Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Дух жизни

 

Деян 2, 1-11; Пс 104(103), 1ab и 24ac.29bc-30.31 и 34 (Пр.: ср. 30); 1 Кор 12, 3b-7.12-13 или Рим 8, 8-17; Ин 20, 19-23 или Ин 14, 15-16.23b-26

 

 

         В литургии Пятидесятницы мы празднуем величайший дар Иисуса Своим ученикам – дар Духа Святого. В символе Веры мы исповедуем, что Дух дает нам жизнь. Поэтому сегодня – настоящий праздник жизни! Воскресший Иисус дарует нам Своего Духа, ибо Он желает, чтобы мы жили. В мире, внешне устремляющемся к смерти и разрушению, сегодняшнее торжество является праздником надежды, ответом на наше неугасимое желание жизни. Мы сами не в состоянии реализовать это желание целиком, но с помощью Иисусова Духа мы действительно можем жить полноценной и вечной жизнью. Его Дух дарует нам возможность жить вечно, поскольку Он является «животворной силой» Бога, любящего жизнь. Если смерть пришла в мир вследствие человеческого греха а кажется нам всесильной владычицей этого мира, то животворящая сила Духа сильнее смерти. Поэтому сегодня мы с радостью повторяем: «Верую в Духа Святого, Господа животворящего».

 

Ветер Духа

 

         В повествовании о Пятидесятнице (Деян 2, 1-11) Лука пользуется двумя символами, говорящими о присутствии Духа: символами ветра и огня. Лука говорит о «шуме с неба, как бы от несущегося сильного ветра». Наряду с «шумом» упоминается образ ветра, т. е. евангелист как будто говорит, что этот сильный шум вызван ветром. Ветер и огонь традиционно сопровождают ветхозаветные явления Бога. Они являются символом жизни, а точнее - символом непреодолимой силы. Дух Иисуса – это сила, перед которой ничто не устоит, подобно ветру, проникающему через любое препятствие, и огню, пожирающему все нечистое и безобразное.

         В Деяниях святых Апостолов перечисляются народы, присутствовавшие в тот момент в Иерусалиме – вероятно, для того, чтобы подчеркнуть: там был представлен весь мир, все человечество. Дух Иисуса предназначен для всех, без различия расы, языка, нации. И каждый слышал на своем родном языке проповедь «о великих делах Божиих». Дух выступает в роли «переводчика», чтобы каждый сумел понять великие дела Божиие. Дух является учителем, наставляющим каждого человека в глубине его души. Дух делает каждого человека способным познать Божие присутствие и Божие действие, а следовательно - познать смысл жизни. Обрести смысл жизни в Боге - наша первоочередная и основная задача, если мы хотим жить истинной, аутентичной жизнью. Дух Иисуса дарует эту замечательную возможность всем людям, услышавшим повествование о великих делах Божиих.

 

Единство в любви

 

         Литургия предлагает нам два отрывка на выбор: 1 Кор 12, 3b.-7.12-13 или Рим 8, 8-17. В отрывке из Первого Послания к Коринфянам святой Павел говорит, что именно Дух делает нас верующими: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Исповедовать, что человек по имени Иисус, рожденный от Девы Марии и умерший на Кресте, является Воскресшим и прославленным Господом, означает исповедовать христианскую веру. А это возможно только с помощью дара Духа.

         Во-вторых, Дух является Источником всех даров благодати, которые каждый человек получает для своего освящения: «Но каждому дается проявление Духа на пользу». Этим Павел хочет сказать, что Дух обогащает каждого человека всеми дарами благодати, необходимыми для полноценной христианской жизни - каждого по мере, необходимой ему.

         В-третьих, Дух является основой единства крещенных: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» и «все напоены одним Духом». Именно Дух Святой объединяет всех крестившихся в одно Тело Христово – в Церковь. Мы напоены Духом Христа, чтобы объединиться с Христом и друг с другом, чтобы препятствовать разделениям, о которых Павел говорит в начале своего Первого Послания к Коринфянам.

         В отрывке Рим 8, 8-17 апостол Павел подчеркивает многообразное действие Духа в человеке. То, что мы принадлежим Христу – прежде всего дело Духа: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». Именно Христов Дух объединяет нас с Иисусом.

