Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Надежда, которая не обманет

 

Иер 17, 5-8; Пс 1, 1-2.3.4 и 6 (Пр.: Пс 40(39), 5a); 1 Кор 15, 12.16-20; Лк 6, 17.20-26

 

           Современный мир науки и техники - это богатое хранилище обещаний, на которые мы возлагаем множество надежд. Мы надеемся победить рак, жить в мире и стабильности, иметь средства, облегчающие быт, и т. д. Но наука и техника в современном мире также служат для изобретения все более грозных и утонченных «орудий смерти». Достаточно вспомнить об атомном оружии, о загрязнении окружающей среды отходами производства, о стрессе вследствие бешеного ритма жизни, о манипуляциях сознанием человека. Вместо религиозных догматов люди предпочитают научные схемы, вместо силы благодати веруют в силу технологии, вместо Бога уповают на политические утопии. Есть ли у нас еще подлинная надежда? Я говорю не о «надеждах» во множественном числе, а о единственной надежде, направленной на сверхъестественный мир, преодолевающей границу разочарования в наших убогих земных желаниях. Или мы уже целиком сдались, опустили руки? Не превратил ли нас постоянный страх в скептиков или чрезмерно осторожных людей, боящихся любого разочарования? Какова наша надежда, способная по-настоящему избавить нас от косных и наполненных боязнью мыслей, утешить нас не только обещанием красивых, торжественных похорон, но и обетованием вечной жизни? Иисус Христос не хочет, чтобы люди жили в отчаянии и без надежды на будущее - напротив, Он желает, чтобы мы все имели участие в Его идеалах и Его надеждах.

 

Уповай на Господа!

 

                   

           В отрывке из Книги пророка Иеремии звучит единственный лейтмотив: Только Бог, а не человек достоин доверия и надежды. В стихах 9-10 семнадцатой главы пророк подчеркивает, что не следует уповать на человека, а в стихе 11, той же главы – что не стоит полагаться на богатство. Это - одна из любимых тем Иеремии, к которой он часто возвращается, протестуя против тенденции полагаться на государства (2, 37), на военную мощь (5, 17), на Храм как образ суеверного благочестия (7, 4-14), на родителей и родственников (9, 3), на идолов (13, 25). Здесь говорится о ложном доверии, о пустых и тщетных надеждах. Человек, питающий эти ложные надежды, будет «как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе», т. е. когда пойдет дождь. Необитаемая и бесплодная пустыня символизирует область ложных надежд. Они ведут к смерти, не принося никаких плодов. Там «никто не может жить», ибо доверие и надежда необходимы для человека также, как кислород необходим для физической жизни.

         И напротив, «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах». Благословение - источник успеха и процветания. Вода символизирует жизнь. Упование на Господа обогащает нашу жизнь, приносит добрые плоды, дарует утешение и делает нашу жизнь радостной.

        Уповать на Господа означает не ограничиваться желаниями, которые может удовлетворить человек, а расширить сердце для принятия того, что нам хочет даровать Бог. Поэтому надежда на Бога избавляет нас от неуверенности и чрезмерного страха, сопровождающих наши планы и ожидания, кажущиеся нам значимыми, но на самом деле мелкие и незначительные. Бог хочет даровать нам гораздо больше!

 

Надежда на воскресение из мертвых

 

           Святой Павел изведал на себе, как тяжело человеку уверовать в воскресение из мертвых. В Афинах ему ответили: «об этом послушаем тебя в другое время» (Деян 17, 32). Но после встречи с Воскресшим Господом по дороге в Дамаск он сам удостоверился, что Иисус жив, что Он воскрес: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших». Вера в наше воскресение и в воскресение Иисуса – центр и нерушимое основание христианства, поэтому Апостол Павел приходит к выводу: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших». Если же Иисус воскрес из мертвых - это означает, что Бог воистину на Его стороне, что и нам следует вести жизнь, подобную жизни Иисуса, что именно такой образ жизни приведет нас к жизни вечной, что смерть больше не имеет над нами власти.

