Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

3-е воскресенье Пасхи

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Воскресший и хлеб

Деян 2, 14.22-33;  Пс 16(15), 1-2a и 5.7-8.9-10.11 (Пр.: 11a); 1 Петр 1, 17-21; Лк 24, 13-35

         Сегодняшнее размышление над литургическими текстами я хочу начать с меткого изречения кардинала Йозефа Ратцингера: «Все знают, что дешёвые инструкции по решению проблем, пытающиеся всем угодить и не желающие никого возмущать, на самом деле ничего не решают. Мы должны смириться с возмущением: где не возмущаются, там ничего важного не произойдёт. Поэтому давайте зададимся вопросом, исходя из этой предпосылки: по-прежнему ли нас интересует пасхальная весть, которая стоит того, чтобы подвергаться возмущению ради нее?».

         Уже святой Павел говорил, что пасхальная весть возмущает и евреев, и греков, как возмущает их и смерть Мессии на Кресте. Возмущает до такой степени, что даже ученики в день Пасхи «не смогли узнать Иисуса» и на радостную весть женщин отреагировали недоверием.

         Самое трагичное в пасхальной вести то, что весть об Воскресении Иисуса  из мёртвых больше никак не беспокоит, не задевает нас, воспринимается как незначительный, обыденный момент. Чтения сегодняшнего воскресенья побуждают нас заново открыть «исключительность» события Воскресения Иисуса, его чрезвычайную способность ошеломлять и удивлять нас, ибо это – новая весть Самого Бога. «Низводя» воскресение Иисуса до «рядового», обычного события, мы лишаем Его своей ценности, а кроме того – лишаемся возможности понять и познать его.

 

Бог и человек

 

         Пётр в своей речи противопоставляет замысел и деяние Бога замыслам и деяниям людей. С одной стороны, находится Иисус, чьи полномочия Бог подтвердил силами, чудесами и знамениями, совершенными через Него. Мы знаем, что «предание» Иисуса иудеям входило в замысел Бога, т.е. не препятствовало Его замыслу, поскольку Бог воскресил Иисуса. С другой стороны, находится человек, пригвоздивший Иисуса к кресту руками безбожников и убивший Его. Бог действует во имя жизни, в то время как человек несет смерть.

         Смерть Иисуса и Его воскресение из мёртвых - это события, в которых проявляются и раскрываются как Божьи замыслы, так и намерения человека, нацеленные на смерть. Но невозможно,  говорит Пётр,  чтобы смерть завладела Иисусом до такой степени, чтобы воспрепятствовать Божьим замыслам и воле. Поэтому Бог указал Иисусу путь жизни и наполнил Его радостью своего присутствия, выразив это словами псалма 16, 8-11, который цитирует Пётр. Свою речь Пётр заключает следующими словами: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели» (Деян 2, 32). Итак, кто нынче правит: Бог или человек, жизнь или смерть? Воскресение Иисуса даёт окончательный и однозначный ответ: побеждает Бог и жизнь. Бог даёт победу жизни там, где человек несет смерть.

         Отрывок из речи апостола Петра говорит также о некоторых антропологических последствиях воскресения Иисуса, которые Бог осуществил для всего человечества. Пётр описывает воскресение из мёртвых как «избавление от страха смерти»: неотвратимость смерти является основной причиной страха, подавляющего человека. Следовательно, тревога порождается чувством безысходности и тяжелых обстоятельств, обступающих нас со всех сторон. Воскресение избавляет нас от беспощадного страха, от страха смерти: «даже и плоть моя упокоится в уповании», освобожденный от страха человек обретает возможность надежды. Надежда утверждается только там, где не грозит ни смерть, ни конец, ни уничтожение.

         Воскресение открывает для нас путь жизни, а следовательно - путь надежды. «Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой»: радость - это прекраснейший и важнейший плод надежды. Ибо не бывает подлинной радости без возможности надеяться.

