Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

3-ие воскресенье Великого Поста 

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Наше крещение

 

Исх 17, 3-7; Пс 95(94), 1-2.6-7a.7b-9 (Пр.: ср. 7b-8a); Рим 5, 1-2.5-8; Ин 4, 5-42

 

         В сегодняшнее воскресенье мы вернемся к истокам нашего христианского бытия,  к источнику нашего возрождения, чтобы со свежим восприятием и глубоким восхищением устремиться к поискам собственной подлинной идентичности. Как и самарянке, Христос дал нам воды живой: соделал нас причастниками Своего откровения, привел нас к постепенному постижению Его тайны – тайны Божьего Сына и таким образом дал нам возможность познать Небесного Отца. Во время нашего крещения (чин крещения ребенка) нашим родителям задавали такой вопрос: «Чего вы просите у Церкви Божией для N?» Наши родители и крестные родители ответили от нашего имени: «Крещения». Горящая свеча, которую получил наш восприемник, символизировала свет веры. В крещении Христос озарил нас Своим откровением, напоил нас живой водой, дал нам веру. Но вера - это «познание», в котором человек может возрастать и идти вперед, а может стоять на месте и не развиваться. Поэтому сегодня Иисус Христос повторяет нам: "Если бы ты знал дар Божий... ".  Корнем нашего христианского бытия является дар веры, полученный посредством дара Духа Святого. Но вера постоянно подвергается  испытанию «в пустыне», которую представлют трудности, заботы, горечь и бессмысленность жизни.

 

Верить или роптать?

 

         В течение длинного и опасного пути через пустыню из Египта в Ханаан, израильский народ переживал всевозможные трудности, голод и жажду, и встретился с внушающими страх врагами – амаликитянами. Множество испытаний, которым подвергся народ, привели к случаям протеста против авторитета Моисея и его права вести людей, а тем самым – и ропота против Бога, Который казался им бесконечно далеким и неспособным помочь Своему народу.

         В первом литургическом чтении, мы читаем отрывок из Книги Исхода, который рассказывает об одном из этих бунтов. Поскольку в пустыне не было источника воды, народ взбунтовался против Моисея, а тот пожаловался Богу на недовольство народа. Но Бог заступается за «поведение» Своего народа, считает его протест справедливым и приказывает Моисею ударить жезлом в скалу, из которой забила ключом вода. Бог выступает как Спаситель страждущего народа и встревоженного Моисея, чьей жизни угрожала расправа бунтовщиков.

         Вода, забившая ключом из скалы, является знаком деятельного и предусмотрительного Божьего присутствия среди Своего народа. Дело в том, что народ, измученный долгими странствиями, с сомнениями спрашивал: «Есть ли Господь среди нас или нет?» (ст.7). Вода из скалы в глазах израильского народа становится знаком жизни и Божьего спасения. Поэтому пророк Иеремия дает Богу Яхве имя «Источник воды живой» (Иер 2, 13). Стоит также отметить, что скала, из которой потекла вода, находилась на горе Хорив, что было другим названием горы Синай.

         Следовательно, эта вода стала также символом Закона (Торы) - Откровения, которое Бог дал Своему народу. Бог даровал Своему народу воду и Слово жизни. Ибо в той же степени, что вода для питья, Его народу было необходимо Слово, из которого он мог бы постигнуть смысл своей жизни. Этим Бог учит нас, что человечеству нельзя давать только воду без Слова или Слово без воды. Иными словами, человеку не следует предлагать ни  благосостояние без познания смысла жизни, ни смысл жизни без удовлетворения физических потребностей.

 

Суть веры

 

         В сегодняшнем втором чтении из Послания св. ап. Павла к Римлянам изложена суть нашей веры. Бог любит нас и наглядно показал нам Свою бесконечную любовь в Иисусе Христе, Который умер за нас на Кресте без каких бы то ни было наших заслуг в этом деле спасения. Следовательно, любовь Иисуса Христа абсолютно бескорыстна. Божья любовь, как и любовь человека, который любит нас, имеет не только внешние проявления. Бог через посредство Своего Сына, Который ради нас умер и воскрес, влил Свою любовь - Духа Святого - в наши сердца. Этот Божий дар является для нас наиболее великолепной реальностью, о которой мы только можем помыслить и мечтать. Глубоко интимное и пылкое переживание Божьей любви в наших сердцах является для нас, верующих христиан, источником всей нашей христианской жизни. Благодаря этому наша религиозная жизнь обретает яркую исключительность.

         Вера – это также «средство», при помощи которого мы принимаем дар Божьей любви, Духа Святого. Благодаря  Божьему присутствию в нас, мы примиряемся с Богом и возрастаем в уверенности и обоснованной надежде на причастность к Божьей славе.

         Божья любовь указывает нам всю правду о Христе: Божья любовь - это начало нашего нового познания, которое мы обретаем в вере. Поэтому мы можем смело сказать, что вера - это зрение, глаза любви! Иными словами, вера - это познание, рожденное из искренней любви к Богу, воспламененной в наших сердцах Духом Святым. Эта ниспосланная нам Божья любовь дает нам возможность полюбить Бога и поклоняться Ему «в Духе и истине», она является источником переоценки ценностей и новых решений; одним словом - источником новой жизни.

 

Самарянка

 

         В беседе с самарянкой (Ин 4, 4-44) Иисус кажется нам свободным от любых политических предрассудков (вражда между Иудеей и Самарией), социальных предрассудков (Он остается наедине с женщиной), религиозных предрассудков (иудаизм с культовым центром в Иерусалиме и самаряне, поклоняющиеся Богу на горе Гаризим). Для Иисуса важны только межчеловеческие отношения, способность человека давать и принимать. Попросив воды, Иисус принимает положение человека со всеми его потребностями, положение человека, сочувствующего всем людям; это значит, что Он желает, чтобы Его приняли и угостили. В обмен за дружеское принятие Он обещает истинную воду живую - дар Божий.

         Женщина понимает значение символов и, отвечая Иисусу, дает Ему понять, что у нее уже есть вода из колодца Иакова, символизирующая Закон Моисеев. Она восклицает: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?». Но Иисус противопоставляет дару Иакова Свой «Божий дар». Что же означает эта «вода живая»?

         Очевидно, что вода предствляет собой символ: опираясь на значимость материальной воды, Иисус хочет привести эту женщину к мыслям о более глубокой и таинственной действительности. Дар воды - это символ, обозначающий откровение самого Иисуса и истину, которую Иисус являет нам и свидетельствует о ней. Сам Иисус - это живая вода, поскольку Он Сам является откровением.  Поэтому Иисус говорит женщине: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить"...» (ст.10). Суть диалога между Иисусом и самарянкой состоит в том, что Иисус постепенно открывает ей, кто Он такой. Иисус Сам является «Божиим даром». Позднее, в стихе 26, Сам Иисус говорит ей: «Это Я (Мессия), Который говорю с тобой».

         Дальнейшим ключевым, решающим выражением сегодняшнего отрывка из Евангелия является выражение «будут поклоняться Отцу в духе и истине» (ст.23). «Дух и истина» развивают смысл «воды живой»: истина, правда - это явление, которое Иисус приносит и в котором Он воплощается; дух - это Святой Дух, Которого дает Иисус. Поэтому истинным поклонением является поклонение, вдохновленное явлением Иисуса, которым движет и руководит Дух правды, дарованный нам Христом. Такое поклонение исходит из сердца каждого христианина, который всецело посвятил себя Христу, и в котором действует его Дух.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More