Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Избрать бедных

 

Сир 3, 17-18.20.28-29; Пс 68(67), 4-5ac.6-7аb.10-11 (П.: ср. 11b); Евр 12, 18-19.22-24а; Лк 14, 1.7-14)

 

         Импульсом к сегодняшнему размышлению пусть послужит инструкция Конгрегацией Доктрины Веры «Наставление о христианской свободе и освобождении», (1986 г.): «Своей любовью к бедным Церковь говорит о достоинстве человека, однозначно свидетельствует, что достоинство человека основано на том, кем человек является, а не чем он владеет. Это достоинство человека невозможно уничтожить, каковы бы ни были условия его жизни: бедность, презрение, маргинализация, бессилие. Церковь проявляет солидарность с людьми, не имеющими значения в обществе, морально, а зачастую и физическими выброшенными из социума. Она возвращает их в братство людей и в общину детей Божьих. Церковь с особой материнской любовью склоняется к своим детям, страдающим вследствие человеческой злобы - к пожилым, одиноким и покинутым. Универсальная сущность Церкви проявляется в том, что Церковь в первую очередь избирает бедных, причем этот выбор отнюдь не является признаком исключительности или сектанства. Данный подход не является исключительным» (п. 68).

 

Смиренные прославляют Бога

 

         Сын Сирахов рекомендует в качестве способов служения ближним смирение и кротость («веди дела твои с кротостью»), смирение («Сколько ты велик, столько смиряйся…») и раздачу милостыни («милостыня очистит грехи» Сир 3, 30). Речь идет не о внутренних чувствах, а о конкретном способе мышления и деятельности, вдохновленных искренней дружбой и взаимной солидарностью. Милостыня была чрезвычайно важной обязанностью в древнем обществе, где не существовало системы пенсионного и медицинского страхования, социальной защиты и других учреждений, известных в современном обществе. Итак, кротость, смирение и милостыня - это свойства и добродетели человека, принимающего участие в нуждах ближнего с подлинной солидарностью и дружбой.  Такие люди прославляют Бога, у них есть «благодать», т. е. благословение от Господа.

         Это значит, что отношение к Богу очень тесно связано с отношением к ближнему: мы не можем получить милость у Бога, если не будем проявлять постоянную и активную солидарность с ближними. Заметьте, что сын Сирахов не ограничивается одними словами, что помогать бедным хорошо и правильно, он также советует нам, как мы должны устроить свой внутренний мир. Он говорит о кротости и смирении, благодаря которым бедные и нуждающиеся в помощи становятся нашими друзьями и братьями. Мы больше не смотрим на них  с высока, как на «чужаков», но с готовностью принимаем их в нашу жизнь. Таким образом, мы видим совет, как именно следует оказывать помощь бедным, которые вследствие гордыни богатых и сильных мира сего оказались в социальной и духовной пропасти, а также совет, как мы должны принять их в общество, в котором живем.

         Наша ангажированность в пользу бедных не должна вести к революции бедных против богатых, к замене богачей бедняками, а к созданию братского, дружного, смиренномудрого, и прочного общества. Только тогда можно будет сказать, что бедность полностью побеждена, когда каждый будет чувствовать себя действительно принятым и свободным членом одной семьи, Отцом которой является Бог.

 

Новый Иерусалим

 

         Принятие бедных, свершившееся посредством основания Церкви, новой семьи Божиих детей -  это мечта, упомянутая в Послании к Евреям. Для христиан, заключивших Новый Завет с Иисусом, внешние ярлыки (раса, богатство и т. д.) более не играют никакой роли. Все они – дети Бога, все они приглашены на торжественное «собрание», созванное Посредником Нового Завета: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на Небесах, и к Судии всех - Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета - Иисусу» (Евр 12, 22-24). «Гора Сион», «город живого Бога», «небесный Иерусалим» - это три библейских обозначения Церкви как нового общества, созданного Богом и живущего в Божием присутствии. Эти образы изначально относились к ветхозаветному обществу израильского народа, которое полностью реализовалось в общине Иисуса.

