Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

4-е воскресенье Пасхи

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Иисус - Врата жизни

Деян 2, 14a.36-41; Пс 23(22), 1-3a.3b-4.5.6. (Пр.: 1); 1 Петр 2, 20b-25; Ин 10, 1-10

         «Врата» - это место, через которое входят и выходят. Это символ каждого решительного жизненного поступка. Иметь возможность войти и выйти через врата - значит быть свободным, быть хозяином дома, чувствовать себя как в семье. Вор или разбойник или выбивает врата (дверь), или входит через окно. Закрытые врата - это знак обороны или нежелания пускать к себе кого либо. Иначе говоря, врата - это символ общения, взаимопонимания либо неспособности объединиться, символ принятия или неприятия. Пользуясь этой метафорой, Иисус противостоит еврейской идее закона как «препятствия», «преграды», которая разделяет, ограждает, обороняет. Иисус же представляет собой открытые врата.

         В противоположность шумной рекламе, которая ежедневно приносит тысячи предложений, пестрящих фразами «основная мысль», «ключевой проект», «ключевое решение» и т.д., иначе говоря – при помощи различных слоганов убеждает человека, что он имеет свободный выбор, в то время как на самом деле пытается привлечь его интерес, подчинить его, Иисус приносит весть, которая действительно освобождает нас. Иисус – это врата, открывающие нам доступ к Богу. Он дает нам возможность выйти на пастбища истины и любви, предлагает нам место, где можно встретиться с каждым человеком как с братом. Все прочие «врата», которые мы встречаем, закрываются: либо позади нас, заключая нас в «овчарне» как в тюрьме, где нас рано или поздно «погонят на заклание», либо перед нами, чтобы мы остались во власти иллюзий и одиночества и не смогли найти путь к счастью и жизни. 

 

Что мы должны сделать?

 

         Вопросом, с которым люди обратились к Петру в день Пятидесятницы, воспользовался Иммануил Кант, когда он задал человеческой воле задачу ответить на два основных вопроса: «Что нам делать?» и «Чего нам ожидать?». Человек, будучи существом, устремленным в будущее, спрашивает самого себя, как правильно пользоваться своей свободной волей.

         Христианский ответ исходит из проповеди состоявшегося события: «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (ст.36.) Этот ответ не дает простора для абстрактных гипотез, он сообщает прежде всего о «поступке», «событии»: Иисуса Назарянина, Которого люди распяли, Бог сделал единственным Господом и Мессией (то есть Христом). Значит, во-первых необходимо, чтобы люди правильно отнеслись к историческому существованию Иисуса: хотите ли вы узреть в Нем присутствие  Бога? Христианская вера ставит нас перед этим историческим событием и объясняет его как Божье вмешательство. Если мы, стоя перед распятым Иисусом, в Которого мы веруем как в воскресшего Господа, чувствуем, что у нас «пробито сердце», мы сможем принять и практический совет, что именно мы должны делать.

         Речь Петра указывает практический путь, открытый для всех, кто верует, что Распятый Иисус  воскрес из мертвых, и что Он - единственный Господь и Мессия-Спаситель. Таким образом Петр указывает на последовательность шагов: страдание - крест - прощение грехов - дар Духа Святого - спасение искаженного мира. В общих чертах, это - путь христианской жизни человека, который уверовал в распятого и воскресшего Господа. 

         Мы, христиане, уверовали в Иисуса, приняв Его слово, крестившись и приняв дар Духа Иисуса. Петр повторяет нам: «спасайтесь от рода сего развращенного». Это означает, что мы должны оставить сомнительное мышление суровой и бесчеловечной культуры, угнетающей нас, отказаться от культуры смерти, от надменной и коварной власти, сбежать от «воров и разбойников», тщательно следящих за овцами, чтобы похитить их и растерзать.

         Существует только один Пастырь, один Господь. Мы должны знать, что страдание - крещение - дар Духа - прощение грехов - это события, состоявшиеся однажды и навсегда; мы должны «оживлять» их в каждый момент, каждый день нашей жизни, чтобы с каждым днем становиться все лучшими христианами. Ведь мы стали «христианами» не отныне и навеки, а становимся ими каждый день.

