Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

В тайне Бога

 

Втор 4, 32-34.39-40; Пс 33(32), 4-5.6 и 9.18-19.20 и 22 (Пр.: 12); Рим 8, 14-17; Мф 28, 16-20

 

            Кто такой Бог? Если послушать таких известных «религиозных скептиков» как Карл Маркс, Фридрих Ницше и Зигмунд Фрейд, они утверждают с позиции самоуверенных наставников, что Бог - это некое существо, на которое человек переносит свои желания, потребности или страхи. Иначе говоря – что человек создает собственное представление о Боге. Именно это утверждает культура, ставящая человека во главу угла и считающая человека источником всего сущего. На этом предрассудке зиждется вся современная культура: все создано человеком, включая идею и представление о Боге. Нет ничего, что человек не создал бы. Видеть в человеке первопричину всего, включая Бога – глупая, абсурдная идея. Таким образом человек замыкается в себе и своих действиях – а также в своих представлениях о мире и Боге.

         Сегодняшний праздник напоминает нам, что не человек создал Бога, а Бог - человека. Этот праздник освобождает нас от абсурдного предрассудка, будто бы существует только то, что создал человек. Напротив, мы призваны искать в окружающем мире все новые явления и удивляться им, а также признать: все, что нам даровано, давно существует и без нашего вмешательства. Человек, замечающий только то, что создано человеческими руками, не может продвинуться дальше и открыть сверхестественное измерение реального мира, «тайну», проницающую его и являющуюся его источником.

         У реальности есть как бы, «символическое» измерение, т. е. она способна явить исключительную тайну, которую Иисус позволил нам узнать в проповеди: Бог - это Триединство Отца, Сына и Святого Духа. Только Иисус мог научить нас глубинному познанию истинного Бога и смысла мира: Он явил нам подлинный лик Бога. И сегодня мы с радостью восхваляем эту великолепную истину.

 

Бог, заговоривший с нами

 

         «Бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли [какой] народ глас Бога [живого], говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?» (Втор 4, 33). Израиль размышляет о своей истории в поисках собственной идентичности и своего призвания, а также в поисках образа Бога, Который вел его и был его Владыкой. Яхве, Создатель мира, «избрал» себе Израиля из многих народов (ст. 34), говорил с ним, как не говорил ни с каким другим народом (ст. 33): только Он - истинный Бог, «другого нет кроме Него» (ст. 35). Израильский народ – единственный народ, имеющий Бога, несравнимого с иными богами. Бога по имени Яхве – «Сущий».

         По сравнению с другими религиями (ст. 32), явление на горе Хорив (ст. 33.36), исход из Египета (ст. 34.37), первые войны в целях захвата Земли Обетованной (ст. 38, в литургическом чтениии не приводится) - все это делает из истории народа Израилева реальность, которую невозможно сравнить с историей иных народов. Между Яхве и Израилем существует особое, исключительное отношение - Завет. Господь (Яхве) дал Своему народу закон, который должен послужить благу Израиля, чтобы тот мог жить в Земле Обетованной многие дни (ст. 40). Бог возжелал счастья для Израиля и поэтому сделал все необходимое для Своего народа.

         Благодаря этому историческому событию, Израиль смог познать своего Бога. Он узнал, что Яхве - не человеческий вымысел, не один из многих богов, не иллюзия. Познание «реальности»  Бога – основной духовный опыт истории Израиля.

 

Авва, Отче !

 

         Фрагмент Послания святого Апостола Павла к Римлянам лучится радостным изумлением, которое Апостол воспевает, обнаружив, что Бог – наш Отец, и не просто Отец, а «Папочка». Словом «Авва» еврейские дети обращались к отцу с особой любовью и доверием. Следовательно, между христианином и Богом существуют особые доверительные родственные узы.

         Вышеупомянутые «религиозные скептики» утверждают, что человек создал для себя образ Бога-Отца, поскольку нуждался в безопасности и защите. Павел совершенно не согласен с этим предрассудком: он смело утверждает, что «сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии». Божие отцовство – не человеческий вымысел, а свидетельство самого Духа Христова. Этот Дух ведет каждого христианина к признанию и ощущению Божия отцовства: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». Следовательно, этот опыт могут пережить все христиане. Поскольку он - не измышление фанатика, не плод чрезмерной экзальтации и не иллюзия легкомысленных и безрассудных людей.

         Дух делает нас «сонаследниками Христу», т. е. дает нам участие в сыновстве Христовом. Подобно Христу, мы становимся Божиими детьми. Наше отношение к Богу указано безо всякой двусмысленности: мы - сыны. Когда Иисус Христос даровал нам Своего Духа, сделавшего нас сынами Бога, подобно Ему, Он открыл нам возможность прекрасных радостных взаимоотношений с Богом.

         Мы далеки от туманной и сомнительной набожности, которую «учителя сомнения» путают с христианской верой. Упрекать христианство в том, что оно указывает ложный образ Бога, можно только по глубочайшему неведению.

         Святой Павел призывает нас заново открыть Троичное измерение христианского бытия: Иисус Христос, Единородный Сын, посылает нам Духа, делающего нас сынами Отца, к Которому мы можем обращаться глубоко личным обращением: «Авва!» Таким образом, Иисус дает нам возможность уподобиться Ему и позволяет пережить опыт Божия сыновства как источник нашей радости и возможность делиться этой радостью с другими.

 

Я с вами

 

         Одиннадцать учеников, которым Воскресший Иисус явился в Галилее, символизируют всю Церковь, объединенную вокруг своего воскресшего Господа. Иисус поручает ей «миссию учительства», т. е. быть Его учениками, крестить и учить других, чтобы те соблюли все, что заповедал Иисус. В этой тройственной миссии заключена вся жизнь Церкви: вера, рождающаяся из проповеди, преподавание и принятие таинств и активное моральное участие. Призвание Церкви - действовать также, как Иисус, и быть верными Его посланию благодаря силе, которую Он дарует. Иными словами, жизнь Церкви должна быть свидетельством веры и преданного служения Господу.

         Ученик, принявший Евангельскую весть, принимает крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Иными словами, ученик «погружается» в жизнь Троицы, участвует в божественном сыновстве Иисуса посредством дара Духа, а следовательно – его отношения с Отцом приобретают новое измерение. А из этого глубинного единения с жизнью Бога - Отца, Сына и Святого Духа - общество учеников черпает способность осуществлять на практике все, что заповедал Иисус, т. е. думать и жить так, как Он Сам. В этом состоит единение с Пресвятой Троицей, создающее глубинное измерение Церковного единства: «Так Вселенская Церковь предстает как “народ, объединенный из единства Отца, Сына и Святого Духа” (Догматическая конституция о Церкви  lumen gentium, 4).

         Иисус  гарантирует нам Свое присутствие: «и се, Я с вами во все дни до скончаниа века». Он дарует нам Своего Духа, Он помогает нам стать сынами Отца. Именно Иисус руководит Своей Церковью в ее призвании проповедовать Евангелие, совершать таинства и воплощать на практике «христианскую» жизнь, т. е. поступать так, как поступал Иисус.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More