Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Вербное воскресенье.

Воспоминание входа Господня в Иерусалим. 

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Матфею

 

Ис 50, 4-7; Пс 22(21), 8-9.17-18a.19-20.23-24 (Пр.: 2a); Флп 2, 6-11; Мф 26, 14-27, 66

 

         Это воскресенье, открывающее «Страстную неделю», призывает нас к размышлению о тайне Иисуса Христа, Который  «умер за нас» (Рим 5, 8), «умер за грехи наши по Писанию» (1 Кор 15, 3), Который «пришел отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10, 45). Согласно отрывку из Послания святого апостола Павла к Филиппийцам (Флп 2, 6-11), которую мы сегодня читаем во втором чтении, Иисус хотел «быть Сыном» не в плане «всемогущества», господства над людьми или человеческой победы, но избрал путь мучительных страстей и смерти. Почему Иисус, «воплотившийся» Божий Сын, живет, страдает и умирает в своем «теле»?

    Жизнь, страсти, муки и смерть воплотившегося Божьего Сына являются «только» Его делом, они исключительны  и спасительны. Действительно, Иисус живет, страдает и умирает «в своем теле», в полной солидарности с человечеством и в полной преданности и послушании Богу Отцу. Он был «послушен даже до смерти, и смерти крестной». Послушание характеризует Иисуса в Его исключительном положении перед Богом и перед человечеством. Иисус, Сын Небесного Отца и истинный человек, показывает нам, какими мы должны быть, чтобы в полной мере реализовать себя перед Богом. Смысл евангельского повествования о страстях Иисуса мы могли бы резюмировать фразой, что Иисус даже в страстях оставался послушным Сыном Отца. Послушание не угнетает Его, это не обыкновенное подчинение, аскетизм или стоическая твердость, но совершенная преданость, полная доверия и любви к Своему Отцу. Таким образом Иисус учит нам, как должны жить мы, как христиане.

 

Повествование Матфея

 

     Повествование о страстях Иисуса от Матфея имеет свои характерные черты. В первую очередь, можно заметить, что для Матфея было очень важно рассказать о страстях Иисуса, подчеркивая, что это - размышление верующей общины Церкви о последних часах жизни нашего Господа. Матфей - не равнодушный летописец, его интересуют не только внешние «проявления», он пытается до глубины исследовать смысл страстей Иисуса. Поэтому он постоянно ссылается на Священное Писание, подчеркивая таинственное измерение страстей и смерти Иисуса. Часто применяемые цитаты из Священного Писания, которыми наполнено повествование Матфея о страстях Христовых, призваны демонстрировать, что в Иисусе свершился Божий замысел и Божья воля, явленные в словах Священного Писания.

         Подчеркивая взаимосвязь страстей Иисуса со Священным Писанием, Матфей показывает, что Иисус идет навстречу своей смерти в решительном и абсолютном послушании Богу. Слово Отца, Его воля - это Его пища, с которой Он пребывает в непрестанном единении. Хотя Иисуса покинули все, а под конец «кажется», что и Бог оставил Его страдать в одиночестве, Иисус с полным доверием вручает Себя Отцу в светлой ночи Своей смерти, из которой взойдет яркий солнечный день Его воскресения.

         Петру, который пытается защитить Иисуса с мечом в руках, Учитель говорит: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?»  (Мф 26, 52-54). «В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. Сие же все было, да сбудутся писания пророков» (Мф 26, 55-56).

         Матфей ссылается на Священное Писание, но это не означает существование какого-либо насильственного Божьего замысла, согласно которому Иисус был бы вынужден страдать и умереть. Если мы скажем, что Бог «хочет» отправить Своего Сына на смерть, или что Он «наказывает» Его, то создадим чудовищный, искаженный образ Бога. В страданиях Иисуса Бог не выступает как преследователь или «мститель». Страсти и смерть Иисуса - это путь любви, на котором Иисус повинуется Своему Отцу, но в то же время принимает участие в судьбе грешного человека.

