Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Тело и кровь Завета

 

Исх 24, 3-8; Пс 116 B(115), 12-13.15 и 16bc.17-18 (Пр.: 13); Евр 9, 11-15; Мк 14, 12-16.22-26

 

            Со времен Каина и Авеля, т. е. с незапамятных времен, люди борются, и соперничают друг с другом. Каждый пытается «использовать» других, иметь больше и быть лучше или по крайней мере не хуже других. Это порождает постоянное насилие, порой ведущее к «драматическим» явлениям, а также проникает в обыденные межличностные отношения. Терроризм, похищение людей, присвоение чужой собственности и различные формы изгнания людей из общества или на его окраину – распространенные проявления насилия.

            Насилие коренится в эгоизме людей, как отдельных лиц, так и групп, в желании обладать чем-либо любой ценой, использовать, «опустошать» других ради своей пользы. Этот эгоизм формирует общество, в котором люди живут не чтобы давать, а чтобы брать, воровать, копить богатства. Иисус действовал ровно наоборот. Он пожертвовал Своей жизнью ради других и тем самым установил принцип альтернативного, нового общества. Общества, в котором люди живут, чтобы давать и чтобы любить. Жертвование собой ради других - это Божий закон, проникающий все земное существование Иисуса до такой степени, что Его жизнь правильнее всего можно назвать жизнью ради других. Крестная смерть Иисуса Христа и Евхаристия, в которой Он таинственно и реально присутствует, являются подлинным проявлением беззаветной жертвы Иисуса  ради людей.

            Смерть Иисуса являет нам Его Божественную природу и демонстрирует единственный путь, идя которым, человек может полностью реализоваться сам и создать справедливое и по-настоящему счастливое общество. Так что же это за путь, который может спасти, страждущее общество, искаженное насилием и человеческим эгоизмом?  Какой план может исцелить нашу жизнь и пустить ее в новое русло? Чем больше мы отдаляемся от Евхаристии, т. е. от замысла Иисуса - тем больше мы запутываемся в спирали эгоизма и насилия, отравляющих жизнь человека и общества.


Слово Завета

 

            Отрывок из Книги Исхода, который мы слышали в первом чтении, представляет собой размышления о событиях, происходивших на Божией горе Синай. Что же там произошло? В тексте упоминаются два события: слово, обращенное Богом к Своему народу, и жертва, которую израильтяне приносят Богу. Особо подчеркивается факт, что Бог говорил со Своим народом, и Моисей записал все слова Господни. На слово Бога народ единогласно отвечает: «Все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]». Эта беседа окончательно скрепляет Завет между Богом и Израилем.  Бог говорит «да» Израилю, а Израиль отвечает «да» Богу.  Речь идет о завете, поскольку слова, записанные Моисеем, именуются «Книгой Завета».

            Вторым значительным событием на горе Синай является жертвоприношение. Половину жертвенной крови Моисей вылил на жертвенник, а второй половиной окропил людей. Жертвенник - это символ Бога. Кровь - символ жизни, соединяющий Бога и народ. В этот момент они – Бог и Его народ - связаны животворящими узами. Таким образом, были созданы узы крови, кровное родство между Богом и людьми. Однако, этот обряд не является магическим, действующим автоматически. Его сопровождает чтение Книги Завета, на которое люди отвечают: «Все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]».

            Обряд и слово - два основных момента заключения Синайского Завета. «Кровь» - это символ жизни, объединяющей обе договаривающихся стороны. «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сиих». Слово созидает между лицами узы. Обряд является видимым проявлением веры и послушания личностному Богу, говорившему с Израилем.

            Сегодня, в торжество Пресвятой Евхаристии, мы видим в событиях на Синае прообраз двух литургических трапез: трапезы Божьего Слова и трапезы Тела и Крови Христовой. Иисус дарует нам Себя в слове и Крови, чтобы заключить с каждым из нас личный завет, подобный Синайскому Завету.


