Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

5-е воскресенье Пасхи

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Покажи нам Отца

Деян 6, 1-7; Пс 33(32), 1-2.4-5.18-19 (Пр.: 22); 1 Петр 2, 4-9; Ин 14, 1-12

       Философ Блез Паскаль однажды ночью написал записку, которую впоследствии носил при себе, зашив в подкладку костюма: «Огонь. Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не Бог философов и ученых». В ту ночь Паскаль пережил опыт Моисея, увидевшего горящий куст: Богу математики и геометрии, идеальному, но холодному как математическая теорема, противопоставляется Бог, воплощающий искреннюю творческую любовь, олицетворенную пламенем, охватившим куст. В этом переживании Блез Паскаль пришел к пониманию, что Бог - это не только субъект разума и геометрической гармонии Вселенной, но и «огонь», живая и любящая энергия, творящая и дарующая жизнь.

         «Богу философов» невозможно молиться, ибо нельзя молиться «математике» Вселенной. Но Бог Моисея, пламя любви и жизни - это Бог, Который никогда не бывает равнодушным, бесчувственным и холодным к молитвенным просьбам людей. Бог философов - это чистый разум, в то время как Бог, явивший Себя нам в Священном Писании - это любящий мыслитель или мыслящая любовь. В Библейском Боге истина и любовь изначально тождественны. В этого Бога мы веруем и – согласно учению Иисуса - этого Бога мы зовем Отцом.

 

Бог, говорящий с нами 

 

         Можно ли думать, что христианство - это прежде всего деятельная любовь к ближнему? В связи с этим вопросом было бы интересно изучить отрывок из Деяний святых Апостолов. Давайте перечитаем этот текст: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» ( Деян 6, 1-4).

         Здесь указан конкретный способ организации христианского общества, созданного на основании «братской любви и Божьего слова». Христианскому обществу нужно дышать «двумя легкими», иначе оно погибнет. Ведь именно Божье слово поддерживает деятельную любовь Церкви к ближним, дает ей смысл и мотивацию. Если мы считаем, что можем выбирать между Божьим словом и обязанностью служить ближним, мы уже выпадаем из христианской жизни. Наш Бог - это Бог, Который говорил и говорит с людьми, которым знание истины важнее, чем обеспечение хлебом насущным.

         Можно распределить конкретные виды служения между различными членами Церкви, но никто не может вовсе обойтись без Божьего слова или без братской любви к ближнему. И на первом месте стоит проповедь Божьего слова, поскольку именно мысли побуждают к действиям; хотя правда и то, что поступки упорядочивают и влияют на способ мышления. В тексте Деяний святых Апостолов говорится: «слово Божье росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».

         Слушание слова живого Бога порождает веру и мужество, способность по-настоящему жертвовать собой из любви к ближнему. Ибо истинная вера непременно пробуждает любовь. А истинная любовь рождается из веры, воспринятой в слушании Божьего слова. Блез Паскаль был прав, говоря, что Бог Священного Писания - это огонь. Огонь в том смысле, что Он - пылающая истина любви, а не абстрактная истина или холодный разум.

 

Народ, избранный Богом

 

         Церковь - это не собрание просвещенных мыслителей, открывших математическую правду о Вселенной. Церковь - это общество, построенное на «Живом Камне», которым является Иисус Христос, и верующее в слово Бога, которое Иисус проповедовал ему. Общество, построенное и объединенное Иисусом Христом – это духовный дом (оживленный Духом Христа), воздвигнутый из «живых камней». Речь идет не об «ученом обществе», а о «царственном священстве», о народе святом, избранном  возвещать славные деяния Бога.

         Наш Бог -  не Бог философов, а Бог Священного Писания. Ибо Бог христиан - это Бог, призвавший «вас из тьмы в чудный свой свет», дал нам Свое слово, поставил Своего Сына краеугольным Камнем дома Церкви. А Церковь - это священнический народ («священство святое - царственное священство»), поскольку она способна подойти к Богу, встретить Его как своего Бога, делающего ее святой и даровавшего ей это царственное достоинство. Бог не сотворил нас рабами и униженными крепостными, Он возвышает тех, кто верует в Него.

         Бог Священного Писания даровал нам все в Иисусе - Живом Камне, на Котором мы можем строить свою жизнь и бытие. Он дал нам не абстрактное мнение, мысль или понятие, а даровал Сам Себя в Своем Сыне, Живом Камне, отвергаемом людьми, но исключительно ценном в глазах Божьих.

 

Я есмь Путь и Истина и Жизнь

 

         Где и каким образом нам следует искать Бога? Философы отвечают на этот вопрос, описывая Бога в соответствии с их более или менее точными интуитивными представлениями. Они ищут Бога везде, где, по их мнению, можно найти «следы» Его присутствия, и таким образом формируют какой-то свой «образ» Бога.

         Иисус предлагает нам Себя как «Истину», т.е. полноценное и совершенное явление Бога.  Когда Иисус говорит: «Я есмь Истина», Он подчеркивает этим, что проповедует не только Свое мнение о Боге. Он не повторяет какое-либо учение о Боге, пусть даже достоверное. Он – не «одна из истин», говорящих о Боге. Иисус  - это единственная и полноценная Божественная Истина, полное и совершенное явление Бога. Помимо Иисуса Христа, нет более совершеных путей, чтобы познать  Бога и встретиться с Ним.

         Иисус также именует Себя «Путем», по которому мы должны идти навстречу Богу. Он - не один из возможных путей, пособие и эффективное «средство». Он - единственный и верный Путь, ведущий к Богу. Это  - Путь, целиком человеческий и целиком Божественный, доступный и понятный каждому. Нам не нужно искать иных путей к Богу: ни в себе, ни в глубинах своей мутной и сомнительной совести. «Путь», указанный нам Иисусом - это Его земная жизнь: Он - Путь, предложенный каждому человеку. Этот путь единственно верен и неизменно ведет к цели.

         Иисус именует Себя «Жизнью», т.е. Он - единственный, Кто способен дать нам возможность жить настоящей человеческой жизнью, и не только человеческой, но и Божественной жизнью. У нас нет других возможностей построить радостную, благополучную и правильную жизнь. Эту возможность нам дает только Иисус Христос. Думая, что мы сможем неплохо жить и без Него, мы обманываем самих себя, в результате чего нашим уделом становится неправильная, монотонная, серая, грустная, никчемная, несчастная жизнь. Настоящая христианская жизнь стоит того, чтобы мы жили ею: это – истинная и прекрасная человеческая жизнь, о которой мы мечтаем и которую ищем.

         Но наш грех состоит в том, что мы не желаем познать Иисуса, поэтому не можем по-настоящему познать Бога. Иисус сказал: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин 14,7). Иисус  открывает нам истинное Лицо Бога. Мы напрасно пытаемся сформировать какое-либо представление о Боге, если не размышляем глубинно о Лице Иисуса, в Котором сияет Лицо Отца. В этом случае наши поиски пути, истины и жизни окончатся ничем. Мы неотвратимо потерпим крах, если попытаемся искать истину о Боге и путь, ведущий к Богу и настоящей жизни, вне Иисуса Христа.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More