Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

2-е воскресенье Пасхи,

или Божия Милосердия

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Радость увидеть Господа

Деян 2, 42-47; Пс 118(117), 2-4.13-15а.22-24 (Пр.: 1); 1 Пет 1, 3-9; Ин 20, 19-31

         В чем суть христианской веры? Для нас, недавно отпраздновавших Пасху, ответ очевиден: веровать, что Иисус - это Господь, «Который Воскрес из мертвых» (срав. Рим 10, 9). Но, несмотря на кажущуюся простоту ответа, не так уж просто сказать, какими христианами мы являемся – т.е. удается ли нам соединять веру в Воскресение Иисуса Христа с нашим повседневным поведением. Иными словами, нет ли в нас соблазна «сводить христианство к минимуму» - как нередко делают, ограничивая его любовью к ближнему и интересом к нуждам людей, при этом отделяя заповедь о любви к ближнему от веры в Иисуса, Воскресшего из мертвых.

         В самом деле, если мы сведем к минимуму нашу христианскую жизнь, ограничив ее обязательствами перед ближними, все станет намного проще, в том числе и «диалог» с нехристианами. Мы все с легкостью можем договориться о таких идеалах как помощь ближним, борьба за более справедливый и гуманный мир, преодоление нищеты и голода, борьба против гонки вооружения и т.д. Мы все готовы объединиться, чтобы даровать «нашу» любовь другим. Но вера в Воскресшего Иисуса не дает нам пойти по этому пути: ибо если мы хотим установить мир и справедливость, улучшить мир и т.д., то мы в первую очередь должны верить в Воскресшего Иисуса и нести миру благую весть о том, что Он - наш Спаситель, Искупитель, Защитник мира и т.д., что Он - Чистый сердцем, Милосердный самарянин, становящийся нашим ближним, чтобы сделать нас сопричастниками Своего самопожертвования.

 

Братское общество

 

         Давайте посмотрим, каким было христианское общество, которое верило в Иисуса, воскресшего из мертвых: это было общество верующих в Воскресшего, пребывавших в учении апостолов и в братском общении, в Евхаристии, и в молитвах. В Деяниях св. Апостолов, Лука именует христиан «верующими»: они «верующие», ибо верят в Господа, Который воскрес из мертвых.

         Первые христиане были исполнены радости, проистекающей из веры в Иисуса, воскресшего из мертвых. Они сознавали, что в лице Иисуса среди них присутствует сам Бог. Во время преломления хлеба они объединялись не для того, чтобы «формировать общество», не для того, чтобы "дарить" что-то Богу, а для того, чтобы принять Господа в свои сердца и свою жизнь. Они были убеждены, что христианство является не только делом людей, но и, прежде всего, делом Того, Кто может избавить людей от смерти, бывшей совокупностью всякого зла. Из этого убеждения, питаемого слушанием учения апостолов, первые христиане черпали возможность стать братским обществом. Они научились любить друг друга, поскольку были уверены, что Воскресший из мертвых находится среди них.

         Если бы они взирали только на свое сердце, прислушивались только к своим склонностям, чувствам и интересам, они не смогли бы любить друг друга как братья  и не смогли бы создать братского общества. Следовательно, если мы чувствуем, что остаемся в нашей любви в одиночестве, со всеми нашими ограничениями, страхом, ленью и эгоизмом - мы замыкаемся в себе и не сможем жертвовать своей жизнью ради других.

         Но если мы веруем в Иисуса, Который пожертвовал Своей жизнью ради других и поэтому живет вечно, то в нас рождается свежая и новая сила, невероятная способность дарить себя без страха «раствориться» в Боге и погибнуть без пользы. Ведь мы знаем, что воскресший Господь даст нам полноценную и бессмертную жизнь только тогда, когда мы сможем всецело доверять Ему и поступать так, как Он – т.е. принести свою жизнь в дар.

