Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

Пресвятая Троица. Торжество

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Отец и Дух Иисуса

 

Притч 8, 22-31; Пс 8, 4-5.6-7.8-9 (Пр.: 2a); Рим 5, 1-5; Ин 16, 12-15

 

 

         Иисус – это полнота Откровения. Он дал нам узнать, что Он является Сыном Небесного Отца, дарующим Своего и Отчего Духа. Следовательно, посредством Иисуса мы познали и сблизились с Самим Богом. Он стал для нас «Посредником» перед Богом, дав нам Свое слово и Свою жизнь. Благодаря Иисусу мы знаем, кто является истинным Богом.

         И все же, мы нередко пытаемся «представить себе» иного Бога, нежели Бога, Которого нам явил Иисус. Тогда возникает опасность «изобразить» Бога, под влиянием наших чувств и представлений, по нашему собственному образу, «создать» Бога, который сообразен нашим потребностям, соделав тем самым человека – мерилом всего сущего и даже мерилом Бога.  Однако Иисус учит нас основываться на Нем при познании Бога и все измерять Божией «меркой». Если мы постараемся приобрести опыт Иисуса, мы сможем увидеть Бога глазами Иисуса, т. е. увидеть Его единственным правильным способом.

 

Божия Премудрость

 

         В тексте Книги Притчей Соломоновых говорится, (8, 22-31) что Премудрость исходит от лица Вечной Премудрости, сотворившей мир, и еще до творения мира бывшей у Бога, будучи всегда близкой к сынам человеческим (Толкование А.П. Лопухина).

         Премудрость участвует в сотворении мира: «Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю границы...». Премудрость, созданная и порожденная Богом (т. е. сверхъестественная), присутствует в мире и творит его. Она кроется в самой сути вещей. Премудрость создает мир как гармоничное и организованное целое, согласно желанию Бога. Таким образом, «Премудрость» является космическим порядком. И этот космический порядок не является независимым от Бога, но, напротив, исходит от Него и из Его присутствия. Таким образом, поиски Премудрости эквивалентны поиску Бога, дарующего миру Свой внутренний порядок, т. е. Свой смысл и «истину». Истинное видение мира зависит от обретения Премудрости.

         Такой взгляд на создание мира ставит Божий план спасения в тесную взаимосвязь с Его деятельностью в пользу существования этого мира.

         Иными словами, мир, созданный Богом, несет в себе таинственное присутствие Бога, желающего осуществить Свой замысел касательно спасения человека. «Премудрость» Ветхого Завета - это не отдельная личность и не Сам Бог, а Божье присутствие в людях  и окружающем человека мире, способствующее исполнению Божественного замысла. Бог является Творцом и Спасителем: все Его создание «пропитано» Его спасительной деятельностью. Создание и спасение - это единый замысел, а не два отдельных.

 

Божия любовь

 

         Отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим 5, 1-5) содержит великолепные размышления апостола о наших отношениях с Богом. Апостол Павел, прежде всего, подчеркивает, что Иисус восстанавливает мир между нами и Богом: он говорит не только о том, что мы живем в мире с Богом, но и о том, что этот «шалом», «мир», а следовательно -  божественную жизнь и счастье нам принес Иисус. Врата в Божий «мир» для нас открыл Иисус Христос. Апостол развивает эту мысль, говоря, что Иисус - это путь, по которому мы можем достигнуть «благодати, в которой стоим и хвалимся  надеждою славы Божией». Иисус дает нам не только «мир», но и Божью милость («благодать»): эти дары позволяют нам надеяться на «славу», т. е. на полное и абсолютное единение, в котором Бог дарует нам Себя.

         Мы могли бы решить, что наша надежда сомнительна и обманчива. Апостол Павел призывает: «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Безопасной основой и залогом нашей надежды является присутствие в нас Святого Духа, делающего нас сопричастными любви Самого Бога.

         Присутствие Святого Духа, Божией любви и мира поддерживает христианина в страданиях и испытаниях и дает ему силу постоянно и упорно бороться, не впадая в отчаяние, пассивность и тем более в ожесточенную скорбь. Павел говорит дословно: «от скорби происходит терпение». Однако, этот перевод неточен. Греческий термин, обозначенный словом «терпение», было бы гораздо лучше выразить словом «стойкость». «Терпеть» означает «терпеливо переносить»; однако, святой Павел хочет сказать, что даже посреди страданий христианин находит источник уверенности, силы и энергии, поскольку доверяет не себе, а всецело и решительно предается Богу.

         Вывод: Бог Отец дарует нам «мир», «милость благости» и способность надеяться на славу Его присутствия. Святой Дух несет нам любовь Бога, основание надежды. Иисус Христос является  Посредником между нами и Отцом, Он же ниспосылает нам Святого Духа. Сколь прекрасно это размышление о Боге, Который целиком склоняется к человеку, интересуется им и дарует ему Себя!  Вот каков Бог на самом деле!

 

Дух истины

 

         Иисус говорит: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин 16, 12). Ученики еще должны получить особую способность понимать учение Иисуса – неисчерпаемое, ибо оно является тайной Самого Бога, поведанной людям. Кто же даст нам способность проникнуть  глубже в истину Иисуса?

Сам Иисус говорит нам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». (Ин 16, 13)

          «Истина» Духа  - это ничто иное как истина Иисуса. Вернее, Дух будет наставлять учеников Иисуса, чтобы они смогли всей своей сутью постичь Божественное Откровение, посредником которого для них стал Иисус. Все, что Иисус говорил и делал, чтобы явить и опосредовать нам Самого Бога, мы сможем принять в глубину наших душ благодаря действию Духа.

          «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам»  Все, что принадлежит Отцу, дано нам в Иисусе: отдав нам Своего Сына, Отец отдал нам все, что имел. В Иисусе Отец явил Себя человечеству, поскольку Иисус является полным и окончательным откровением Бога Отца.

         Святой Дух же вливает в сердца верующих все наследие земной жизни Иисуса, чтобы мы могли вести жизнь, подобную жизни Иисуса. Божественная жизнь, Посредником которой для нас стал Иисус, становится нашей жизнью посредством деятельности Духа: «от Моего возьмет и возвестит вам».

Все приходит к нам от нашего Небесного Отца через Иисуса Христа, а Иисуса вкладывает в наши сердца «великий режиссер» всей христианской жизни - Святой Дух.  Итак, в единстве с Духом, мы можем через Иисуса Христа «вознестись» к Богу Отцу. Это и есть тайна христианской жизни: быть участниками жизни и взаимоотношений Бога Отца, Сына и Святого Духа.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More