Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Святое Семейство Иисус, Мария и Иосиф. Праздник.

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Семья - домашняя Церковь

 

Сир 3, 2-6.12-14; Пс 128(127), 1-2.3.4-5 (Пр.: ср. 1); Кол 3, 12-21; Мф 2, 13-15.19-23

 

         Всего несколько дней назад мы отметили Торжество Рождества Христова, поэтому сегодняшний праздник с хронологической точки зрения продолжает и дополняет его. Как мы встретили Рождество?

 Возможно, многие семьи в эти дни столкнулись со страданием, печалью, разногласиями и всевозможными «проблемами», которые показались им неразрешимыми. А быть может, многие семьи вовсе не познали рождественской радости...

         Наверняка были семьи, где родители участвовали в Мессе праздника Рождества с печальным сердцем, ибо их сыновья или дочери отказались праздновать Рождение Господа вместе с ними. В других семьях могло быть наоборот. Сколько же страданий и боли переживают наши семьи! На первый взгляд  может показаться, что праздник Святого Семейства – Иисус, Мария и Иосиф только подчеркивает непреодолимую разницу между идеальной и обычной, современной семьей. Мы можем задаться вопросом, каким образом Святое Семейство может послужить «примером» нашим семьям. Разумеется, в Святое Семейство входили уникальные «личности», а среди них – и Сам Сын Божий. Но мы должны помнить, что Они и по сей день, присутствуют посреди нас, в наших семьях.

 

Божья воля

 

         Начало главы Книги премудрости Иисуса сына Сирахова говорит о Божием замысле относительно семьи: «Господь хочет». У Бога есть Свой план о семье: Он задумал ее и создал как Свою общину, в которой Он присутствует и действует.

         Во взаимодействии с семьей мы можем освободиться от грехов: «Почитающий отца очистится от грехов»; «Уважающий отца будет долгоденствовать». В маленькой семейной общине верующий обретает Божие прощение и избавление от грехов при условии, что он по-настоящему, искренне примирится со всеми домочадцами: с отцом и матерью, с детьми, братьями и сестрами. Тогда семья становится подлинной домашней Церковью.

         Если дети уважают отца и мать, любят их, помогают им и стремятся их понять - они выполняют Божию волю, иначе говоря – образуют общину по замыслу Бога. Если мы обратимся к Священному Писанию, выражение «Божия воля» всегда относится к созиданию и утверждению общества любви и взаимопомощи. Семья, соблюдающая Божию волю, созидает саму сущность Церкви и формирует общество согласно желаниям Бога. Кто слушает Господа, тот не только радует мать и отца, но и сам находит радость и утешение у Господа. Мы учимся сочувствию, любви, терпению, взаимоуважению и помощи ближнему, прежде всего, в кругу семьи - в нашей первой школе любви к ближним. Ибо кто нам ближе, нежели самые родные люди?

 

Семейные добродетели

 

         Выше мы сказали, что семья - первая школа христианских добродетелей. Именно в ней мы должны в первую очередь продемонстрировать, насколько мы соответствуем словам святого Павла: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». В семье надлежит нам  «снисходить друг другу и прощать взаимно, если кто на кого имеет жалобу» (срав. Кол 3, 12-13). Семейные узы с их глубоким посланием любви, должны стать образцом истинной любви к каждому нашему ближнему: любви самоотверженной, всепонимающей и чуткой, не ведающей равнодушия и отстраненности.  Добродетели, о которых говорит св. ап. Павел, представляют собой различные аспекты подлинно христианского отношения к ближнему: предложить ему помощь, приютить, дать уверенность в себе и хоть чуточку семейного тепла, чтобы он смог почувствовать себя «как дома». Но откуда нам взять сил и энергию для такой любви, чтобы она не связывала, не парализовала, а напротив -  освобождала, чтобы мы не "ломали" людей в угоду себе, а принимали их такими, какими они есть?

         Слова святого Павла предельно ясны: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Внимательное слушание слова Христова, его принятие и укоренение в нашей жизни, а также молитва - неиссякаемые источники, с которых мы должны черпать силы к искреннему служению Богу и ближним.

 

Семья и народ Божий

 

         Святое Семейство возвращается из Египта, исполняя таким образом пророчество Осии (Ос 11, 1): «из Египта вызвал сына Моего». Иосиф и Мария олицетворяют верный Израиль, ведомый Мессией к исполнению, окончательному исходу с целью создания нового общества Мессии. Ясно, что Матфей видит в жизни Святого Семейства «свершение» судеб Божьего народа: Святое Семейство в этом смысле представляет собой «домашнюю Церковь».

         Политические властители земли меняются, Ирода  I Великого (37-4 гг. до н. э.) сменяет на троне Архелай (в Иудее и Самарии, 4 г. до н. э. – 6 г. н. э.), но жестокость правления и угнетение людей продолжается. Мирским владыкам противопоставляется Младенец Иисус, Царь-Мессия, на первый взгляд кажущийся слабым и беззащитным, но на самом деле превосходящий могуществом любую мирскую политическую власть.

         «Спасение» Святого Семейства от гнета новых правителей государств, угрожающих ему, положило начало спасению нового Божьего народа, бегущего из Египта и возвращающегося в землю Израиля. Бог дает возможность обрести родину и безопасный дом Своему народу, собравшемуся вокруг Иисуса Мессии, прозванного «Назарянином» (это прозвище созвучно слову «neser» - т.е. «отросток»). Таким образом Семейство Иисуса становится прообразом Божьего народа. Там, где Иисус «занимает Свое место», формируется Божий народ - Церковь.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More