Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Св. Праведный Иосиф, Обручник Пресвятой Девы Марии.

Торжество, 19 марта.

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Сын Авраама и cын Божий

 

2 Цар 7, 4-5а.12-14а.16; Пс 89(88), 2-3.4-5.27 и 29 (Пр.: 37a); Рим 4, 13.16-18.22; Мф 1, 16.18-21.24а или  Лк 2, 41-51а

 

         Удивительно, что литургические чтения говорят об Иосифе как о «сыне», а не как об «отце». На самом деле, Иосиф был только приемным отцом. Его величие состоит в том, что он был  исключительно верующим человеком и примерным «сыном Бога». Вера в Божьего Сына придала особое значение его труду как плотника и его задаче заботиться о Младенце Иисусе.

         Помимо людей, не могущих и не желающих предоставить Иисусу ничего, кроме обветшалого «хлева для скота», есть и другие, которые, подобно Марии и Иосифу, принимают Иисуса искренним и чистым сердцем. Таким образом, Иосиф становится примером «обыкновенного» христианина, которого в большей степени характеризует вера в Бога, послушание Иисусу, смиренное следование за Ним, нежели великие поступки. Вера Иосифа - живая, конкретная, действенная: «Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень» (ст. 24). Иосиф в Евангелии описывается не человеком говорящим, а человеком действующим и исполняющим Божье слово. Увы, мы так непохожи на Иосифа, ибо говорим много, а делаем, как это не прискорбно, мало.

 

Иосиф - сын Давидов

 

         Ангел явился Иосифу и сказал: «Иосиф, сын Давидов!» (Мф 1, 20). Первое чтение раскрывает нам смысл этого обращения. Через пророка Нафана Бог обещает Давиду «семя», то есть сына, который будет править после него. Этим  сыном стал Соломон, воздвигший Господу  «дом», т. е. Храм. С ним Бог заключает договор, гласящий: «Я  буду ему отцом, а он будет Мне сыном». Бог желает не столько собственного Храма, построенного из камня, сколько отношений между Ним и Его народом, подобных отношениям между отцом и сыном. Храм - только видимый знак царского присутствия  Бога среди Его народа.

         Своим обетованием поколению Давида Бог провозглашает основание будущего Израильского царства. Израильский народ в течение многих веков ощущал неспособность и нежелание своих царей следовать Божьей воле, замещая Божью волю, своими «государственными» интересами. Обещание, данное Давиду, постепенно изменилось в обещание Завета между Богом и Его верным народом. В период после изгнания, после гибели израильского царства, это обещание воспринималось как пожелание Бога остаться со Своим народом, и царский титул стал видимым подтверждением Божьей власти. Всеблагой Бог остался верным Своему народу и Своему царю: Он пожелал осуществить то, что не удалось мирским царям, т. е. утвердить «справедливость и закон».  

         Евангелист Матфей причисляет Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии, к потомком Давида, и таким образом, через Своего приемного отца Иисус становится потомком Давида и всецело воплощает верное Божье обетование заключить Завет со Своим народом и присутствовать среди него. Иосиф - лишь свидетель осуществления данного обетования. Он не является ни его осуществителем, ни условием его осуществления.

Иосиф - сын Авраама

         Второе чтение - из Послания св. апостола Павла к Римлянам - содержит рассуждение о вере Авраама, который «сверх надежды поверил с надеждою» (ст. 18). Обещание потомства, полученное Авраамом, основывалось не на собственных заслугах или человеческих достоинствах праотца, а на бескорыстной Божьей любви: «Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех», - говорит Павел (ст. 16). У веры Авраама не было иной опоры, кроме слов Божьего обетования. Однако, вопреки человеческому мнению, несмотря на свой преклонный возраст и возраст Сарры, он был всецело уверен, что Бог «оживляет мертвых и делает небывшее существующим» (ст. 17). Поэтому Божье слово способно пробудить жизнь там, где мы не ожидаем, и дать бытие чему-то, о чем мы даже не догадываемся. Бог умеет по-настоящему приятно изумить нас и заслуживает нашего полного доверия.

