Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии.

Торжество, 8 декабря.

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Бог говорит человеку:  «Да!»

 

Быт 3, 9-15; Пс 98(97), 1.2-3ab.3cd-4 (Пр.: 1а); Еф 1, 3-6.11-12; Лк 1, 26-38

 

         Сегодняшняя литургия радует нас удивительно красивыми и содержательными текстами. В течение многих веков ученые богословы и простые верующие размышляли над этими текстами, пытаясь постичь их глубину. Кроме того, эти тексты достаточно трудны в понимании и затрагивают целый ряд сложных, гнетущих вопросов. Литература по данной теме весьма обширна, поэтому мы можем только порекомендовать читателю поглубже исследовать данный вопрос. Но кое-какие моменты мы все же проясним, чтобы облегчить вам собственное исследование.

 

Божий суд над первыми людьми

 

         Когда Адам и Ева согрешили, Бог произвел самый настоящий суд над ними. Сначала, после обстоятельного допроса, Он восстановил события и разъяснил степень ответственности людей. Только при встрече с Богом Адам и Ева по-настоящему поняли, что именно они утратили, и осознали свою вину в полной мере. Вспомните, как Бог сам ищет человека, стремящегося избежать встречи с Ним, и зовет его: «Адам, где ты?» Господь зовет человека для того, чтобы тот по-настоящему осознал ответственность за свой поступок, чтобы научился отвечать за свои действия, а не сбегал малодушно от Бога и от себя самого.

         Первый мужчина отвечает Богу – и укоряет  Его: «жена, которую Ты мне дал...» Перед Богом стоит человек со свободной волей, ищущий любые пути для самозащиты и пытающийся оправдаться.

         Потом Бог расспрашивает женщину. Та также слагает с себя ответственность, перенося ее на змея - и обратите внимание, что самого змея Бог не допрашивает Родоначальник зла остается таинственным и безмолвным. Это только подчеркивает, что человек, даже пребывая в мире, наполненном злом, несет полную ответственность за свои поступки. Тайну зла нельзя до конца объяснить, его нельзя исключить из земных реалий. Зло коренится гораздо глубже, нежели человеческие поступки. Но при этом, человек несет полную ответственность за все, содеянное им.

         Далее Бог проклинает змея. Люди - женщина и мужчина - не подвергаются Его проклятию. Бог предрекает, что их жизнь будет наполнена бедами и скорбями, но при этом обещает, что не лишит их Своего благословения. Идея верности Бога по отношению к человеку проявляется в Его словах о борьбе между человеком и змеем и в обетовании окончательной победы над злом.

         И здесь впервые – пусть и в отдаленном и подчас неясном будущем – Бог обещает человеку спасение.

 

Послание к Ефесянам и псалом

 

         Читая данный фрагмент через призму христианской веры, мы понимаем: Божие обетование спасения сбылось в личности воплощенного Слова - Иисуса Христа. Таким образом, Божие благословение, данное человеку, продолжалось до самого момента Его воплощения, после чего приумножилось настолько, что Бог позволил из грязи грешного человечества взрасти Непорочной Жене, Матери жизни, новой Еве – Пресвятой Деве Марии. Размышляя о Христе и Марии, мы сталкиваемся с великолепием Божьей любви, никогда не отрекающейся от своих обетований и, в конце концов, несущей победу: «Вспомнил Он милость Свою [к Иакову] и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего» (Пс 98(97), 3).

 

Благословение в Духе

 

         Отныне благословение Небес становится «духовным» благословением, т.е. благословением силой Духа Святого в Иисусе Христе. В Нем мы получили благословение, ибо были избраны, чтобы стать пред Его лицом истинно святыми, не оскверненными ни единым пятном греха - Его приемными сынами. Бог Отец благословил нас и даровал нам Духа Святого, положившего основу нашего становления как приемных детей Божиих. Только если в нас действительно пребывает Святой Дух, мы можем считаться творениями Божиих рук, о которых сказано: и увидел Бог, что это хорошо, и благословил их. Дева Мария, получившая исключительные дары Духа Святого в особой полноте, именуется Благословенной между женами, Пресвятой и Непорочной. В Ней Божья верность Его творению не видит никаких препятствий для действия спасительной благодати. Через Марию Бог говорит человеку Свое «да», свое непостижимое «аминь», воплотившееся в Иисусе Христе.

 

Раба Господня

 

         Об этом известнейшем фрагменте Евангелия скажу только несколько слов. Божия инициатива безгранична, а Его дар - совершенен. Он воплощается в лоне Жены, чтобы родиться Младенцем, Сыном Человеческим. Матерь Божия – пресвятой и пречистый Храм этого потрясающего присутствия Божия среди людей, спасения для человека. Ее по праву можно назвать олицетворением совершенного спасения, так как ее Бог спас всецело и совершенно.

         Полагаю, что глубокие подробные размышления над этим текстом помогут нам познать заботу Бога о человеке как о личности, ответственной за свои поступки и имеющей таинственное влияние на зло, распространенное в мире. Полностью спасенная, Непорочная Дева Мария является живым воплощением спасения, которое Бог неустанно дарит каждому из нас, когда мы идем по тернистому пути обращения от греха. То, что Бог всецело и навеки совершил в Ней, Он хочет совершить и в каждом из нас – в течение всей истории человечества.

         «Да», сказанное Марией, зовет за собой всю Церковь и призывает ее к постоянному росту и расширению, привлечению все новых людей на путь покаяния. Непорочная Дева Мария олицетворяет святую и непорочную Церковь, созданную благодаря Божьему вмешательству из толпы обыкновенных грешных людей. Мария – образец полного обращения, возврата к Богу, ибо Она всегда безоговорочно следовала Божьей воле в послушании чистейшей любви и преданности Божиим действиям. Мария - это «да», сказанное Богом нашему грешному миру по Его добровольному решению. Это «да» - залог и образец Его непреодолимого милосердия, без которого человеку не спастись; милосердия, вновь и вновь ниспосылаемого нам Богом в таинстве покаяния.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More