         Основоположником этого нового общества является Бог, что подчеркивается отдельными выражениями, такими как: «написанные на небесах» (а не зарегистрированные в метрических книгах), присутствие ангелов, «духи праведников, достигших совершенства». Одним словом, речь идет об обществе, полностью отличающемся от обществ, созданных людьми на основании человеческих критериев, законов и потребностей. Но не следует думать, что такое общество можно обвинить в элитаризме, сектантстве или предательстве идеи универсального спасения, несмотря на отдельные внешние черты. Следует подчеркнуть, что спасение носит «социальный» аспект: речь идет о «собрании». Это общество является обществом людей, приведенных Богом к совершенству, т. е. посвященных, которые обязаны жить иначе, нежели остальные. Оно является альтернативой всех прочих человеческих обществ, созданных на основании интересов и эгоизма отдельных лиц или групп. Только внутри этого нового общества, созданного Посредником Нового Завета, принятие бедных обретает новый смысл «реинтеграции в братском обществе людей, в общине Божиих детей».

 

Трапеза с нищими

 

         В общине Иисуса нет места необузданным амбициям, надменности, самолюбию, зависти, классовому расслоению – т. е. всему, ведущему к разделению общества на классы и структуры, где одни господствуют над другими. Иисус выразил это в форме притчи.      «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место... а садись на последнее место». Этот способ поведения очевидно противостоит светскому мышлению. Но Иисус хочет, чтобы мы поняли: в Его обществе больше не действуют общепринятые порядки человеческого общества. Его правила определяются не жесткой конкуренцией, а взаимным служением друг другу: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мф 23, 11). Во время Тайной Вечери Иисус, будучи Учителем, служил Своим ученикам, омывая их ноги. Раввин Йоханнан говорит: «Препятствующий служить своим ученикам подобен тому, кто препятствует любви».  Именно так поступил Иисус: Он помешал Своим ученикам услужить Ему. Человек, живущий в смирении и служащий ближним, получает приглашение сесть на почетное место за трапезой (т. е. в повседневной жизни общества). Принять бедных означает прекратить вытеснять «малых сих» на последние места из зависти, ревности, жажды власти и желания управлять людьми.

         Во второй части сегодняшнего Евангелия (ст. 12-14) Иисус советует, каким образом следует устраивать пир (включая Евхаристию). На пир, являющийся знаком общинной любви, приглашай не только тех, кто может отплатить тебе взаимностью, но и, прежде всего, тех, кто ничего не может дать тебе взамен, но кому можешь что-либо дать ты.  «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресении праведных». В этих словах прослеживается особый интерес евангелиста Луки: спасение возвещается людям с окраины общества, бедным (6, 20). Бедные займут в Царствии Божьем первые места.

         Этика Иисуса руководствуется не законом обмена («ты – мне, я – тебе»), а законом бескорыстного и дружеского великодушия. Иисус также ссылается на примеры из Ветхого Завета. Из Второй книги Царств (5, 8) нам известно, что евреи говорили: «Слепой и хромой не войдут в дом [Господень]». В Кумранскую общину был закрыт вход хромым, глухим и немым. А Иисус дает всем этим людям привилегированное место. Избрание бедных - это характерная черта общества Иисуса, отличающегося от прочих обществ сего мира, ориентированных на исключение бедных, больных и стариков. Здесь будет уместным повторить, что принятие этих категорий людей - это не только оказание им помощи, но и принятие за один стол, в одну семью Иисуса, где все люди уважают друг друга и зовут друг друга братьями. Оказать помощь человеку, вытесненному на окраину общества, еще не значит, что мы спасли его от исключения из общества. Принятие в общество Иисуса делает бедняка моим братом, равным мне.

         Говоря об отречении от имущества, Иисус подразумевает постоянное «состояние» ученика, а не разовое действие. Обратите внимание на слова: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14, 33). Речь идет не об акте отречения, а о состоянии человека, т. е. его постоянной готовности духа и воли. Эту фразу мы могли бы пересказать следующим образом: «Если кто-либо из вас, христиан, не готов оставить все свое имущество, чтобы жить по-христиански, он не должен притворяться, будто является Моим учеником». Чтобы быть верными нашей христианской жизни, мы должны быть готовы отречься от всего, чем мы владеем.

         Только непрерывное углубление нашего единства с Иисусом Христом и внимательное наблюдение за нашей повседневной жизнью поможет нам ежедневно видеть Божию волю, т. е. чем мы должны пожертвовать сегодня, чтобы стать подлинными христианами.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More