Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

Святое Семейство - Иисус, Мария и Иосиф. Праздник 

 

Семья - община домашней Церкви 

 

Сир 3, 2-6.12-14; Пс 128(127), 1-2.3.4-5 (Пр.: 1); Кол 3, 12-21; Лк 2, 22-40

 

            Всего несколько дней назад мы отметили Торжество Рождества Христова, поэтому сегодняшний праздник с хронологической точки зрения продолжает и дополняет его. Как именно мы встретили Рождество? Возможно, многие семьи в эти дни столкнулись со страданием, печалью, разногласиями и всевозможными «проблемами», которые показались нам неразрешимыми. А быть может, многие семьи вовсе не познали рождественской радости...

         Наверняка были семьи, где родители участвовали в Мессе праздника Рождества с печальным сердцем, ибо их сыновья или дочери отказались праздновать Рождение Господа вместе с ними. В других семьях могло быть наоборот. Сколько же страданий и боли переживают наши семьи! На первый взгляд  может показаться, что праздник Святого Семейства – Иисус, Мария и Иосиф только подчеркивает непреодолимую разницу между идеальной и обычной, реальной семьей. Мы можем задаться вопросом, каким образом Святое Семейство может послужить «образцом» нашим семьям. Разумеется, в Святое Семейство входили уникальные «личности», а среди них – и Сам Сын Божий. Но Бог действует и в нас самих, и в наших домах.

 

Божия воля

 

         Начало главы Книги премудрости Иисуса сына Сирахова говорит о Божием замысле относительно семьи: «Господь хочет». У Бога есть Свой план о семье: Он задумал ее и создал как Свою общину, в которой Он присутствует и действует.

         Во взаимодействии с семьей мы можем освободиться от грехов: «Почитающий отца очистится от грехов»; «Уважающий отца будет долгоденствовать». В маленькой семейной общине верующий обретает Божие прощение и избавление от грехов при условии, что он по-настоящему, искренне примирится со всеми домочадцами: с отцом и матерью, с детьми, братьями и сестрами. Тогда семья становится подлинной домашней Церковью.

         Если дети уважают отца и мать, любят их, помогают им и стремятся их понять - они выполняют Божию волю, иначе говоря – образуют общину по замыслу Бога. Если мы обратимся к Священному Писанию, выражение «Божия воля» всегда относится к созиданию и утверждению общества любви и взаимопомощи. Семья, соблюдающая Божию волю, созидает саму сущность Церкви и формирует общество согласно желанию Бога. Кто слушает Господа, тот не только радует мать и отца, но и сам находит радость и утешение у Господа. Мы учимся сочувствию, любви, терпению, взаимоуважению и помощи ближнему, прежде всего, в кругу семьи - в нашей первой школе любви к ближним. Ибо кто нам ближе, нежели самые родные люди?

 

Семейные добродетели

 

         Выше мы сказали, что семья - первая школа христианских добродетелей. Именно в ней мы должны в первую очередь продемонстрировать, насколько мы соответствуем словам святого Павла: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». В семье нам надлежит  «снисходить друг другу и прощать взаимно, если кто на кого имеет жалобу». Семейные узы с вложенным в них их удивительно глубоким посланием любви должны стать образцом истинной любви к каждому нашему ближнему: любви самоотверженной, всепонимающей и чуткой, не ведающей холода и отстраненности. Добродетели, о которых говорит Апостол Павел, представляют собой различные аспекты подлинно христианского отношения к ближнему: предложить ему помощь, приютить, дать уверенность в себе и хоть чуточку семейного тепла, чтобы он смог почувствовать себя «как дома». Но откуда нам взять сил и энергию для такой любви, чтобы она не связывала, не парализовала, а напротив -  освобождала, чтобы мы не ломали людей в угоду себе, а принимали их такими, какими они есть?

         Слова Святого Павла предельно ясны: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Искреннее слушание слова Христова, его принятие и укоренение в нашем внутреннем мире, а также молитва - неиссякаемые источники, дарованные нам, чтобы мы черпали из них, пили из них и обретали силы щедро и искренне дарить себя.

 

Божия семья

 

         Отрывок из Евангелия описывает случай из жизни Иисуса. Родители принесли младенца в храм, чтобы посвятить Его Господу, согласно требованию Закона: «Чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» (Лук 2, 23). Иисус  безоговорочно и исключительно принадлежит Богу, поскольку Он – Святой и Божий Сын (Лк 1, 35). Также безоговорочно посвящены Богу и Дева Мария, и Иосиф, всецело доверившийся Богу и Его таинственной воле. Это – исключительная характеристика данной семьи из Назарета. Она принадлежит Богу, посвящена Ему, и именно поэтому, а вовсе не из-за отдельных красивых жестов или добрых дел, является примером для всех семей. Каждая семья находит в семье из Назарета пример того, каким образом  ей следует строить свою жизнь.

         «Быть семьей, посвященной Господу» означает, что Бог хочет войти в эту семью как единственный Господь. В ней не должны чтить других богов – например, развлечения, деньги, престиж и т.д. Семья Иисуса демонстрирует нам намерение Бога, жаждущего присутствовать в каждом доме на правах Господа. Ибо семья - Божья собственность: Он ее задумал, сотворил и желает, чтобы она существовала. Изгоняя Бога из семьи, мы со временем теряем способность понимать суть и жизнь семьи так, как ее задумал Бог.

         Ясное дело, что Бог не дает нам универсального рецепта для решения повседневных проблем каждой отдельной семьи. Но на примерах из истории Он показывает, каким образом мы должны искать решение этих проблем. Он хочет, чтобы мы умели слушать Евангелие и молитвами создавали пространство для присутствия Бога, Создателя семьи – согласно воодушевляющим словам святого  Павла.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More