         Матфей настойчиво подчеркивает - и это следующая характерная черта его повествования - что Иисус идет навстречу Своим Страстям и смерти вполне добровольно и в полной мере зная их причину. Иисус предвидит и предательство Иуды («один из вас предаст Меня» - Мф 26, 21), он знает, что больше не будет «пить от плода сего виноградного» (Мф 26, 29), предсказывает, что Петр отречется от Него (Мф 26, 34) и т.д. В месте, именуемом Гефсимания, Иисус говорит: «Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня» (Мф 26, 45-46). Иисуса не удивляет арест, Он не «вынужден» умирать, не осознавая происходящего, Он знает, что это - не какая-то роковая неизбежность, которой желает Сам Бог.

       Подчеркивание того, что Иисус шел настречу смерти вполне добровольно, имеет у Матфея большое значение. Свобода Иисуса равна Его послушанию, как Сына Отцу. Ничто - ни страдания, ни смерть - неспособно помешать Иисусу в Его свободеном послушании. Для Иисуса ни страдания, ни смерть не являются поводом для протеста или отрицания благости и абсолютной верности Небесного Отца. Исполнение Священного Писания в сущности равняется добровольному послушанию Иисуса и любви к абсолютной доброй воле Бога Отца. В Своих страданиях и смерти Иисус живет словами: «Отче Мой! …не как Я хочу, но как Ты» (Мф 26, 39). А поскольку Отец хочет, чтобы Иисус был жив, Он восстанет из мертвых.

 

Страдания Невинного

 

       Страсти Иисуса - это страсти «Сына Божьего». Это наименование повторяется несколько раз (Мф 27, 40.43.54). Страдает и умирает невинный Сын Божий, ставший человеком. Он страдает и умирает не за Свои грехи, не из какой-то мстительной Божей воли, а по Своему добровольному решению из великой сострадательной любви к грешному человечеству. В этих страстях и смерти мы, христиане, видим, каким образом Бог выражает Свои намерения и Свою волю.

       Иисус не говорит о боли, но принимает и переживает ее. Но это не какое-то «садистское увлечение» страданием, не подчеркивание ценности боли как таковой. Если Иисус принимает боль, Он делает это сугубо по Своему желанию и воле соединиться со всем страдающим человечеством и принимать участие в его страданиях. Этим поступком Иисус учит нас и дает нам силу принимать боль без бунта против Бога, без отчаяния или какой-то героической титанической борьбы. Своим страданием Иисус учит нас переносить не только часы страданий, но и часы нашей смерти. Мы придаем смысл нашей жизни, полной страдания, и нашей смерти, если страдаем так, как страдал Иисус. Христос словно бы говорит нам: Если ты переживешь страдания и смерть со Мной, так, как пережил их Я, то твоя жизнь, даже в трудные минуты, будет полна смысла и ценности, и перед тобой откроется возможность надежды на вечную жизнь.

         Страдания и смерть Иисуса - это «жертва». Но она не является жертвой в языческом смысле, т.е. какой-то «платой» разгневанному богу, жаждущему крови. В Священном Писании Сам Бог определяет, какие жертвы следует приносить и каким образом их предлагать. Такая Божья инициатива имеет особое значение потому, что Бог выходит навстречу нам и определяет некоторые условия для проведения собраний общины верующих в Него. Следовательно, смысл жертв согласно Священному Писанию в том, чтобы создать общество верующих в Бога согласно Его замыслу.

         Также из Священного Писания мы знаем, что человек рискует впасть в языческое понимание жертв как магических ритуалов. Но пророки призывают бороться с искажением смысла жертвы, в результате чего в людях возникает намерение установить связь с Богом. Итак, в каком смысле смерть Иисуса была жертвой? В том смысле, что Иисус с послушанием и любовью дарит Себя Богу как Человек и с сострадательной любовью дарит Себя за человечество как Сын Божий. Следовательно, смерть Иисуса создает связь между Богом и нами. Именно поэтому она и является жертвой.                    

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More