Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Сила любви

 

1 Цар 26:2, 7-9, 12-13, 22-23; Пс 103(102), 1-2, 3-4, 8 и 10, 12-13 (Пр.: 8a); 1 Кор 15:45-49; Лк 6:27-38

 

              Присутствие других людей – важное условие для жизненной самореализации. Сравнивая себя с другими и выстраивая с ними отношения, мы воспринимаем себя свободными людьми, которые способны вести диалог и которые воспринимают других как безусловную ценность, что не позволяет им манипулировать окружающими и использовать их для достижения собственных целей.

        Уважать другого значит признавать его тайну и его неприкосновенность – именно так выстраиваются подлинные межличностные отношения, поскольку они предполагают признание безусловной ценности другого человека.

         Признание в другом человеке ценности его неотъемлемой и неповторимой личности требует, чтобы мы ушли от «своего» и добровольно обратились к другому без какого бы то ни было стремления использовать его в своих целях и властвовать над ним. Это значит, что мы любим другого, что мы «свободны для другого». В любви к другим людям реализуется наша собственная свобода – как свобода любить, как преодоление самого себя до такой степени, что я способен добровольно отдать свою жизнь для спасения жизни другого человека. В этой полной самоотдаче ради жизни другого человека в совершенной мере реализуется человеческая свобода, поскольку она формируется как свобода любить. Ведь именно любовь создает свободу как таковую, то есть осуществляется как свобода ради других. Следовательно, любовь обладает поистине освободительной силой.

 

Не убивай его!

 

              Герой Давид (1 Цар 26) мог убить Саула и занять его место на царском престоле. В повествовании, где очень трудно отделить историю от легенды, автор хочет подчеркнуть великодушие Давида, его умение положиться на Бога и Его неисповедимые планы. Копье в руках Саула, которое угрожало жизни Давида, сейчас в руках его противника, а тот возвращает его владельцу, а не превращает в орудие смерти. Давид восклицает: «Да воздаст Господь каждому по правде его и по истине его». Он не хватается за копье, то есть не прибегает к природной грубой силе, но отдает свою судьбу в Божьи руки. Давид отвечает на ненависть Саула не насилием и силой оружия, а необыкновенным благородством и лояльностью по отношению к царю. Священнописатель хочет представить доказательство, говорящее о доброте и великодушии молодого Давида, о котором впоследствии он расскажет многие другие истории, где будет море насилия в ходе сражений.

              Из повествования можно судить об особом Божественном Провидении, которое делает возможным такой поступок Давида, поскольку в лагере Саула «все спали, ибо сон от Господа напал на них». (1 Цар 26:12). Божественное Провидение ведет Давида, который полагается на Бога и не стремится одержать победу над Саулом любой ценой.

Давид не хотел «поднять руки своей на помазанника Господня» (26:23), чем признал, что Саул – «помазанный» царь, и, следовательно, получил свое предназначение от Бога и «Божьего духа». Давид уважал Саула и отказался от власти над ним, тем самым подтвердив, что человек как личность выше своих стремлений к власти и политических амбиций. Саул для Давида – знак Божьего присутствия и Божественного действия, и поднять руку на Саула для него означало пойти против Божьих планов и замыслов. Следовательно, великодушие и лояльность Давида основаны на религиозной мотивации.

 

Достоинство человека

 

               Любовь – это уважение достоинства другого человека. С этой точки зрения мы рассматриваем текст Павла во втором чтении. Павел обращается к рассуждениям Филона Александрийского, который выделял двух Адамов – первого, созданного по Божьему образу (ср. Быт 1:27) и второго, взятого из «персти», то есть земного праха, пыли (ср. Быт 2:7). Павел заверяет, что в обоих повествованиях в Книге Бытия говорится об одном и том же Адаме: стихи 1:27 и 2:7 касаются «физического», «животного» человека. Его противоположность – «духовный» человек, человек «с неба», и это – Иисус Христос, который стал «животворящим Духом» (ст. 45). Иисус Христос – последний, истинный Адам, идеальный человек, который полностью, совершенно себя реализовал. Точнее сказать, воскресший Христос подает совершенный пример «духовного» человека, дарителя жизни. Апостол может сказать: «И как мы носили образ перстного» (то есть природу смертных людей, унаследованную от Адама, который впал в грех), «будем носить и образ небесного» (то есть будем участвовать в телесном воскрешении по примеру Христа, ст. 49).

                Таким образом, Бог хотел, – и это было в Его планах, – чтобы каждый человек участвовал в судьбе Иисуса Христа вплоть до воскрешения и вечной жизни. С христианской точки зрения необходимо рассуждать о достоинстве человека, исходя из личности Иисуса Христа и Его земной жизни, в том числе его воскресения. Из этого следует, что каждый человек самореализуется в такой мере, в какой подражает Христу, делает то, что делает  Он, участвует в его судьбе, осознанно или неосознанно, – то есть в той мере, в которой он сопричастен Христу.

                В этом контексте слова Павла говорят о том, что любовь к другим аутентична и истинна в той мере, в которой она похожа на любовь Иисуса Христа; в той мере, в какой она представляет из себя самопожертвование ради других. Христос – мера человека, а значит, каждой подлинно человеческой любви.

 

Любите и делайте добро

 

                Представления Иисуса о жизни, которые Он сам последовательно воплощал и которым позднее учил, заключаются в том, чтобы мы даровали свою жизнь ради блага ближнего. Это полностью отличается от представлений о жизни, следующих из нашего эгоизма, нашего прагматизма, из нашего каждодневного стремления высасывать жизнь других, использовать их ради собственного блага.

                Наставление, которое приводит евангелист Лука (6:27-38), адресовано ученикам Иисуса, поскольку только они могут понять и воплотить в жизнь Его учение. Ученикам Иисуса Лука противопоставляет «грешников», язычников, которые руководствуются национальными, политическими или экономическими критериями. Ученик Иисуса должен преодолеть все различия, все, что разъединяет людей (на врагов и друзей, хороших и плохих и так далее), чтобы появилась община, где прочно воцарятся мир и согласие. Любовь к ближнему должна стереть все границы между группами, народами, расами, религиями: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас!».

                 Иисус призывает нас любить бескорыстно, «не ожидая ничего» (ст. 35). Любовь к ближнему не имеет права быть расчетливой, в ее основе не может лежать принцип «ты – мне, я – тебе», хотя она и несет в себе определенное обещание приобретения: «давайте, и дастся вам» (ст. 38). Просто речь идет не о том, чтобы отдать все и остаться в нищете, неудачах, пустоте, но о том, чтобы достичь полной самореализации. Истинная самоотдача во благо других наполняет радостью и приносит награду.

                 В этом чтении из Евангелия любовь к ближнему выражается словами «делать добро». Именно «делать», а не только чувствовать или только намереваться. Это «делать» выражается глаголами «благословлять», «молиться», «давать», «быть милосердными», «не судить» и «не осуждать». В любом случае любовь должна быть действенной, практической, конкретной. Мы всегда слишком склонны верить иллюзорной любви, считая, что испытываем любовь настоящую. Святой Павел выражает смысл настоящей любви словами: «Любовью служите друг другу» (Гал 5:13). Любовь измеряется делами. Без конкретных, плодотворных и практических дел появляется риск, что любовь к ближнему станет абстракцией, каким-то неясным, обобщенным и фальшивым чувством. Не слова о любви, а ее практическое воплощение может спасти нас от бесплодного и унизительного самообмана, от ложного чувства «чистой совести» перед ближним.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More