Литургический год 2017-2018 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл B

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Учение Апостолов

 

Деян 12, 1-11; Пс 34(33), 2-3.4-5.6-7.8-9 (Пр.: 5b); 2 Тим 4, 6-9.17-18; Мф 16, 13-19

        

         В молитве «Верую в Бога, Отца Всемогущего», которую мы читаем каждое воскресенье во время Святой Мессы, мы исповедуем веру в Апостольскую Церковь. Это один из четырех основных «свойств»  Церкви, основанной Иисусом. В Догматической конституции о Церкви «Lumen gentium, 17» говорится: «Этот торжественный наказ Христа возвещать спасительную истину до самого края земли Церковь приняла от Апостолов». Церковь - «Апостольская», потому что основана на апостолах, при помощи Святого Духа хранит и передает учение апостолов, и поучаема, освящаема и управляема их преемниками в единении с приемником Петра, верховным пастырем Церкви.

         "Единая Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры, как единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую (…) существует в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним, хотя и вне ее структур существуют многие элементы освящения и истины" (ККЦ 870).

Благодаря Апостольской преемственности, гарантированной Папой и епископами, мы получаем Священное Писание, Таинства, вероучение и учительство Церкви.

 

Вера Петра

        

        Отрывок из Деяний Апостолов показывает нам Петра в тюрьме, арестованного за смелое христианское свидетельство. Вся христианская община обращает свои молитвы к Богу за Апостола Петра, и Господь  чудесным образом освобождает его. Петр исповедует свою веру: «Теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня от руки Ирода». Судьба Петра подобна судьбе Иисуса: Петра посадили в тюрьму во время «праздника Опресноков» (ст. 3), т. е. во время  «Пасхи». Но Бог избавляет его от смертельной опасности.

         Я хотел бы подчеркнуть два очень важных момента в повествовании Луки: Свидетельство веры Петра и молитву Церкви. Луке обе темы очень близки. Речь идет о существенных элементах жизни Церкви во всякое время: свидетельстве веры преемника Петра и прилежной постоянной молитве Церкви за него, чтобы Дух Иисуса избавлял его от всякого зла и помогал ему руководить братьями по вере.

 

Свидетельство Павла

 

         Помимо примера Петра, нам стоит задуматься и о примере Апостола Павла, чему служит читаемый сегодня отрывок из Послания к Тимофею. Этот отрывок – своего рода автобиография Апостола. Его жизнь была «подвигом добрым», он завершил свой «бег» и достиг цели. («Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим 4, 7-8). Этими словами Апостол подводит итоги своей жизни («веру сохранил»). Вера была путеводной нитью, ведущей его по жизни. Апостол не хвалится, будто все его успехи зависели только от него: «Господь же предстал мне и укрепил меня!». Тайна верности Павла – это присутствие Господа и Его сила. Апостол не действует сам по себе, Господь никогда его не оставлял, даже когда казалось, что жизненные тяготы и страдания преследуют его подобно льву, готовому разорвать его на части. Он исповедует свою надежду, полную доверия: «Господь избавил меня от львиных челюстей». От описания своего земного избавления он переходит к описанию надежды на будущее спасение: «Господь избавит меня от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства».

         В 16-ом стихе, который на литургии не читается, Апостол говорит: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили». Но Господь предстал ему и укрепил его. Эта горькая исповедь является реалистичной констатацией эгоизма и равнодушия, с которым христианская община может относиться к Апостолам. Прискорбно главным образом то, что именно человек, отдающий все силы делу проповеди Евангелия, может оказаться лишенным всякой помощи от своих братьев по вероисповеданию.

         Сегодняшний праздник является в том числе строгим приказом всей христианской общине поддерживать своих пастырей, преемников Апостолов, в трудные минуты. Это – не сентиментализм и не «культ личности».

 

Камень, которым является Петр

 

         В очень известном отрывке из Евангелия от Матфея подчеркиваются два основных элемента: исповедание веры Петром и слова Иисуса, обращенные к Петру. Эти два момента теснейшим образом связаны: Петр, как истинно верующий в Христа - Сына живого Бога, получает от Иисуса поручение, миссию стать «камнем», на котором Иисус воздвигнет Свою Церковь, а также «власть ключей». Петр имеет первенство в группе «Двенадцати». Вопреки его «маловерию» (Мф 14, 31) и соблазну о страдающем Мессии (Мф 16, 22сл.), вопреки его слабости в Гефсимании (Мф 26, 36сл.) и троекратному отречению от Иисуса (Мф 26, 34.57.69сл.), Петр всегда указан как первый среди учеников, как и в сегодняшнем Евангелии. Он - первый призванный Апостол (4, 18сл.), назначенный первым среди двенадцати Апостолов (10, ). Но в отрывке из Евангелия от Матфея (16, 13-19) подчеркивается не только первенство его призвания, но и первенство места, которое он занимает: Иисус говорит, что Он хочет сделать Петра надежной «основой», фундаментом Своей Церкви на все века. Обратите внимание, что Матфей пишет спустя несколько десятков лет после указанных событий, и что слово Иисуса он считает вечно актуальным: т. е. Его слово указывает не только на первенство Петра, ограниченное его личностью (когда Евангелие от Матфея редактировалось, Петра уже не было в живых). Первенство, которое Иисус даровал Петру, распространяется и на его  преемников. Петру и его преемникам Иисус дает власть ключей, т. е. власть осуждать или прощать (и отпускать), власть объявить виновным или невиновным (эта власть подразумевает освящающую, учительскую и «судебную» миссию Папы).

         В Догматической конституции о Церкви (Lumen gentium, 23) говорится: «Римский Понтифик, как преемник Петра, есть постоянное и зримое начало и основа единства как Епископов, так и множества верных». С одной стороны, Папа вместе с епископами обеспечивает преемственную связь Церкви с Апостолами, с другой - Папа является вершиной и основанием Церкви, принципом единства Церкви. Мы подчеркнули, что роль Петра (и Папы Римского) целиком связана с ролью остальных Апостолов (и епископов); в сегодняшний праздник они призывают нас обновить наши обеты единства как с Папой, так и с нашим поместным епископом.

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More