Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Иисусов крест и Божья тайна

 

Числ 21, 4b-9; Пс78(77), 1-2.34-35.36-37.38 (Пр.: ср. 7b); Флп 2, 6-11; Ин 3, 13-17

 

         На вопрос «Кто такой Бог?» люди дают весьма различные, подчас противоречащие друг другу ответы. Сегодняшний праздник повествует о том, что Распятый являет нам Божию тайну, но при этом, по словам апостола Павла, Распятый был соблазном для Иудеев и безумием для Эллинов. Иудеи считали, что Бог – это Чудотворец, поэтому Он не может умереть на древе креста как преступник; Эллины же полагали, что Бог, будучи премудрым и могущественным, уничтожит Своих врагов, отомстит за Себя и накажет тех, кто Его отрицает. Смерть, причем не просто «смерть», а «смерть на кресте», вызвала негодование и невероятное удивление как у Иудеев, так и у Эллинов, да и в наши дни Иисус Христос Распятый вызывает множество вопросов. Ведь нам тоже хотелось бы иметь иного Бога, а не Бога, Которого являет нам Распятый: Бога Всемогущего, способного делать все, что Он захочет, способного уничтожить преступников, поразить глупцов, победить врагов и отомстить всем, отрицающим Его.

         Мы считаем «правильным» все, что выглядит «логичным»: ведь, по нашему мнению, Бог ненавидит преступников, Он не может быть слабым и побежденным, а напротив - должен быть всесильным победителем. Но Распятый демонстрирует нам, что, хотя Бог действительно всесильный и всемогущий победитель, Он отличается от наших представлений и мечтаний о Нем.

 

Исцеляющий взгляд

 

         После исхода из Египта, израильский народ испытывал немало трудностей и бедствий в пустыне и «стал малодушествовать на пути» (ст. 4). Народу надоела скромная и убогая пища - манна (ст. 5), и им овладели подозрения, якобы Бог хотел не освободить, но погубить его (ст. 5). Вместо радости от свободы народ почувствовал ностальгию по жизни в рабстве и начал роптать не только против Моисея, но и против Бога, представителем Которого был Моисей. Пространство, бывшее до сих пор средоточием свободы, превратилось для израильского народа в тюрьму и настоящий ад: в раскаленной пустыне неожиданно появились ядовитые змеи, которые умервщляли многих людей. Так бывает всегда: если мы не видим окружающий мир как свободное пространство, дарованное нам Богом – мир превращается в царство смерти.

         Но Бог помиловал Свой народ и приказал Моисею изготовить медного змея, чтобы «ужаленный, взглянув на него, остался жив» (ст. 8). Народы древнего Ближнего Востока приписывали змеям целебную силу, считая их символом жизни. Библейский текст частично перенимает эту идею, но приписывает исцеление Господу: «взглянуть» на изображение змея означает увидеть в змее символ исцеляющей силы и воли Бога. Старинное народное суеверие, магический предрассудок, связанный со змеями, превратилось в знамение Божьей силы, возвращающей здоровье и жизнь.

           То, что речь идет о змее как о символе, подтверждает факт, что изображение змея следовало поместить на древке и поднять его «на знамя» («nés» на еврейском языке).  Поэтому в данном случае змей является не магическим предметом, а символом спасительной власти и силы Бога.

           Далее говорится о разделении людей сообразно их реакции на медного змея: кто поверил (т. е. «взглянул» на него), тот исцелился, а кто не поверил (т. е. «не взглянул»), тот умер. В Книге Премудрости об этих событиях говорится следующим образом: «И тогда, когда постигла их ужасная ярость зверей и они были истребляемы угрызениями коварных змиев, гнев Твой не продолжился до конца.  Но они были смущены на краткое время для вразумления, получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего» (Прем 16, 5-6).

         Подозрение, якобы Бог не желает им добра и даже желает погубить их в пустыне, посеяло среди израильтян тревогу и отчаяние. Они полагали, что Бог оставил и наказал их, приведя их в знойную пустыню. Их жизнь стала смертельно невыносимой, и они «стали малодушествовать» (ст. 4).