         Кроме того, Дух освобождает нас «от господства тела», т. е. от эгоизма и греха, и дает нам жизнь: «Дух – это жизнь». Эгоизм, который Павел называет «телом», и грех, т. е. мир, полный ложных, неправильных ценностей, влияют на нашу жизнь и толкают к смерти. Но Дух делает нас принадлежащими Христу и дает нам возможность жить так, как жил Он, чтобы мы могли «жить» по-настоящему.

         В-четвертых, Дух, пребывающий в нас, является гарантией нашего окончательного воскресения из мертвых. Как Дух воскресил Иисуса, так Он воскресит и нас. И если мы имеем Духа, Который «живет в нас», мы имеем и силу, дающую нам вечную жизнь.

 

Вы получите Духа

 

         Мы можем выбрать в качестве евангельского чтения отрывок из Ин 20, 19-23. В этом случае, мы можем подчеркнуть, что Дух является пасхальным даром Воскресшего Иисуса. Воскресение из мертвых положило начало новой эры человечества, в которой Христос дарует Своего Духа каждому человеку, верующему в Него. Поэтому существует неразрушимая связь между Иисусом и Духом.

         А если мы выберем отрывок из Ин 14, 15-16.23b-26, мы сможем заметить роль Духа, соединяющего нас с Иисусом и делающего нас детьми Отца. Следовательно, присутствие одновременно является присутствием Сына и Отца: «и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».  Дух несет нам любовь Отца: «Отец Мой возлюбит его» и жизнь Иисуса: «ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин 14, 19).

         Божественное пребывание Пресвятой Троицы в нас обусловлено не только Богом, безусловно желающим пребывать с нами, но и нами самими. Иисус говорит об этом условии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15). В этом выражении содержатся два условия пребывания Пресвятой Троицы в нас: мы должны любить Иисуса и соблюдать Его слово. Но по сути, эти два условия превращаются в одно, поскольку Иисус говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин 14, 23). Итак, любить Иисуса означает жить согласно Его словам и поступкам.

         Литургия предлагает нам и третью возможность – чтение из Евангелия от Луки 24, 46-53. Воскресший Иисус дает нам обещание: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Интересно, что Дух Святой здесь назван «обетованием Отца» (срав. Деян 1, 4). Все, что Бог обещал нам с первых страниц Священного Писания, сбылось в даре Духа Святого: следовательно, все Божие обетование заключалось в обетовании Духа. История спасения достигает своей вершины в даре Духа. А нам надлежит ожидать полного развития этого дара.

 

Экзегетическое примечание: Дух Святой

 

         О «Божием Духе» в Священном Писании говорится с самой первой строчки; это выражение можно также перевести как «божественный ветер», поскольку еврейское слово «ruah» означает «ветер». Божий Дух дает жизнь миру, руководит судьями, вдохновляет пророков, его получает царь в священном помазании. В последней книге Ветхого Завета, в Книге Премудрости Соломона, говорится: «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем 1, 7).

         Божий Дух подобен дыханию: мы не замечаем его, однако, без него мы не смогли бы жить. Он - как воздух, без которого немыслима жизнь. Он - таинственный, неуловимый, загадочный. Мы могли бы сказать, что посредством Духа Бог открывается человеку, что Дух, оживляющий и сохраняющий все, олицетворяет присутствие Бога в мире. В учительных книгах заметна тенденция отождествлять Его  с Премудростью – т. е. с гармонией Вселенной и смыслом всего творения.

         Только Новый Завет открывает нам, что Божий Дух является Божественной Личностью. Но без опоры на Ветхий Завет мы не сможем правильно понять, Кто такой Дух. Из Нового Завета мы знаем, что Дух исходит от Отца, пребывает в Иисусе и приводит нас к Иисусу. Это - Дух Христа. Только в Иисусе мы окончательно узнаем, каков Бог на самом деле, и только Иисус учит нас полностью понимать все, что говорилось о Боге в Ветхом Завете. Точно так же только Иисус способен рассказать нам, Кто такой Дух, и научить понимать все, что о Нем говорилось в Ветхом Завете.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More