 

Пастырь и Блюститель

 

         В мире живет множество людей, которые хотели бы стать нашими пастырями и блюстителями! Все они – тщеславные эгоисты, желающие управлять нами, получать за наш счет прибыль, власть и почет. Но в конце концов они бросают нас, одиноких и обманутых.

         В своем Первом послании Петр называет Господа Иисуса «Пастырем и Блюстителем наших душ». Он пострадал за нас, пригвоздил наши грехи к древу Креста. Он не желал повелевать нами, напротив, Он хотел быть причастным судьбе всего человечества. Он оставил нам пример, чтобы мы могли идти по Его следам, чтобы выработать в нас правильное отношение к страданию - огромному «подводному камню» каждого человеческого бытия. Лжепастыри сулят нам золотые горы, но не находят никаких слов, когда мы страдаем.

         Иисус дал нам пример. Он, будучи невиновным, принял страдания, не обвиняя никого, не угрожая отмщением, не поддаваясь озлоблению, «но предавал то Судии Праведному» (ст. 23). Он боролся с болью и предавал Себя справедливому Богу - Спасителю. Именно это Иисус предлагает нам сегодня: Он предлагает нам уверовать в Бога, Который желает нашей жизни, а не боли и страданий. Наоборот, Он дарует нам возможность жить без отчаяния даже в страданиях. Он поступал именно таким образом и сегодня помогает нам поступать, как Он. Все остальные, т.е. ложные пастыри, обычно оставляют страдающих овец на произвол судьбы.

 

Я есмь дверь овцам

 

         В сегодняшнем чтении из Евангелия преобладает образ врат, дверей. Речь идет, прежде всего, о вратах в овчарню, где живут овцы: «Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам» (ст.1.2). Иисус ведет полемику с еврейскими религиозными предводителями. «Овчий двор» - это Божий народ; но иудейские авторитеты проникли во двор как грабители, эксплуататоры, воры и самовлюбленные «хищные пастыри».

         Дж. Матеос (J.Mateos) и Дж. Баретто (J.Barreto) объясняют: «Обвинение Иисуса означает, что те, кто присваивает право вести за собой народ - это эксплуататоры (воры), применяющие насилие (разбойники), чтобы подчинить себе народ и держать его в состоянии бедности. Вспомните, что враг, «дьявол», отец иудейских вождей, управляющий их поведением, воплощен в храмовой сокровищнице; это - жажда прибыли, власти, денег».

         Но Иисус - это Пастырь, Который входит во «двор» как в хорошо знакомое место, и Которого принимают и узнают по Его голосу. Овцы узнают Его голос, Его манеры, Его лицо. «Овцы за ним идут, потому что знают голос его»: между истинным пастырем и овцами устанавливается своего рода «задушевная связь», подразумевающая безусловное согласие. Пастырь вливает в сердца овец доверие, придает им уверенность и обещает зеленые «пастбища» счастья.

         Иисус говорит нам, что только Он имеет право войти через врата, ибо только Он может принести овцам спасение. Он хочет «вывести» овец не для того, чтобы они разбежались и были предоставлены сами себе, но чтобы вести их к зеленым пастбищам. Он не хочет оставлять их заключенными в овчарне как в тюрьме, без свободы передвижения и без обширных пастбищ. Иисус  - это Пастырь, Который хочет «вывести», т.е. освободить своих овец, предложив им непознанные просторы свободы и жизни.

         Образ-символ врат относится к самому Иисусу: «Я дверь овцам.»  «…Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (ст.9.) Иисус упразднит каждый «овчий двор» и каждую «дверь», не имеющую отношения к Нему. Овчий двор и дверь служат для того, чтобы охранять овец: отныне сам Иисус становится «Блюстителем овец». Он - это врата, дверь, через которую овцы могут свободно входить и выходить, находить приют и безопасное место и выходить на пастбища. Это - врата спасения, а не дверь тюрьмы или наглухо запертого дома. Это - врата свободы и жизни: «Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком». 

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More