Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

Освящение Латеранской Базилики

Праздник, 9 ноября

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

 

Дом Господень

 

Иез 47, 1-2.8-9.12; Пс 46(45), 2-3.5-6.8-9; (Пр.: 5); 1 Кор 3, 9b-11.16-17; Ин  2, 13-22

 

         В сегодняшней литургии мы отмечаем праздник освящения базилики имени святого Иоанна в Латеране, «Матери и главы всех церквей Града и мира». Очевидно, что мы празднуем не день постройки здания, а прославляем веру и единение всех поместных Церквей с Римской Церковью, а значит, и с Римским Епископом - Папой. Сегодняшняя литургия провозглашает идею символического значения каждого здания Храма, а не только Латеранской базилики. А что мы чувствуем и как ведем себя в Храме, где собираемся по воскресеньям, чтобы совершать пресвятую Евхаристию? Рядом с этим вопросом стоит другой: как мы себя чувствуем дома, в наших домах и квартирах? Возможно, некоторые (или даже большинство) превратили свой дом в гостиницу, и для таких людей даже храм является не «семейным» местом, а безликой общественной средой. Совершая святую Евхаристию, мы должны «чувствовать себя как в семье», в общем доме, где очевидно, что мы - дети Бога Отца и братья друг друга. Это не банальный сентиментализм, поскольку идя в храм, чтобы участвовать в святой Мессе, мы идем к нашей собственной семье, ощущаем себя частью Церкви и живем в Церкви как в семье. Молитва за Папу Римского, которого мы вспоминаем на каждой святой Мессе, является выражением общения с ним и чувства единения со всеми храмами, воздвигнутыми на Земле.

 

Вода и дух

 

         Перед нами два чтения (Иез 47,1-2.8-9.12 и 1 Koр 3, 9b-11.16-17). Пророк Иезекииль  повествует о видении храма, из основания которого бьет ключом вода, и эта вода порождает реку, впадающую в Мертвое море. Эта вода исцеляет и дарует жизнь: «И воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все там будет живо». Вдоль берегов реки будут расти деревья, «листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться... плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание». Эта вода оживит и само Мертвое море. В двенадцати стихах (Иез 47, 1-12) слово «вода» употребляется четырнадцать раз. Вода в этом случае символизирует Божий Дух. О Его животворном излиянии говорится в Книге пророка Иезекииля, во гл. 37. Из храма, т. е. из литургического собрания верующих,  проистекает река Божьего Духа, несущего исцеление, жизнь и обильный урожай. Вода этой реки обновляет общину Божьего народа, в которой присутствует Господь и посредством которой Бог хочет обьять всю Землю. Литургия обновляет нас и формирует из нас общину для служения всем людям. Мы должны стать открытой общиной, призывающей всех, знамением и орудием единства всего человечества.

         Отрывок из Послания Апостола Павла обращен непосредственно к христианской общине: «вы – Божий храм ». В каждом христианине живет Дух Божий: «Разве не знаете, что вы-храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Божие присутствие освящает нас: «Ибо храм Божий свят; а сей храм – вы». Павел стремится разъяснить христианам Коринфа, на основании каких критериев должна строиться христианская община. Он подчеркивает, что ее основание - Иисус Христос, Апостол – это мудрый начальник строителей, а каждый христианин - одновременно строитель и камень; но «каждый должен смотреть, как он строит» (ст. 10). Христианская община порождается не усилиями людей, а действиями Христа. Христос действует через Своего Духа, делающего нас Его храмом.

         Оба вышеупомянутых чтения тесно связаны между собой. Иезекииль говорит о действии Божьего Духа, исходящего из литургии и необходимого для строительства общины. Павел говорит о проблемах Коринфской общины, о царящих в ней недоразумениях и противоречиях, после чего провозглашает единство общины как храма Духа.

 

Очищение культового места

 

         Отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин 2, 13-22) повествует о мессианской миссии Иисуса по отношению к иудейской религии, символически представленной образом Иерусалимского Храма.  Неслучайно указанное событие проходит в столице, а вернее -  в Храме, да еще и во время одного из величайших иудейских праздников - Пасхи. Иисус выбирает это шумное и многолюдное время для совершения поступка большого мессианского значения. Давайте перечитаем этот текст еще раз!

         «И нашел, что в Храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег». Храм превратился в торжище, место прибыли для иудейской верхушки и (жестокой) эксплуатации для бедняков. Чтобы получить разрешение на торговлю на территории храмового комплекса, следовало заплатить первосвященнику немалую пошлину. Не Бог, а деньги заняли первое место в Храме.

         Однако, можно предполагать, что не все в Храме было настолько испорчено. Евангелист Иоанн с вероятностью драматизировал сцену, чтобы подчеркнуть поступок Иисуса: «И, сделав бич из веревок, выгнал из Храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Поступок Иисуса был не только обыкновенным проявлением гнева, но и мессианским знамением. Веревка символизировала Божий мессианский Суд. Иисус протестует против злоупотреблений культовой системы, превратившей «дом Отца Моего» в «дом торговли». Коммерческая система вместо истинного Бога воздвигла в Храме идола (деньги), и Иисус изгоняет людей из этой системы, освобождает их от ложного и эксплуататорского благочестия.

         Ученики пытаются толковать это событие, ссылаясь на фразу из Священного Писания: «Ревность по дому Твоему снедает Меня». Они полагают, что Иисус желает привести Храм в порядок, очистить его, а не разрушить. Ученики видят в Иисусе только реформатора, желающего привнести в религиозный культ более высокую степень чистоты.

         Еврейские первосвященники с негодованием спрашивали: «По какому праву Он сделал это?» Они имели в виду материальное здание Храма, время и средства, необходимые для его постройки, и экономический ущерб, причиненный поступком Иисуса. Они совершенно не думали о Храме как о месте Божьего присутствия.

         Ни ученики, ни еврейские священники не смогли понять смысл поступка Иисуса. «Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». Только после воскресения Иисуса ученики осознали, о чем думал Иисус и что Он говорил о новом храме Своего Тела. Изгнанием торговцев из Храма Он лишь дал понять, что настал конец ветхозаветной эпохи. Иисус на самом деле разрушил Храм и заменил его Своей Личностью, в которой присутствует Бог. От Иисуса как человека умершего и воскресшего, как из храма в видении Иезекииля, исходит обновляющая и животворящая «вода Духа». Дух Иисуса  создает из общины Его учеников живой Храм Духа, о котором говорит святой Павел. Бог – это не алчный и требовательный господин, которому следует жертвовать деньги, животных и другое материальное имущество. Он – Отец, дарующий нам жизнь и спасение. Он присутствует в Своем воплощенном Сыне, а посредством даров Духа присутствует и в каждом человеке, верующем в Него. Помним ли мы об этом, идя в материальное здание храма?

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More