Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Дары Воскресшего

 

Деян 5, 12-16; Пс 118(117), 2-4.22-24.25-27a (Пр.: 1); Откр 1, 9-11a.12-13.17-19; Ин 20, 19-31

 

 

         История Церкви начинается с Пасхи Иисуса Христа. Эта история включает в себя как историю первых христиан, так и историю всей Церкви с давних времен и до наших дней. В этой длинной истории, подчас наполненной тревогами, живет Иисус. Он присутствует в ней и действует посредством Своего Духа. История Церкви – это история деятельности Иисуса и Его силы в Его учениках, живущих в мире. Следовательно, Иисус никогда  не оставлял и не оставит Свою Церковь. Возможно, мы под влиянием средств массовой информации видим только внешнюю и наименее значимую сторону Церкви, т. е. «церковную политику». Но чтения сегодняшнего воскресенья приводят нас к более глубокому пониманию тайны жизни Церкви, а именно – к размышлению о дарах,  которые Воскресший Иисус распределяет в Своей семье, в Божием народе, родившемся из Его пронзенного сердца и оживляемом Его Духом. История Церкви – это история святых и грешников, как великих и героических, так и посредственных мужчин и женщин. Но прежде всего, это история удивительной деятельности Божией любви в нас.

 

Дар призвания

 

         Первый дар Иисуса – это призвание: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». В основе нашего призвания лежит призвание Иисуса, полученное Им от Отца. Речь идет о предопределении Господа Иисуса от вечности: Бог от вечности думал про Иисуса,  от вечности имел в плане послать Его ради нас, и этот план Бог исполнил в Своем Сыне. То, что Бог послал Своего Сына, не случайно и не обусловлено греховным состоянием человека. Бог с самого начала и превыше всего прочего замыслил послать людям Своего Сына. Еще до сотворения мира Он принял решение даровать людям Свою любовь и Свою жизнь. То, что воплощение Иисуса осуществилось конкретно и реально в мире, пораженном грехом, и ради пользы грешников, доказывает, как сильно Бог жаждет единения с людьми. Это желание побуждает Его иметь соучастие с людьми в их скорбном и смертном положении. Следовательно, из Божией воли послать Сына в мир родился Божий замысел создать Церковь, т. е. общину Божиих детей. Послание Сына – это Божий бескорыстный и безоговорочный жест абсолютной любви, не связанный с историей человечества.

         Но миссия, принятая Иисусом, определенным способом «продолжается» в нас. Иисус «посылает» Свою Церковь. Это значит, что Бог пожелал вверить миссию Своего Сына в руки Церкви. Бог пожелал открыть перед нами этот увлекательный путь.

         Следовательно, Церковь родилась не по воле людей, пожелавших объединиться с определенной целью, как любое другое общество. Церковь имеет свое начало в божественном решении Отца. Как говорится в Догматической конституции о Церкви (Lumen Gentium, 2), и также в Декрете о миссионерской деятельности Церкви (Ad Gentes divinitus,2): Церковь "берет свое начало в миссии Сына и в ниспослании, т. е.  миссии Святого Духа согласно Предустановлению  Бога  Отца". Поэтому Церковь имеет троичное начало, и вследствие этого «Высший образец и начало этой тайны – Троичное единство Ипостасей единого Бога, Отца и Сына во Святом Духе.» Декрет об экуменизме (Unitatis redintegratio, 2).

 

Дар Духа

 

          «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого»  (Ин 20, 22). Дух Святой - это дар Воскресшего Иисуса Его Церкви. Даровав нам «Своего» Духа, Иисус дал нам Свою жизнь, Свою силу, Свою радость. Посредством Духа Иисус и далее действует в Своей Церкви.

         Задача Духа в этом случае - не создавать что-то «новое», а созидать и помогать нам более глубже и доверительнее познавать откровения Иисуса Христа. Сам Иисус сказал: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). Дух Святой дает членам Церкви способность жить и умирать так, как жил и умер Иисус Христос. Он является силой, уподобляющей нас Иисусу: без действия Духа, Иисус остался бы для нас неподражаемым и непонятным учителем.

 

Дар веры

 

         Дух Святой пробуждает в нас веру и тем самым делает нас Божиими детьми. Без Духа Иисуса мы не смогли бы исповедовать христианскую веру и «исповедовать Иисуса Господом» (Рим 10, 9). Павел добавляет: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8, 14).  Дух делает нас верующими, Божиими детьми, «подкрепляет нас» (Рим 8, 26), в Нем мы  взываем к Богу: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15). Именно Дух Иисуса внушает Фоме слова: «Господь мой и Бог мой!». Этот Дух дает нам возможность веровать в Воскресшего Господа. Именно своей верой в воскресение из мертвых настоящие христиане отличаются от людей, именуемых христианами только по традиции или по привычке, от тех, в ком от христианина осталось только название.