         Страх смерти и опасение, что мы не сможем наслаждаться каждым моментом и пользоваться всяким случаем для приобретения чего-нибудь, способствуют нашему замыканию в себе самих и превращают нас в эгоистов, которые заботятся только о себе. Но если мы способны подарить другим хотя бы частицу нашей любви... – что это была бы за любовь, если бы она не стала проповедью воскресшего Господа, оставаясь только мимолетным чувством, над которым властна смерть?

 

Живое упование

 

         «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому»... (1 Пет 1, 3-4)

         Все человеческие чаяния подвержены тлению и разложению, превращающиеся в скорбные и горькие разочарования, поскольку все они рано или поздно разбиваются о стену смерти. Правда, мы стараемся не говорить и не думать о смерти, но сама смерть по-прежнему существует и опровергает все наши иллюзии. Золото, т.е. богатство, а также власть и слава являются всего лишь зыбкими призраками, тленными мечтами, обреченными на исчезновение.

         Но вы, как говорится в Первом послании св. ап. Петра, «радуетесь,… Которого, не видев, любите». Это не радость, избавляющая нас от страданий («поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений»), а «радость неизреченная» и полная славы для людей, убежденных в «спасении душ», для тех, кто верует в Иисуса Христа и благодаря этому  надеется также оказаться среди спасенных душ.

         Только из этой надежды может следовать беспредельная, неизмеримая радость, и только такая радость имеет силу создать истинное братское общество. Эта радость дает возможность любить братьев истинной любовью, лишенной эгоизма, любить в том числе и тех, кто неприятен нам, не вызывает никаких симпатий. Радость, происходящая из веры в Воскресшего освобождает наше сердце от страха смерти и открывает его для любви и самопожертвования.

 

Увидеть Господа

 

         Собрание учеников, которым явился Иисус, обладает всеми признаками собрания для совершения Евхаристии. В воскресенье, в первый день после субботы, ученики собрались в доме-Церкви, в частном доме, который служил для них «Храмом». Иисус посетил их, и они возрадовались при виде Господа, Который дал им два дара: мир и Духа Святого. Все они узнают «руки и ребра» распятого Иисуса и вспоминают Его страсти и смерть. Случилось это в то время, когда первые христиане обычно собирались славить Евхаристию. Снаружи был враждебный и недоброжелательный мир: из-за страха перед иудеями двери были заперты.

         Кажется, что вся сцена пасхального явления Иисуса с огромной точностью описывает происходящее при каждом Преломлении Хлеба, т.е. во время Святой Евхаристии. Тем самым Евангелист хочет сказать, что эта встреча Воскресшего с учениками не была единственным и неповторимым событием: она свершается всегда, когда христианское общество собирается, чтобы вновь пережить Тайную Вечерю Господню. Тогда к собранию Своих учеников, приходит Иисус с пронзенными руками и боком, которые нам напоминают о Его страстях и смерти, и силой Своего воскресения ниспосылает нам мир и дары Духа Святого, Духа, избавляющего нас от грехов. При виде Господа, воскресшего из мертвых, мы ощущаем неизмеримую радость.

         Однако, на этом собрании не присутствовал апостол Фома. Это - тип христианина, желающего во всем убедиться самостоятельно, не доверяющего своей общине и ее свидетельству. Он желает доказательств, которые можно лично проверить: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (ст.25.) Фома не готов соглашаться с верой общины – ему нужен собственный опыт.

         Через восемь дней апостолы вновь собрались для Преломления Хлеба. Теперь среди них есть и Фома. Ученики опять находятся в доме, и вновь Иисус приходит и  говорит им: «Мир вам!». После чего говорит Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»

         Фома не прикоснулся к Иисусу и не вложил руку в Его раны. Он уверовал, как и все остальные ученики. Он получил не то, чего хотел, а неизмеримо больше: он хотел прикоснуться к Иисусу, вложить персты в раны Его, убедиться опытным путем - но взамен этого он получает дар веры. Вера Фомы зарождается и созревает именно при участии в вере христианской общины во время празднования Святой Евхаристии, в которой умерший и Воскресший Иисус постоянно приходит к Своим ученикам.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More