           Поэтому недостаточно размышлять об Иисусе только как о добром и идеальном человеке или как о великом учителе. Иисус неизмеримо больше: Он – Господь, дарующий жизнь вечную. Павел говорит: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Лишить христианство веры в воскресение Иисуса и в наше воскресение означает уничтожить его, сделать из него очередную человеческую идеологию, свод земных моральных устоев, и лишить его животворного сока надежды. Ибо христианская вера живет надеждой на вечную жизнь, которую принес Воскресший Господь: это - вера, которая надеется, и надежда, которая верит. А еще точнее: христианская жизнь - это любовь, которая верит и надеется.

           Верить в воскресение Иисуса означает верить, что Бог явил во Христе Свою окончательную и абсолютную волю даровать человечеству вечную жизнь. Следовательно, христианская надежда – это не только «ожидание» будущих событий, но и факт, что мы полагаемся на абсолютное Божие обещание, подтвержденное воскресением Иисуса из мертвых. Поэтому верить в воскресение Иисуса означает верить, что Он является «первенцем из умерших», и что мы тоже будем воскрешены вместе с Ним. Наша жизнь не обречена на неминуемую смерть и ничтожный конец – она предназначена к переходу на новый, высший уровень. Но этот новый уровень бытия, к которому стремится наша человеческая надежда, может открыться нам только как бескорыстный Божий дар.

 

 

Заповеди блаженства и тяготы жизни

 

           Вместе с Иисусом приходит и Божие Царство, но это не означает, что «скоро должно открыться Божие Царство» (Лк 19, 11). Кто проповедует, что «это время близко» (Лк 21, 8), тот обманывает людей, ибо «не тотчас конец» (Лк 21,9). Но истина в том, что служение Иисуса было началом финального, окончательного этапа истории спасения.

           В этом контексте следует понимать Заповеди блаженства: «Бедные и обездоленные блаженны, ибо начинается скорый приход Божьего Царства, которое

положит конец их страданиям и принесет им счастье, ранее недоступное» (Ж.Дюпон - J.Dupont).

           Между настоящим («алчущие ныне, плачущие ныне, сытые ныне, смеющиеся ныне») и будущим («будете насыщены, возрадуетесь, взалчете, восплачете и возрыдаете») имеется видимое противостояние. Божие Царство уже сейчас даровано бедным: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие», хотя не все его плоды они смогут вкусить прямо сейчас.

           Настоящее время отмечено страданиями и испытаниями. Но также оно является временем обетования спасения, утешения и счастья. Блаженны те, кто веруют в это обетование, связанное с земной жизнью Иисуса. Горе тем, кто не примет Божие обещание спасения!

           Иисус обещает Царство тем, кто последует за Ним: «ибо велика вам награда на небесах». Будущее только проявит Божественные щедроты и огромные возможности, которыми Христос наполнил настоящее. Настоящее - только временная и недолговечная фаза, которая должна уступить место счастливому и бесконечному будущему. Уже «здесь и теперь» человек должен сделать выбор своего будущего: последовать за Иисусом и принять участие в Его пути, или отвергнуть Его и довольствоваться жизнью, обреченной на погибель.

Христианская жизнь, которую мы ведем в настоящее время, ознаменована обещанием бесконечного блаженства со стороны Бога, но также и испытаниями, и страданиями. Горе тому, кто отказывается возлагать надежду на Бога, кто ищет в настоящем окончательное и полноценное богатство, сытость, радость и успех! Такой человек лжет сам себе, якобы он уже обрел свой рай, и тем самым обрекает себя на ужасное поражение, поскольку отказывается от надежды.

           Лука хотел вдохновить и призвать христиан к постоянству при исполнении их земных обязанностей, поэтому он упоминает награду, предназначенную каждому христианину в конце его жизни, и таким образом отрицает идею конца света, который вот-вот наступит, и перспективу мира без будущего.

Обещанное и желанное будущее становится для каждого христианина реальностью в минуту его смерти. Таким образом, Лука приходит к той же мысли, которую мы видим у Апостола Павла (1 Кор 15, 19). Во Христе уже проявилась абсолютная Божия спасительная сила, но она еще ожидает полного воплощения. Христианская надежда заранее принимает окончательное и абсолютное спасение, которое осуществится в будущем. Поэтому она требует, чтобы эти понятия - «уже теперь» и «еще нет» - были неразрывно соединены.

           «Еще нет» не означает «всегда нет», ибо воскресение Иисуса уже явило окончательную победу, которая непременно свершится.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More