         Цель литургического чтения в торжество святого Иосифа - показать, как неожиданно Божий план осуществился и в отношении него. Евангелист Матфей говорит: «Но когда он помыслил сие - се, Ангел Господень явился ему во сне» (Мф 1, 20). Когда Иосиф был погружен в свои мысли и планы, Бог объявил ему Свой план: «не бойся принять Марию, жену твою и наречешь Ему имя: Иисус» (Мф 1, 20-21). Бог входит в жизнь Иосифа, сообщая ему нежданное и невероятное обетование: Иосиф должен остаться с Марией, Матерью Спасителя, и должен будет наречь имя самому Спасителю. «Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень» (Мф 1, 24). Об Аврааме говорится: «И пошел Аврам, как сказал ему Господь.» (Быт 12, 4). (Примечание: Заключая союз с Аврамом о том, что он станет отцом многих народов, Бог изменил его имя на Авраам - срав. Быт 16, 4-5). Здесь мы видим такую же готовность уверовать, основанную исключительно на слове Господнем.

         Поэтому Иосиф - истинный сын Авраама, т. е. настоящий верующий. С человеческой точки зрения может показаться, что Иосиф сделал очень мало, однако ценность того, кем мы являемся, определяется не нашими поступками, а нашим внутренним расположением.  

 

Иосиф - сын Божий 

 

         В тексте Евангелия от Матфея Иосиф представлен как истинно верующий человек, сын Авраама. Благодаря его вере, Бог призывает его «принять» не только Марию, свою невесту, но и сына Марии, зачатого  «от Духа Святого» (ст. 20) – то есть, Иосиф должен стать Иисусу приемным отцом. А принимая Иисуса как Божьего Сына, зачатого от Духа Святого, он сам становится «Божьим сыном». В Евангелии не говорится, что Иосиф «уверовал», но говорится, что он дал ребенку имя «Иисус», дабы «Он спас людей Своих от грехов их»! (ст. 21). Нарекая Иисусу имя, Иосиф признал в Иисусе Спасителя и таким образом сам вошел в Божий план спасения и благодати, т. е. в состояние Божьих сынов, принесенное Иисусом.

         В тексте из Евангелия от Луки (Лк 2, 41-51), который используется в сегодняшней литургии, как один из вариантов чтений в торжество святого Иосифа, подчеркивается, что Иосиф тщательно соблюдает иудейский Закон, предписывавший трижды в год осуществить паломничество в Иерусалим (срав. Исх 23, 14-17). Отправиться в паломничество в Храм означало искать Божие присутствие, воплощенное в символике храмового обряда. Но Иосиф и Мария пришли в Храм с Иисусом, Который впоследствии остался в Храме. Его Мать и приемный отец «стали искать Его»  (ст. 44). В Евангелии  от Луки поиски  Бога превращаются в поиски Иисуса. И действительно Иисуса «обрели» в Храме (ст. 46) - там, где присутствует Бог.

         Иисус говорит Своему приемному отцу: «разве вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Иисус подчеркивает не только Свой статус Божьего Сына, но и исключительное отношение к Небесному Отцу. Именно это исключительное, особое отношение к Небесному Отцу удивляет Марию и Иосифа настолько, что они  «не поняли сказанных Им слов» (ст. 50). Марии и Иосифу, ищущим Бога в Храме, Иисус указывает иной путь: отныне они должны искать Бога в Иисусе. Сущность Бога открылась нам в Иисусе. Бог отныне не является для нас бесконечно далеким Абсолютом, с Которым нас разделяет бездонная пропасть. Иисус обращается к Богу:  «Отче Мой», тем самым возвещая, что Бог слышит, видит и любит нас как добрейший Отец.

         Мария и Иосиф должны были научиться познанию Бога, каким Он открылся в Иисусе. Через Него и вместе с Ним они научились быть настоящими детьми Небесного Отца, пославшего Своего Сына в мир, чтобы мы смогли участвовать в Его жизни. Из сына Авраама Иосиф становится сыном Бога!

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More