 

Дар примирения

 

         Иисус говорит: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».  «Прощать» и «оставить» - выражения, эквивалентные двум выражениям, которыми пользуется евангелист Матфей: «связать» и «разрешить» (срав. Мф 16, 19).  Иисус передает Церкви Свою власть прощать грехи. Церковь обязана возвещать, что Божия воля прощать людям грехи открыта нам Иисусом: кто примет эту весть и уверует в Иисуса, тому простятся грехи, а кто не примет ее, тому не простятся. Церковная община продолжает и воплощает на практике дар прощения и жизни, дарованный человечеству Отцом в Иисусе Христе. Люди должны занять определенную позицию по отношению к свидетельству и благовестию Церкви: либо они будут за Иисуса, либо против Него.

 

Дар исцеления

 

         В первом чтении (Деян 5, 12-16) описана идеальная картина жизни первой церковной общины «верующих в Господа». В этой общине «совершались в народе многие знамения и чудеса», в ней «неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все». Церковь - это община Иисуса, в которой возможно обрести исцеление. Невольно возникает вопрос, почему эти знамения и чудеса совершались именно в ранней Церкви, и почему они прекратились позднее. Вопреки этому возражению, современная Церковь – это та же Церковь Иисуса, деятельность Иисуса в которой не прекращается ни на мгновение. Если бы мы были более внимательны, мы увидели бы чудеса, которые Бог и сегодня совершает в Своей Церкви! В припеве сегодняшнего ответного псалма мы поем: «Размышляем, о Боже, о чудесах Твоей любви» - не только о чудесах прошлого, но и о нынешних чудесах. Если бы мы в большей степени принадлежали к Церкви, более последовательно следовали за Иисусом в Его образе жизни, то мы лучше и глубже познали бы исцеляющую силу Иисуса. Распознанием великих и удивительных Божиих дел в наше время руководит не отдельное лицо, а вся Церковь. Если мы будем по-настоящему следовать за Иисусом, вся наша христианская жизнь превратится в свидетельство непрекращающихся чудес.

 

Дар радости

 

         Во втором чтении апостол Иоанн слышит голос: «не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи от ада и смерти». Воскресший Иисус избавляет Свою Церковь от страха смерти и поражения, Он наполняет ее уверенностью Своей победы и радости вечной жизни. Никто, кроме Бога, не в состоянии освободить нас от смерти. Вера в воскресение Иисуса избавляет нас от смерти, а, следовательно - и от всякого страха. Церковь Воскресшего - это Церковь, преисполненная радостью из жизни.

 

Экзегетическое примечание: «Одержимые нечистыми духами»

 

         В Первом чтении говорится о людях, «одержимых нечистыми духами». Кто же эти «бесноватые» люди, о которых часто говорится в Евангелиях?  В первую очередь мы видим, что исцеления и  экзорцизм (Экзорцизм – это сакраменталия, заключающаяся в гласном и авторитетном требовании Церкви,  именем Иисуса Христа, защитить человека или предмет от напастей лукавого и вырвать его из-под его власти, срав. ККЦ 1673) – изгнание бесов – всегда находятся в тесной взаимосвязи, поскольку речь идет о физической и духовной целостности человека. Евангелия  связывают исцеление с экзорцизмом и таким образом убеждают нас, что Божия спасительная сила возвращает человеку подлинную целостность. Речь идет о «чудесах» в том смысле, что они противоречат силе природных законов, выходят за рамки человеческого понимания. Евангелия подчеркивают, что в «чудесах» действует Божия спасительная сила посредством служения Иисуса.

    Могли бы «бесноватые», исцеленные Иисусом, выздороветь при помощи современных достижений медицины? Евангелия не дают на это ответа. Об исцелениях часто говорится как об изгнании  бесов (срав. исцеление прокаженного, о котором рассказывается в  Евангелии от Марка.1, 40-45).

         Каким образом проявляется одержимость нечистым духом? Согласно Евангелиям, одержимость нечистым духом – это внутренний раскол человека, разрушение взаимоотношений с другими людьми, проявления извращенного образа жизни. Говорится, что «одержимые нечистыми духами», безусловно, «больны», но кроме того – это люди, позволившие обмануть их, склонить к греху, и оказавшиеся в стадии гибели, являющейся результатом не только их личных грехов. Иисус исцеляет больных и одержимых нечистыми духами, и тем самым Он избавляет людей от их общего несчастного положения, подвергающего опасности  целостность человеческой личности.

         Иисус вверил Церкви миссию возвещать Божие Царство, а, следовательно -  возвещать, что она обладает Божией силой, способной спасти как душу, так и тело человека. Этой задаче служит и способность изгонять бесов, т. е. всячески помогать человечеству уверовать, что только Бог может его спасти.

         Центральная весть Священного Писания состоит в том, что Бог любит нас, и только Он может спасти нас от зла. «Зло» имеет различные формы и проявления, явные и скрытые, но все они выражают опасность, угрожающую человечеству. Помимо всего прочего, описанные в Евангелии «одержимые нечистыми духами» и больные являются образцами влияния деструктивных сил зла на человека. Иисус требует нашей веры в то, что Он является единственным Спасителем всего человека, т. е. его души и тела.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More