Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Доброе сердце, которое говорит и видит

 

Сир 27:4-7; Пс 91(92), 2-3, 13-16; 1 Кор 15: 54-58; Лк 6: 39-45)

           Что нас чаще всего ведет к разговору и познанию? Мы произносим слова по самым разным поводам: иногда говорим просто потому, что умеем это делать, иногда – из желания похвалиться, иногда – из любви, заинтересованности и многих других причин. При этом мы видим только то, что хотим видеть: из любопытства, из желания проследить, стремления помочь и так далее. Способность говорить и видеть – часть нашей личности, нашей свободы, именно в этой свободе она укореняется и процветает. Это значит, что «сердце» в библейском смысле – «центр сознания», созидательное начало, и уже не так важно, что оно созидает – нашу речь или наше видение.

 

           Только если сердце свободно и живет правдой, наши речь и видение тоже будут свободны и правдивы, поскольку каждая речь и видение требуют принятия определенного решения, выбора, на основе которых мы говорим и видим. Это значит, что речь и видение тесно связаны с нашей свободой. Если мы приняли решение встать на сторону правды, которая обретает свою полноту в любви, наши речь и видение будут отражать правду-любовь, которую мы выбрали. Получается, что мы говорим и видим или из любви, или из эгоизма – в зависимости от того, что мы выбрали: правду или ложь.

 

Слова приносят плоды

 

           Иисус, сын Сирахов, говорит об испытаниях трех видов: трясении решета, при котором семя отделяется от сора, испытании в печи, где отделяется металл, и об испытании, где по плодам определятся, урожайно дерево или нет. Точно так же и человек может подвергнуть себя испытанию, чтобы понять, какое у него сердце. «Разговор» или «слово», то есть речь, открывает сердце человека. Поэтому «Прежде беседы не хвали человека, ибо она есть испытание людей».

 

           Речь – это не какое-то внешнее проявление, которое не имеет значения. Это не просто высказывание, а поступок, в котором человек самореализуется. Слово «творит» наше бытие, поэтому именно оно в первую очередь показывает, что мы из себя представляем, каковы наши решения и какова наша правда. По этой причине мудрые священнописатели придают огромное значение речи – способу, которым человек контролирует и направляет то, что произносит. Из сердца человека исходят хорошие и дурные слова, то есть то, что созидает, и то, что творит зло (ср. Мф 7:20-23). Как же мы говорим? Этот вопрос равносилен вопросу «Как мы себя ведем», поскольку мы «живем» в своих разговорах, проявляем себя в них и реализуем себя через слово.

 

 

Сердце, которое видит

           Фрагмент Евангелия, который читается в это воскресенье, представляет собой серию пословиц – изречений, объединенных общим мотивом «говорения и видения», исходящих из «сердца». Высказывание, которое завершает литургическое чтение, можно считать образцовым: «Ибо от избытка сердца говорят уста его» (ст.45), – поскольку слова, и хорошие, и дурные, исходят из сердца. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое». Итак, добро и зло живут прежде всего в сознании, в самом человеке, а слова позволяют увидеть его внутреннюю суть, его доброту или злобу.

 

           Мы исходим из предпосылки, что внутренний мир человека определяет его поступки, его видение, его речь. Эта мысль раскрывается в образе дерева: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника». «Плоды» – это внешние поступки, которые зарождаются и вызревают во внутреннем мире человека. Образ дерева и плодов в параллельном отрывке Евангелия от Матфея раскрывается так: «Порождение ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф 12,34). Очевидно, что под словом «говорить» подразумеваются не просто высказанные слова, но речь, которая стремится чему-то учить, выражает взгляды на жизнь, указывает, что понимается под добром, а что – под злом. «Добрые слова» мы могли бы отождествить с «правдой». Без доброго сердца человек не может увидеть правду о себе и людях, мире, о Боге, не может ее высказать, поскольку опыт такой правды доступен лишь тому, у кого чистая, свободная совесть. Только такая совесть может принять правду и сделать ее частью себя.

 

 

           Человек, в котором живет зло, неминуемо выстраивает собственную идеологию, собственную парадигму правды. Он делает это предвзято, чтобы оправдать свое поведение, но при этом он не знает и не высказывает подлинной правды. Эгоизм формирует собственный рынок взглядов, наук, теорий, которые его оправдывают, а кроме того – осуждают добро, называют его несправедливостью и притеснениями, так что в результате переворачивается вся система ценностей.

 

           

           Сегодняшний фрагмент Евангелия включает и притчу о сучке и бревне. Хватит мелочи, чтобы наше зрение исказилось. При этом мы считаем, что видим хорошо, и тут же предлагаем помощь другим, стремимся снять соринку с их глаз, но бревна в собственном глазу не замечаем! Но Бог простит нам даже это бревно, так почему бы тогда бы и нам не просить наших братьев? Почему бы нам не перестать осуждать и поучать их?

 

Смысл этой короткой притчи – призыв к покаянию. Человеку приходится слушать критику и упреки. Мы должны быть готовы учиться у окружающих, а не стремиться всегда только лишь поучать и наставлять всех вокруг, как будто бы только мы всегда видели идеально.

 

 

           В заключение необходимо отметить, что правду могут познать только поистине добрые люди, и пока человек таким не станет, он должен быть готов учиться, совершенствоваться, а также оставаться смиренным.

 

 

Воскресение

 

 

           Во втором чтении апостол Павел призывает нас устремить взор на парусию, то есть второе Господне пришествие, когда мир изменится и воссияет во славе. Парусия наступит, когда смерть будет окончательно повергнута: «поглощена смерть победою». «Жало же смерти – грех; а сила греха – закон». Под грехом здесь подразумевается искаженная система ценностей, выстроенная нашим эгоизмом. Она подталкивает нас к образу жизни, который ведет к «смерти», то есть к окончательному падению. Искаженная система ценностей, именуемая грехом, формируется и в том случае, когда Закон исполняется слишком дотошно, слишком ревностно, слишком буквально – то есть появляется слепое следование Закону, в котором нет подлинного и убедительного свободного выбора.

 

           Христос освободил нас от такого слепого, формального следования Закону (ср. Рим 6:17-18; 7:7), и, следовательно, освободил нас от смерти (ср. Кол 2:13). Поэтому апостол с

радостью говорит: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (ст. 57).

 

           

           Размышления апостола Павла помогают нам понять, как грех зарождается в сердце человека, когда тот вследствие своего эгоизма выстраивает ложную систему ценностей. Она включает даже Закон, понимаемый как сила, которой приходится подчиниться. Соответственно, то, что Павел называет «грехом», равносильно «злому сердцу» о котором говорит фрагмент Евангелия. Только Иисус Христос может преобразить наше «сердце», только через Него мы можем познать правду и творить добро. Или, точнее, Святой Дух, Божья любовь, наполняя наши сердца, становится источником нового видения и правдивой, вдохновляющей речи.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More