Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

Пресвятые Тело и  Кровь Христа. Торжество

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Хлеб жизни

 

Быт 14, 18-20; Пс 110(109), 1.2.3.4 (Пр.: 4ac); 1 Кор 11, 23-26; Лк  9,11b-17

 

 

         Все люди заботятся об обеспечении своего пропитания, ежедневного «хлеба насущного». Многими людьми в наше время движет стремление к изобилию, дабы обеспечить себе спокойную, радостную и удобную жизнь. Но есть и такие люди, заботящиеся не только о себе, но и о других, не имеющих «хлеба». Они:  трудятся на работе, заботятся о здоровье и пропитании для своей семьи,  итд.  С виду кажется,  что мы все – такие добрые, великодушные, миролюбивые, что мы все стремимся создать мир,  в котором  процветали  бы благополучие и счастье.

         Но в действительности, эгоизм и насилие обесценивают человеческие планы и желания.  Существуют люди,  у которых есть хлеб, и люди, у которых его нет. Еще есть люди,  которые «добывают»  хлеб за счет других,  значит  такие, которые думают только о себе. Существуют также и такие, которые ради «хлеба» объявляют войну другим. Есть люди, которые умирают, потому что у них нет «хлеба» или они являются жертвой братоубийственной борьбы за «хлеб». Общество, которое мы строим, является во  многих случаях  абсолютной противоположностью наших чаяний, надежд и желаний.

         Иисус хочет стать «хлебом»  для нашей жизни,  хочет быть  пищей нашей общины. Но Он не избавляет нас от работы и трудов,  а  дает нам иную возможность находить «хлеб» для  нас и для других…

 

Хлеб братства

 

          Случай из Книги Бытия (Быт 14, 18-20) имеет символическое значение. «Мелхиседек, царь Салима» значит: «царь мой – праведность, царь спасения». Это таинственное лицо славит  «Бога Всевышнего,  Владыку неба и земли» и  благословляет Аврама от имени своего Бога,  пожертвовав Ему «хлеб и вино» - знамение пира,  во время которого  заключается договор. Мелхиседек - это набожный человек, который  действительно любит мир и стремится  заключить договор с Аврамом.

         Различие религий в этом случае не является препятствием, оно объединяет, не развязывает войну, а создает мирный союз.  Мелхиседек представляет собой «образ» набожного человека, который стремится изо всех сил достичь мира. Для христиан Он является прообразом Первосвященника Христа.

         Мелхиседек  предлагает Авраму  «десятую часть из всего», этот жест – жест братского деления оказывает Мелхиседек Авраму, а не наоборот. Не Аврам дает десятую часть из всего, как говориться в Священном Писании в Синодальном переводе, которое присоединяет к стиху 20 выражение «Аврам», которое в еврейском тексте 1 не приводится.

         Кроме благословения – религиозного жеста примирения, Мелхиседек предлагает настоящее братство также и в материальном плане. Аврам, как истинно верующий человек, не гнушается от диалога и сотрудничества с набожным человеком, по-братски великодушным, каким и являлся  Мелхиседек. Ибо братские отношения и взаимное стремление поделиться друг с другом являются основными условиями  для того, чтобы у каждого был «хлеб».

 

Сие творите в Мое воспоминание

 

         В отрывке из Послания святого апостола Павла (1Кор 11, 23-26) выражается вера о Евхаристии, которую получила и передавала дальше первая христианская община. Этот отрывок уже кажется нам, возможно, некой литургической формулировкой.

          «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое». Это выражение мы могли бы комментировать также предложением святого Павла: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Гал 2, 20; Рим 5, 8). Иисус сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13).  Когда Иисус говорит «Мое тело...за вас», Он этим выражает приношение Своей жизни для нашей жизни. Иисус является хлебом,  который дает жизнь, значит,  предоставляет возможность жить.

          «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови». Своей смертью, которая приобрела значение «пролитием Крови», Иисус заключает новый завет между Богом и человечеством.  «Тело» и  «кровь»  относятся ко всей личности Иисуса. Он дает Себя Самого, чтобы предоставить нам возможность  жить в единстве с Богом.  «Новый» завет включает в себя «новую» заповедь: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин 13, 34). Тем, что Он дал нам Самого Себя из любви, Он открыл новый способ существования, к которому приглашает приобщиться и нас.  Он хочет, чтобы мы жили так, как жил Он.

________________________________________________________________

         [1] (Большинство современных переводов Священного Писания приводит – подобно тому как издание Библии в Синодальном переводе – также выражение «Аврам» в 20 стихе 14 главы кн. Бытия. Но  Вульгата и Септуагинта  переводят 20 стих следующим образом: "Et dedit ei decimas ex omnibus." Все комментаторы приводят примечание, что  с  грамматической точки зрения, подлежащем в предложении: «дал ему»  здесь является Мелхиседек, но, тем не менее, многие предпочитают придерживаться еврейского и христианского толкования (срав. Евр 7, 2),  по которому подлежащим здесь является  Аврам.)

