно новому «примеру» человеческого бытия – жизни Самого Иисуса, силой Святого Духа, дарованного ей Иисусом.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More