Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Вознесение Господне. Торжество.

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Иисус придет вновь

Деян 1, 1-11; Пс 47(46), 2-3.6-7.8-9 (Пр.: 6); Еф 1, 17-23; Мф 28, 16-20

         Смерть Иисуса не означала, что всему наступит конец. Ангел сказал: «мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

         Эти «мужи» хотели, чтобы Иисус «не уходил». Они хотели бы немедленно вознестись в Небо вместе с Ним. Но вместо этого Бог посылает их на землю, к их проблемам, радостям и страданиям. Ведь Иисус пришел не для того, чтобы забрать их из мира, в котором они живут, избавить их от обязанностей и страданий, неизбежных в земной жизни. Он пришел не для того, чтобы сразу взять их с Собой в прекрасный, счастливый мир. Он пришел и не для того, чтобы в одно мгновение, как по мановению волшебной палочки, изменить человеческую жизнь.

        Быть может, эти галилейские мужи надеялись, что Иисус быстро и навеки покончит с тяготами человеческой земной жизни, или что с Его смертью окончится все, что было до сих пор, и начнется нечто новое, причем без каких-либо усилий с их стороны. Вместо этого они узнают, что Иисус воскрес, что Он жив и однажды вернется. Но Он обязывает людей действовать и жить таким образом, как жил Он, до тех пор, пока Он не вернется.

         Иисус вознесся на Небо, поскольку теперь Его ученики будут жить так, как Он, делать то, что делал Он, будут интересоваться миром в той степени, в которой им интересовался Он. Человечество не умерло с Иисусом и не вознеслось вместе с Ним на Небо; отныне человечество призвано жить так, как призывает его жить Иисус Христос.

 

Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой

 

         Когда Иисус явился апостолам, они спрашивали: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1, 6). Этот вопрос выдает желание и надежду апостолов, что Иисус в тот момент покончит со всеми тяготами, страданиями, бедностью, горем и печалью Своего народа. «Царство Израиля», которого они ожидали, было в их представлениях определенным видом рая на земле, состоянием благополучия и счастья, каких земля никогда не видывала. Примерно такой была их мессианская надежда.

         Воскресший Иисус отвечает: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (ст.8). Не будет никакого волшебного преображения мира. Иисус ниспошлет Святого Духа, Который даст Его ученикам способность «быть свидетелями до самого края земли». Его  вознесение открывает этап, когда Его ученики будут свидетельствовать: они должны будут воплощать в мире тот образ жизни, который Иисус показал им как доступный и привлекательный для каждого человека.

         Давать свидетельство об Иисусе Христе силой Его Духа означает продолжать деятельность Спасителя, воплощать в жизнь те ценности и решения, которые  осуществлял Он, продолжать Его «деятельность» выполнением конкретных жизненных обязанностей. Иисус возносится в Небо, но Его пребывание на земле не оканчивается этим. Его земная деятельность продолжится в деятельности Его учеников. Это «продолжение» гарантировано даром Святого Духа, Который служит узами между Иисусом и Его учениками.

         «Что вы стоите и смотрите на небо?». Апостолы, быть может, хотели бы, чтобы Иисус взял в Небо и их. Им хотелось бежать из этого печального мира, полного забот, сразу вознестись в рай. Но Иисус «пригвоздил» их к этому миру, к земле, к их призванию жить по-человечески. Но Он даровал им Духа, чтобы они  смогли жить на земле обновленной жизнью, подобной Его жизни. Таким образом Иисус хочет и далее присутствовать в мире, даруя всем людям Самого Себя как жизненный образец.

 

Единая Глава

 

         Вознесение идентично воскресению из мертвых и восседанию "одесную Бога". Это означает, что воскресший Иисус возвышается над каждым господством, началом и силой и над каждым иным именем, которое известно, не только в этом веке, но и в будущем. Больше нет множества царей, руководителей и правителей: у человечества есть только единственный, абсолютный Господь. Господство Иисуса освобождает нас от рабства и подчинения «силам», которые не дают нам подлинной свободы и разнообразными способами удерживают нас в рабстве. Вопреки глубокой жажде свободы, мы все время попадаем под угрозу служения ложным образам власти и силы.

         «Сила» воскресшего Иисуса - это сила Бога Отца, Который «все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (ст.22). Мир освобожден от всех призраков таинственных сил, от власти духов, домовых, фей, демонов, чудовищ, химер и леших. «Мир» больше не пугает, он больше не имеет страшной власти над человеком. Теперь все земное и небесное соединяется «под главою Христом» (Еф 1,10), и вся Церковь признает, что ее Глава, Христос - это центр и Господь всего мира.

         С вознесением Иисуса перед христианом открывается новый образ жизни: жизни человека, который по-настоящему свободен от суеверного страха и "ночных кошмаров". Ничто не может выйти из-под верховной власти воскресшего Иисуса. Мир - это просто «мир», избавленный от власти идолов и демонов: это - место возможной встречи Бога с человеком.

 

Я с вами...

 

          После Пасхи у учеников остается немало сомнений: «а иные усомнились» (Мф 28, 17). Воскресший Господь является  им вопреки их сомнениям и смущениям и убеждает их в Своем воскресении: «Господь воистину воскрес.» Сомнения учеников касались и возможности продолжать «дело» Иисуса. Как будет возможно принести миру надежду Иисуса и жить в единении с Ним, так, как жил Он, если Его видимое присутствие среди них закончится?

         Иисус утешает и укрепляет Своих сомневающихся учеников словами о Своем абсолютном господстве над миром: «дана Мне всякая власть на небе и на земле». Вознесение Иисуса нельзя приравнивать, простите за сравнение, к «состоянию пенсионера», вынужденного только отдыхать в непреодолимой изоляции. Воскресший Господь  - это единственный Господь  всей Вселенной, неба и земли.

         Сила и власть Иисуса не освобождают учеников от их обязанностей. Напротив, «сила» Иисуса придает им дополнительные возможности и посылает их в мир, чтобы стать Его свидетелями. Задача общины  Иисуса (Его  учеников) должна осуществиться тремя конкретными способами: проповедью Евангелия («научите все народы»), крещением («крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа») и примером их собственной жизни («Научите их соблюдать все, что Я повелел вам»).

         Таким образом здесь суммируется вся жизнь Церкви. Церковь своим существованием, всем тем, во что она верит и что делает, дает свидетельство о том, что жизнь Иисуса не закончилась Его смертью, но продолжается в жизни Его учеников. В Церкви и вместе с Церковью Иисус беспрерывно учит, постоянно создает общество («Крещение») и созидает его («Евхаристия»), показывает счастливый и добрый путь, по которому мы должны идти. Ибо Церковь предлагает миру не себя, а Иисуса.

         «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Воскресший Господь  остается и пребывает со Своей Церковью, чтобы ежедневно давать ей силу «праздновать память» о Нем и утешать ее надеждой на Его возвращение. Это не какая-то магическая надежда, хотя она способна творить чудеса. Это - уверенность, что Иисус действует в Церкви и вместе с Церковью, и что Он никогда не оставит ее сиротой. Церковь радуется в надежде, что, когда Он вернется, вместе с Ним в Небо войдут и Его ученики. 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More