Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Богоявление. Торжество, 6 января.

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Всеобщность спасения

 

Ис 60, 1-6; Пс 72(71), 1-2.7-8.10-11.12-13 (Пр: ср. 11); Еф 3, 2-3a.5-6; Мф 2, 1-12

 

         В настоящее время мы часто слышим об определенной «потребности в религии». Но все мы понимаем, что если такая потребность, такое желание части общества действительно существует, ее следует объяснить. Заданный вопрос не из легких, и трудно дать на него удовлетворительный ответ. Многие люди в наше время ощущают невыносимое давление общества, манипулирующего ими, вытесняющего их на задворки бытия, культивирующего одиночество, неуверенность, безысходность и недоверие. Вследствие этого, у человека возникает потребность в чувстве уверенности, желания быть признанным, необходимость поделиться с другими своими переживаниями, обрести смысл жизни, который даст нам уверенность и утешение.

         Риск и опасность состоят в том, что многие понимают христианскую веру исключительно как «систему ответов на человеческие нужды», в которой Бог «служит» слабому и немощному человеку. У многих существует собственное понятие Бога, которое можно охарактеризовать как «Тот, кто залатает наши дыры». Но, к счастью, и в наши дни существуют люди, которые ищут Бога смиренно, кротко, без шума и суеты, в простоте сердца, а не под давлением проблем и нужд. Они ищут Бога, существующего для всех нас, любящего нас и бескорыстно дарующего Самого Себя. Бога, успокаивающего сердце человека, желающего жить в Его счастливом и благодатном присутствии. Бога, являющегося Обетованием и Даром. Только Бог, с любовью дарующий Себя бескорыстно и без остатка, является Богом для всех

 

Приходит твой свет

 

         Пророк взывает с любовью и при этом энергично: «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою» (Ис 60, 1). Бог идет навстречу человеку подобно тому, как солнечный свет приходит навстречу нам в ясное утро и разгоняет ночную тьму. Бог Своим свободным решением разгоняет ночь вокруг человека, погруженного во тьму истории. Как подчеркивает пророк, решение Бога приходит свыше: «над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою». Бог приходит как Свет, воссиявший и явивший Себя,  прежде всего, для того, чтобы мы познали Его, оценили и приняли  как дар Небес, прежде, чем повиноваться и служить Ему. Бог, дарующий нам Себя, дает нам возможность узнать Его и с беспредельной нежностью как любящий Свет проникает в самые глубины человеческой совести, избавляя ее от сомнений и открывая ее для познания смысла жизни и окончательного исполнения своих обетований.

         Если община Господня живет этой верой и сама излучает свет (Ис 60, 3), то, по словам пророка, «сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут, …и возвестят славу Господа». Видя озлобленность и удрученность своего народа после вавилонского пленения, пророк не может оставаться незаинтересованным «менеджером» религиозного прозелитизма. Он ободряет израильский народ, чтобы тот свидетельствовал перед всем миром о Божьем свете, в который облекся, и о правдивости Божьих обетований, которые он соблюдает и которыми живет.

         С радостью и глубокой христианской верой возвещает апостол Павел «Христову тайну»: Божий план спасения, с которым он познакомился во время полученных от Бога откровений и который он теперь открыто возвещает всем остальным, «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф 3, 6). То, что прежде принадлежало одним лишь евреям, становится даром для всех народов: и евреи, и язычники получили через Иисуса Христа доступ к беспредельной Божественной Тайне. Обратим внимание на выражение «посредством благовествования» («через Евангелие»): Евангелие является необходимым средством и условием спасения для всех. Именно приняв Евангелие и живя согласно ему, люди созидают Церковь – «Тело Христово» - и живут в ней. Полноценный дар Бога человечеству осуществился в Его Сыне, Иисусе Христе, и каждому из нас дана возможность прийти к Нему через проповедь Евангелия. Бог посредством Иисуса Христа выражает желание, чтобы мы проповедовали Его, и жаждет отдать Себя без остатка всем людям как Истину и Жизнь, как бескорыстную всеобъемлющую Любовь.

        

Звезда обетования

 

         Глава Евангелия, повествующая о волхвах, показывает нам их духовные искания. Мудрые волхвы с Востока вопрошают: «где родившийся Царь Иудейский?». В этот момент они воспринимают Иисуса не как религиозный объект, а как царя, чью звезду они видели восходящей на небесах. Еврейские священники и ученые вместе со своим царем Иродом стремятся отождествить «Царя Иудейского» с личностью Мессии и определить место его рождения – город Вифлеем в Иудее. В Священном Писании действительно предсказано рождение Мессии. Но жители Иерусалима не верят в Искупителя и Спасителя, не надеются на Него и не ищут Его. Тремя волхвами руководит звезда, они следуют за ней и, в конце концов, она приводит их в дом, где они и находят Младенца и Марию, Его Матерь. Они кланяются Ему и вручают свои дары. После этого они возвращаются на родину, но ни Ироду, ни израильскому народу не рассказывают о месте, где находится Младенец.

         Только мудрецы искали Бога по-настоящему, искренне и бескорыстно - поэтому они обрели гораздо больше, нежели искали: Царя и Матерь Его (В древности на Ближнем Востоке таков был состав царской семьи – ср. 3 Цар 2, 19; 15, 2; 4 Цар 10, 13; 12, 1; 23, 31). Ирод и весь Иерусалим были полны беспокойства, любопытства и слепой самоуверенности, поэтому они не смогли найти Мессию-Царя. Ибо Бог является только тем, кто искренне ищет Его, независимо от расы, национальности и языка.        

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More