 

         Иисус говорит: «сие творите…в Мое воспоминание». Этими словами Иисус говорит, что Он хочет остаться с нами, посредством Таинства Евхаристии, которая является «воспоминанием» Его безоговорочной преданностью любви, вплоть до самой смерти. Иисус  говорит нам, чтобы мы жили таким же образом  и «сие творили в Его воспоминание», значит, чтобы мы делали то, что делал Он: чтобы мы отдавали жизнь ради других. Итак, Евхаристия является сакраментальным «воспоминанием»  жизни Иисуса, Его Тела и Крови, принесенными в жертву за нас – что является принципом жизни для всех людей. Но Евхаристия  установлена именно для того,  чтобы мы могли жить таким образом, каким жил Иисус,  чтобы мы были способными действовать таким образом, каким действовал Он. Чтобы мы преобразовали нашу жизнь в живое воспоминание Его жизни. Евхаристией Иисус хочет сделать нас людьми, способными и в жизни выражать преданность по отношению к Богу и к людям.  Он хочет, чтобы родилось новое общество, которое будет руководствоваться не принципом эгоизма, а принципом полной преданности другим.  Евхаристия предоставляет Церкви возможность  ежедневно совершать воспоминание об Иисусе Христе, что дает ее общине силу подражать Ему в повседневной жизни, которая становится более светлой и более радостной.

 

Иисус дает хлеб

 

         Повествование о чудесном умножении хлебов приобретает  во фрагменте Евангелия от Луки (Лк 9,11b-17)  очевидное евхаристическое значение. Лука не хочет лишь только рассказывать о чуде, которое сотворил Иисус, но он хочет нам этим показать  связь с Евхаристией.

          На исходе дня ученики из Эммауса, как и первые христиане, собирались, чтобы совершить Евхаристию (Лк 24, 29). Не было в человеческих  силах обеспечить пищу для всех. Вмешивается Иисус: Он сказал ученикам «рассадить» людей по группам, это напоминает нам как ученики сидели во время  Тайной Вечери (срав. Мф 14, 19; Мк 6, 39), или, как сидели ученики из Эммауса (Лк 24, 30). Иисус «потом взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо,  благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу». Й. Эрнст (J Ernst) приводит следующий комментарий: «Когда повествование достигает своей кульминации, оно становится более понятным. Лука пользуется формулировкой, которая напоминает литургическую практику евхаристической вечери. Жесты, при помощи которых Иисус берет, преломляет и дает хлеб, как и молитва благодарения, напоминают всем известные повествования о Тайной Вечере  Господа Иисуса  перед Его страстями».

          «И оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов». Число двенадцать относится к двенадцати апостолам. У апостолов еще остался хлеб на будущее, чтобы они могли раздать его другим людям. Намек на Евхаристию очевиден из  того факта,  что в конце больше не говорится о рыбах.

         В повествовании об этом чуде говорится: «Иисус беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Лука связывает возвещение Божьего Царства и исцеление с Евхаристией,  через которую Иисус действует - врачует и подготавливает пришествие Царствия Божьего.

         Также разделение толпы на группы по пятьдесят человек, может показаться  намеком на евхаристические собрания ранних христиан, которые собирались в домах, как домашние общины,  числом приблизительно в пятьдесят человек.  Община, которая празднует Евхаристию, является братской семьей, которая принимает Благую весть о Божием Царстве. Эту общину Иисус исцеляет и дарует ей необходимую поддержку  для  жизни.

 

- о – о –О – о – о –

 

Экзегетическое примечание: От Иисуса к Евхаристии

 

         Название этого краткого примечания может вызвать удивление. Можно сказать, что Евхаристия  имеет свое начало  в истории жизни Иисуса,  а не в природе человека.  Говоря иными словами, Евхаристию мы не можем понять, если мы будем исходить из «набожности» человека и из его собственных желаний выражать эту «набожность». Потому как, в Евхаристии празднуется  жертва  Господа Иисуса.

         Как говорит святой Павел во втором чтении – Евхаристию определяют слова, сказанные Иисусом: «Сие есть Тело Мое...сия чаша есть новый завет в Моей Крови». Евхаристии не придает смысла  ни естественный символизм  хлеба и вина, ни форма  братского пира,  ни еврейская Пасха. И поэтому обряд и празднование Евхаристии должны всегда напоминать нам о том,  что в действительности «празднуется не Евхаристия», но «в Евхаристии празднуется жертва Иисуса».

         Изречение «Сие творите в Мое  воспоминание»  напоминает нам, что Евхаристию нельзя понять без отношения к историческому событию смерти Иисуса, когда был послан Дух Святой  и возникла Церковь.

         Значит, Евхаристия  дает  начало и жизнь Церкви.  Но это не Церковь, которая «творит» Евхаристию.  Евхаристию «творит» Иисус. Иисус Сам является  Евхаристией.

 

 

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More