Кровь Христа

 

            Фрагмент Послания к Евреям – удивительная проповедь о священстве Христа - также говорит о крови и жертве. Иисус Христос положил конец системе ветхозаветных жертвоприношений, принеся в жертву не «кровь козлов и тельцов», а Самого Себя, т. е. Свою собственную Кровь. Он принес в жертву не заместительную жертву, а Себя Самого. Иисус Христос привнес новое понимание взаимоотношений с Богом: в жертву, угодную Богу, Он принес не «предмет» (жертвенных животных), а собственную жизнь.

            Иисус «Самого Себя принес Богу в жертву непорочную», оживленную силой и любовью «вечного Духа» - т. е. «Духом Святым». Его жертва была совершенной, непорочной и преисполненной любви – мостом единения с живым Богом. Бог жаждет от нас не какой-либо внешней жертвы, а духовного единения с нами. Иисус принес в жертву Себя, умерев на Кресте, поэтому Ему нет необходимости приносить повторную жертву. Если бы Он пожертвовал «что-либо», какой-либо предмет, Ему пришлось бы повторять жертву «чего-либо». Но Он принес в жертву Себя Самого – и более нет ничего, что можно было бы пожертвовать.

            Своей беззаветной жертвой Иисус принес нам вечное, т. е. совершенное и окончательное искупление. Нам нет нужды ожидать другого Искупителя. Искупление, дарованное Им - это не простое внешнее очищение, поскольку, совершая жертву искупления, Иисус как человек вошел в общение с Богом, а человеческая природа Иисуса Христа представляет все человечество в целом.

            Принеся в жертву Свою жизнь, Иисус Христос стал «ходатаем Нового Завета». Люди, живущие, как Он, входят в общение с Богом. Он указал нам путь, как надо жить и как умирать. Он ведет нас по Своему пути, чтобы мы также смогли принести в жертву свою жизнь, т. е. чтобы наша жизнь стала жертвой, угодной Богу.


Кровь, за многих изливаемая

 

            Евангелист Марк в своем Евангелии говорит нам, что при установлении Евхаристии Иисус «отдал» хлеб и чашу вина. Хлеб и вино, которые дает Иисус – это Его жизнь, принесенная в жертву за всех. Марк подчеркивает слова «пролитие крови» - крови Завета. Благодаря своей верности вплоть до пролития крови, Иисус заключает с нами Новый Завет, тем самым даровав нам возможность окончательного единения с Богом.

            Для чего Иисус «отдает» хлеб и вино, т. е. Свое Тело и Кровь? Иисус дарует Себя целиком Своим ученикам в Евхаристии, как Он делал это на протяжении всей Своей земной жизни. Он жил не ради Себя, а ради других. Отдавая нам Себя в Евхаристии, Он побуждает нас действовать также как Он, т. е. дарить себя другим людям, как Он Сам даровал Себя.

            Евхаристия - это не принесение в жертву какого-либо предмета, «чего-либо», а жертва Иисуса Христа, дарующего Себя Богу и всем верующим в Него. Жертву Евхаристии совершаем не мы, а Иисус Христос, приносящий Себя в жертву Отцу. Одновременно Иисус в Евхаристии дарует Себя нам, чтобы укрепить нас в Своей беззаветной преданности Отцу и братьям.

            Таким образом, Иисус в Евхаристии созидает новое общество - общество людей, которые, подобно Ему, жертвуют жизнью ради других. Это общество отличается от всех прочих обществ, созданных людьми ради удовлетворения их потребностей и прихотей, ради приобретения богатств, а также для удержания насилия в определенных пределах. Церковь, рожденная из Евхаристии - это общество людей, готовых в любых случаях действовать так, как действовал Иисус.

            Евхаристическая жертва Иисуса идеально воплощает слова «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8, 35). «Потерять свою душу (жизнь)» ради Иисуса и Евангелия означает беззаветно отдать себя людям, как это сделал Иисус, по тем же причинам, по которым это сделал Иисус. Такой образ жизни принесет нам «спасение», радость и подлинную самореализацию в жизни.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More