         Этот таинственный случай, о котором мы читаем во время литургии, служит прообразом распятия Иисуса. По сути, Распятие, как и образ медного змея, разделает людей: неверующие думают о жестоком Боге, оставившем и наказавшем Своего Сына, в то время как верующие способны «увидеть» в нем знамение спасения.

 

Послушный Сын

 

           В отрывке из Послания святого апостола Павла к Филлипийцам – так называемом литургическом гимне первых христиан - говорится о повиновении Иисуса Христа Отцу «даже до смерти, и смерти крестной» (ст. 8) и о прославлении посредством воскресения, которое Иисус Христос получил от Отца, ставши таким образом Господом «во славу Бога Отца» (ст. 11).

         Этот гимн говорит нам о том, что составляет самую глубинную сущность жизни Иисуса – о Его истинном начале-происхождении от Отца, на которое Он Сам непрерывно ссылается. Поэтому Иисус живет и умирает в повиновении Отцу, но это повиновение не является ни аскетическим упражнением, ни подчинением чужой чрезвычайно сильной воле. Суть послушания Иисуса – в Его безоговорочной преданности Отцу: Он послушен до самой смерти, поскольку является Сыном Отца, и именно благодаря этой абсолютной преданности и послушанию Он может говорить о Себе как о Сыне.

         Благодаря безоговорочной преданности Отцу в жизни и смерти, Иисус познал победу над смертью и воскресение из мертвых. Повиновение Отцу в первую очередь характеризует жизнь Иисуса как жизнь Божьего Сына. Этим Иисус показывает нам, что только в безоговорочном послушании Богу мы сможем полностью реализоваться как люди. Воскресение из мертвых - это «исполнение» преданности, ее кульминационная точка.

 

Вера, которая спасает

 

         Отрывок из Евангелия от Иоанна содержит ссылку на отрывок из Книги Чисел (глава 21), который мы рассматривали ранее: «И как Моисей вознес змея в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (стихи 14, 15). Змей в данном случае означает знамение, символ, а «взглянуть» означает уверовать: сказано же это о распятом Иисусе, воздвигнутом на Древе Креста, как об источнике божественной жизни для всех верующих в Него.

         Крестная смерть Иисуса – проявление Божьей любви, а не гнева или мести: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (ст. 16). Иисус  не заботился о том, чтобы владеть чем-либо, Он даже не думал о сохранении Своей жизни. Он избрал жизнь в безоговорочной преданности любви до самой смерти и таким образом явил нам таинственную Божью волю.

         Ни в коем случае нельзя говорить, что Бог «использовал» смерть Иисуса как плод злобы неверных и жестоких людей в качестве основания для осуждения грешного человечества: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (ст. 17). Наша человеческая злоба, приведшая Божьего Сына к смерти на Кресте, заслуживает сурового и справедливого наказания. Однако Бог превратил эту смерть в источник вечной жизни для верующих в Него.

         Таким образом, распятие, с одной стороны, демонстрирует всю огромную бездну, всю глубину человеческой вины, но с другой стороны оно показывает нам непоколебимую, любящую волю Бога, желающую спасти нас, вечно любить нас и даровать нам жизнь, подобную Его жизни. Принимая страдания и смерть, Иисус показывает нам, что Он пришел, дабы придать ценность и смысл даже тому, что не имеет смысла, поскольку является плодом наших грехов. Благодаря страданиям Иисуса и Его унизительной смерти на Кресте, мучения и смерть человека обретают смысл и ценность. Иисус говорит каждому из нас: «Если ты будешь переносить страдания также, как Я переносил крестные муки, ты сможешь обрести смысл и ценность твоих страданий, и они более не будут для тебя бессмысленными и безнадежными. Твой «крест» станет для тебя залогом вечной жизни».

           Мы часто поддаемся искушению мыслить следующим образом: «Если я страдаю, значит, Бог жесток». Подобные взгляды основаны на представлении, якобы Бог – причина наших страданий и суровый «страж порядка», наказывающий людей за малейшее нарушение. Но, думая таким образом, мы забываем о главном моменте - о Кресте Иисуса. Поэтому нам следовало бы говорить: «Если я буду переносить страдания также, как Иисус - в безоговорочной преданности Отцу - Бог даст мне вечную жизнь и наполнит меня радостью».

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More