         Воскресение Иисуса из мёртвых стало для нас освобождением от смерти, иными словами - от жестокого страха. Поэтому оно открывает нам беспрепятственный путь и пространство надежды; даруя нам возможность надежды на вечную жизнь, оно является источником беспредельной и ликующей радости.

 

Время странствий

 

         Второе чтение напоминает нам о том, что наша жизнь на этой земле - это «время наших странствий». Очень важно, чтобы мы полностью осознали наше положение и цель, к которой мы стремимся, чтобы не заблудиться и не обратиться к «тщетному поведению», т.е. к жизни без смысла и цели. Какова ценность нашей страннической жизни? Маловерный человек ответит: «Ничтожная или незначительная, ибо всё закончится смертью». Но глубоко верующий человек знает, что мы были искуплены не серебром или золотом, но драгоценною Кровию Христа. Наша жизнь - это сокровище, за которое Христос пожертвовал Самого Себя:  если Бог целиком дарует нам Себя в Иисусе Христе, это значит, что наша жизнь в глазах  Бога имеет огромную ценность. Для  Бога мы значим очень много.

         Бог даровал нам не просто сына, а Сына, Который победил смерть, Которому Бог дал бессмертную славу, и Который действует в нас, побуждая веровать в Него. Вследствие этого «наша вера и надежда устремляются к Богу» («чтобы вы имели веру и упование на Бога» (ст.21)), Который дал жизнь Иисусу, так что Он окончательно победил смерть. Цель нашего странствия - не какой-то мутный, расплывчатый, неведомый конец. Мы твердо знаем, что целью нашей веры и надежды является участие в воскресении Иисуса из мёртвых.

 

Ученики на дороге в Эммаус

 

         В день Пасхи двое удручённых учеников шли в селение, называемое Эммаус. Они ушли из Иерусалима после смерти Иисуса и Его погребения. Они говорили обо всём, что произошло, т.е. о том, как безбожные люди распяли Иисуса, и им казалось, что с Его  смертью оборвались все надежды. «И когда они разговаривали и рассуждали между собою, Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лк 24, 15-16).

         Воскресший Иисус не позволяет смотреть на Себя как на один из окружающих предметов, Он – не актер в театральном спектакле, служащий удовлетворению поверхностного любопытства. «Видеть» Воскресшего - не то же самое, что видеть Распятого, Его необходимо «узнать заново». Евангелист замечает, что те двое учеников не смогли Его «узнать», чем даёт нам понять, что по-настоящему увидеть воскресшего Иисуса равнозначно тому, что Иисус «даёт нам узнать Себя».

         Иисуса принимают за «чужеземного странника» и пересказывают Ему последние события: «как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. …Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.» (Лк 24, 20-24). Мы видим, что любое воспоминание о смерти Иисуса, лишенное понимания её смысла, наивно: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк 24, 25-26).

         Напротив, ученики воспринимают смерть Иисуса как доказательство того, что те, кто убил Его, были правы, а Его требования были неправильными. Но ученики должны были осознать, что в смерти Иисуса осуществилась «истина» всей Его жизни: пожертвовать Своей собственной жизнью из любви к ближним. Двое учеников «не видели», т.е. не поняли по-настоящему того, что произошло со смертью Иисуса, и, следовательно, не могли узнать Его   воскресшего.

         Когда же, сидя за столом, Иисус преломил и подал им хлеб, чем оживил память о Тайной Вечере, у учеников открылись глаза. Благодаря жесту Иисуса, они поняли смысл Его   смерти, Его «преломленного» и «отданного» человечеству тела. И тогда они «узнали» Его. Истинное присутствие Воскресшего Иисуса проявляется в знаках, объясняющих смысл Его   самопожертвования и смерти.

         Но после этого Иисус «исчезает». («Но Он стал не видим для них.» (ст.31)) Воскресший Иисус непохож на все прочие предметы, которые находятся перед нами, и которые мы можем видеть. Только желание Иисуса продемонстрировать Своё присутствие в символах Тайной Вечери и наше желание видеть в знаках и символах смысл Его смерти дают нам возможность узнать Его присутствие.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More