Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

Поминовение всех усопших верных

2-е ноября

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Христианская надежда

 

Первая Месса: Иов 19,1.23-27a; Пс 27(26), 1.4.7 и 8c и 9a.13-14 (Пр.: 13); Рим 5, 5-11; Ин 6, 37-40

Вторая Месса: Ис 25, 6a.7-9; Пс 25(24), 6 и 7bc.17-18.20-21 (Пр.: 3a); Рим 8, 14-23; Мф 25, 31-46

Третья Месса: Прем 3, 1-9; Пс 42(41), 2.3.5bcd (Пр.: ср. 3a); Откр 21, 1-5a.6-7; Мф 5, 1-12a

 

         Сегодня по традиции совершаются три святые Мессы. Следовательно, потребуется больше времени для разъяснения литургических чтений. Поэтому будет полезнее затронуть темы, подходящие для совместных размышлений и общей молитвы. В сегодняшних чтениях преобладает идея надежды, включающая в себя все прочие темы. Во вступительной молитве первой Мессы Церковь просит Бога о том, чтобы: «… укреплялась надежда наша на ожидаемое воскресение рабов Твоих».

Сегодняшнее литургическое  поминовение всех усопших верных, по сути, посвящено прославлению христианской надежды; это не обычное отмечание годовщины смерти или воспоминание о конкретном умершем. Это – прославление надежды, которую нам дарует воскресший Христос. Для всех, желающих следовать за Христом, сегодняшний праздник подразумевает воздаяние Ему почестей как Источнику нашей надежды. В этот день христианин не может не думать и не рассуждать о Небе и преисподней. Он не может молчать пред страшным ликом неотвратимой смерти. При этом ему не хватит человеческого языка, чтобы описать реальность посмертной жизни. Единственной возможной и подходящей формой речи остаются слова надежды. Позволь нам,  Господи, отмечать этот день как праздник надежды!

 

Смерть – наш враг

 

         Сегодня день «усопших». На первый взгляд кажется, что тайна смерти должна занять центральное место в сегодняшней литургии, но на самом деле мы празднуем победу над смертью. Смерть – это не только последствие греха, но и следствие ограниченности человеческого бытия. Однако в конкретной исторической обстановке в мире, где царствует грех, люди воспринимают смерть враждебно, как противника, препятствующего динамике жизни. Смерть, воспринимаемая таким образом, находится под проклятием греха. Для грешника смерть – не радостный переход в вечность, а страдание, боль, муки и великая неизвестность. Такая смерть, а вернее – такое понимание смерти, является последствием греха.

         Смерть, понимаемая как последствие греха, является врагом Бога и человека. Но Бог «поглотит смерть на веки» (Ис 25, 8). Христианин пока что не освобожден от смерти целиком, но он получает Духа Божьего Сына, чтобы быть причастным страданиям и воскресению из мертвых Иисуса Христа (2-я Месса, 2-е чтение). Дух помогает нам умереть вместе с Иисусом, а затем воскреснуть вместе с Ним, ибо Иисус искупил нас от греха и дал нам возможность умирать как подобает детям Божиим.

         Уже мудрый Иов, хотя у него еще не было перспективы жизни после смерти, выразил свое доверие Богу, Которому принадлежит последнее слово в истории: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (1-я Месса, 1-е чтение). Последнее слово осталось за Иисусом Христом, Который умер за нас в доказательство Своей любви и воскрес из мертвых ради нашего спасения (1-я Месса, 2-е чтение).

 

Воскресение

 

         Христианская надежда по отношению к смерти заключается в уверенности, что и мы будем воскрешены из мертвых, как воскрес из мертвых Иисус Христос. Вся сегодняшняя литургия строится вокруг центральной идеи нашей веры: «И я воскрешу его в последний день». Это означает: а) обетование будущей жизни после смерти для каждого человека. Сегодня каждый человек получает обетование вечной жизни. б) Обетование вечной жизни дается всей сущности человека, а не только какой-либо его части. Тело – значимая часть человеческого естества. Поэтому надежда на жизнь после смерти в обязательном порядке связана с воскрешением из мертвых тела человека. в) Воскресение из мертвых касается всего человечества, окончательное спасение носит «социальный характер», ибо речь идет об общении, общине святых. Воскресение не касается только души, отделенной от тела, или только одного человека, отдельно от общины спасенных.

         Итак, мы можем утверждать в связи с воскресением тела, что история человеческого бытия (ибо тело – это исторический факт), а также история всех человеческих отношений (ибо тело способно к общению с другими) обретут окончательную полноту в будущем вместе с воскресшим Христом и через Него. Второй Ватиканский Собор подытожил христианскую веру словами: «Ведь блага человеческого достоинства, братского общения и свободы, то есть все добрые плоды природы и нашего трудолюбия, которые мы в Духе Господнем и по Его заповеди распространим по всей земле, мы отыщем снова, но уже очищенными от всякой скверны, озарёнными и преображёнными, когда Христос предаст Отцу царство вечное и всеобщее: “царство истины и жизни, царство святости и благодати, царство правды, любви и мира”. Это Царство уже тайно присутствует здесь, на земле; завершится же оно с пришествием Господа.»  (Пастырская Конституция о Церкви в современном мире (Gaudium et spes, 39))

 

Суд и пир

 

         Тексты Евангелия от Матфея (Мф 25, 31-46, 2-я Месса) и (Мф 5, 1-12a, 3-я Месса) мы можем понимать как наглядные описания Страшного Суда. Любовь к ближнему (Мф 25) и заповеди блаженства–критерии, по которым будут судить всех людей. Иисус Христос – это Судья, перед Которым каждый человек понесет ответственность за свое поведение: на Страшном Суде в полном объеме обнаружится, как жил человек и какие решения он лично принимал. Под взглядом Иисуса откроется, каковы мы на самом деле. Это будет «момент истины» без масок и притворства.

         Нашим верховным Судьей будет Иисус Христос, а не люди. Иисус отождествится с голодным, жаждущим, странником, с нагим, униженным, заключенным. Иисус нищий духом, плачущий, кроткий, справедливый, чистый сердцем, Миротворец, преследуемый ради истины. Но поскольку судить нас будет Тот, Кто принял смерть ради нас, Его суд будет не только страшным, но и преисполненным надежды на искупление и очищение. Надежда на очистительный и спасительный суд сформулирована в образе Чистилища. Говоря иными словами, Христос будет смотреть на нас не только испытующе, взвешивая добро и зло, совершенное нами, но и с любовью, несущей искупление и очищение.

         Наконец, мы коснемся темы вечного блаженства: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (3-я Месса, 1-е чтение). В Книге Премудрости Соломона, блаженное бессмертие охарактеризовано следующими словами: «и верные в любви пребудут у Него». Быть со Христом в любви означает личное единение в любви и жизни. Бог «отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (3-я Месса, Откр. 21, 4). Для всех спасенных подготовлен торжественный пир (Ис 25, 6): «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин».

         Ад - это исключение человека из живого общения любви и радости с Христом. Кому же уготован ад? Многие люди официально провозглашены Церковью как святые и пребывающие с Богом, но никто и никогда не был объявлен ею проклятым. Поэтому христианская вера, с одной стороны, говорит о надежде на спасение для всех людей, поскольку Бог желает универсального, вселенского спасения. Но с другой стороны она предупреждает, что существует реальная, обоснованная и серьезная угроза вечного осуждения вследствие тяжких  проступков человека.

         На основе вышесказанного нетрудно увидеть, что христианская вера заключается в надежде. Следовательно, сегодня мы прославляем надежду.

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More