Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Освобождающая власть Христа

 

Дан 7, 13-14; Пс 93(92), 1ab.1c-2.5 (Пр.: 1a); Откр 1, 5-8; Ин 18, 33b-37

 

             Нетрудно заметить, что современная культура превратилась в «культуру власти», и что нынешнее общество формируется не вокруг философов и богословов, а вокруг банкиров, промышленников и пролетариев, т.е. вокруг власти, которую следует вначале приобрести, завоевать, а затем сохранить и приумножить. От «культуры истины, культуры познания» человечество перешло к «культуре действия»; в наши дни «знать» означает «уметь действовать». Согласно мнению Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger), в настоящее время главенствующую позицию занимает не «рассуждение», ищущее смысла понятий, а «расчет», учитывающий только то, что подлежит реализации, и рассматривающий все действия с точки зрения власти, которую можно таким образом приобрести. В подобном мышлении коренится современная критика веры. Веру обвиняют в том, что она «невыгодна», бесполезна, поскольку не приносит ни увеличения богатства, ни возрастания власти, ни прироста плодов человеческой деятельности. Веру критикуют за то, что она порождает духовных «рабов», людей подчиненных и вследствие этого «отчужденных от мира». В социальной сфере веру упрекают в том, что она не дает людям силы, власти и не делает их «господами». В сфере техники и технологий полагают, что вера не способствует техническому прогрессу и мешает властям использовать технологические достижения так, как им бы хотелось. В области политики веру обвиняют в слабости, поскольку она препятствует или затрудняет господство над другими. Однако вера содействует лишь культуре «истины», а не культуре «власти». Иначе говоря, вера служит лишь власти, которая подчиняется Истине.

 

Сын Человеческий

 

        Пророк Даниил видит Сына Человеческого как символ Божьего народа. «Сын Человеческий» символизирует верный народ, которому были переданы «власть и царство», «владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет». Речь не идет о власти и царстве, которые Божий народ завоюет с оружием в руках или получит благодаря политической деятельности. Напротив, в Божием народе будет действовать Божия «власть». Власть, данная величественным Старцем, олицетворяющим Бога. Поэтому речь идет не о надеждах, возлагаемых на новое царство Давида, а о торжестве общества, в котором будет править Бог, и будет процветать Его власть.

         В Книге пророка Даниила, Сын Человеческий символизирует общину верующих, признавшую Божию власть единственной законной «властью» - в противовес мирской власти, олицетворяемой устрашающими образами зверей как символами «власти» государств, основанных людьми. Власть без Бога неминуемо становится «зверской», дикой, бесчеловечной. Напротив, «власть», исходящая от Бога, создает народ «сына человеческого», т. е. человечное, гуманное общество.

         Эти два типа общества присутствуют в мире одновременно. Первый тип представляет общество, которое люди желают создать собственными силами, и чья власть всегда будет в определенной мере эгоистической и эксплуататорской. Второй тип представляет общество, которое Бог желает создать Своей освобождающей властью, противостоящей преисполненным насилия человеческим проектам. Божия власть – это не обычная смена господина и новая форма рабства. Бог продемонстрировал это на примере освобождения Своего народа из египетского порабощения. Он дал народу Закон, согласно которому все должны были жить как братья, Он провозгласил Себя Пастырем и Царем Израилевым, устанавливающим право и справедливость ради людей. Вся история спасения свидетельствует, что Божие «Царствие» не угнетает, не порабощает, не унижает человека, а напротив, освобождает его, возвеличивает и возвращает ему потерянную радость свободной жизни во всеобщем братстве.

 

Царственный народ

 

          Церковь – это Божий народ, верующий в «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных». Поэтому христиане знают, что их Царь - Иисус Христос. Но в каком смысле Иисус является Царем? Откровение объясняет это следующими словами: «Он возлюбил нас и омыл нас от грехов наших Кровию Своею и соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему». Следовательно, Царствие Иисуса означает полноту безоговорочной любви вплоть до самопожертвования, избавление от грехов и посвящение себя Богу-Отцу. Согласно пророку Даниилу, Иисус совершенным способом воплотил образ Сына Человеческого, как Он Сам говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45).

           Иисус обладает универсальной властью, распространяющейся от начала и до самого конца: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, был и грядет, Вседержитель». Ничто не может вырваться из-под Его всемогущей власти. Даже смерть не в состоянии противиться Ему, ибо Он ее победил, и недаром зовут Его «Первенцем воскресшим из мертвых», т. е. первым из воскресших. И хотя в глазах «тех, кто Его пронзили» Он выглядел побежденным, Его смерть на самом деле не была слабостью, не означала Его конец. Он осуществил Свое «служение» вплоть до «крестной смерти», поскольку «служить ради любви» – единственная сила, способная победить даже смерть. Царствие Иисуса строят люди, чьи поступки подобны Его поступкам, люди, готовые любить, жертвовать своей жизнью ради других, отказаться от власти насилия и уверовать в силу любви.

 

„Я есмь Царь“

 

         Встреча Иисуса с Пилатом представляет собой противоборство двух различных представлений о царской власти, о том, каким образом  ее следует понимать и осуществлять. Иисус не поддерживал  взгляды зилотов, руководимых идеей политического мессианизма. Он отвергает их стремления противостоять политической власти, с оружием в руках, с целью создания независимого государства и установлением теократии.  Иисус не собирался становиться главой государства. Не поддержал Он и саддукеев, сотрудничавших с римскими властями. Так на чьей стороне был Иисус: с римлянами или против них? Так выглядит типичная альтернатива людей, рассуждающих исключительно в рамках «власти». Однако Иисус отказывается от применения подобной логики.

         Пилат – типичный представитель политической власти, которого ничего, кроме этой власти, не заботит. Он не Иудей и не интересуется религиозными вопросами иудеев («Разве я Иудей?»). Пилат не хочет нести ответственость за казнь Иисуса: «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне». Его беспокоит лишь одно: чтобы дело Иисуса касалось исключительно иудеев и не расшатывало политическую власть римлян в Палестине. Пилат требует, чтобы Иисус подтвердил его мысли. Итак – является ли Иисус царем иудейским? Иисус отвечает: «Царство Мое не от мира сего». Об этом свидетельствует и то, что Иисус не применил вооруженной силы, чтобы сопротивляться иудейским первосвященникам, когда те пришли Его арестовывать. Иисус непохож на прочих царей и не конкурирует с ними. Он не собирается основывать новое государство. У Него даже нет армии, которая бы защищала и поддерживала Его.

         Пилат не в силах это понять. Как может кто-либо провозглашать себя царем, не имея ни военной поддержки, ни претензий к власти, ни желания основать государство и управлять им? Что это за такое особое царство?  Поэтому Пилат спрашивает: «И все-таки Ты - царь?»

         Иисус овечает, что Его царствие основывается не на применении вооруженной силы, не на господстве, а на свидетельстве Истины. Иисусу нужна не «власть», а «истина». Однако истина, которую провозглашает Иисус, не является средством правления. Иисус не пользуется истиной в Своих целях, а дает свидетельство о ней другим. «Государи» и «деятели» пользуются своей сомнительной «истиной», чтобы оправдать свою власть, в то время как Иисус становится на службу «истине» - откровению Божественной любви. Пилат не знает, что такое «истина», поскольку ему ведомы и понятны только идеологии, т. е. мнимые истины, используемые для поддержания власти. Поэтому он с иронией спрашивает Иисуса: «Что есть истина?»

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More