Литургический год 2019-2020\ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Сошествие Святого Духа. Пятидесятница. Торжество.

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Дух Сотворитель

Деян 2, 1-11; Пс 104(103), 1ab и 24ac.29bc-30.31 и 34 (Пр.: 30); 1 Кор 12, 3b-7.12-13; (или Гал 5, 16-25); Ин 20, 19-23; (или Ин 15, 26-27; 16, 12-15)

         Что послужило причиной возникновения мира? Случайность, как считает лауреат Нобелевской премии Жак Люсьен Моно (J. Monod), «взрыв», или, быть может,  материя,  неподвижный перводвигатель, а может быть, что-то иное?  Вопрос  возникновения и существования мира всегда волновал и интересовал выдающихся мыслителей и ученых. «Мир» - это также история человечества, поэтому этот вопрос затрагивает и ее. Этот вопрос касается истории в том смысле, что ее можно понимать или как замкнутый круг, в который не может проникнуть никто, кроме человека, или как «пронизанную» силой Творца, оживляющей, направляющей ее и спасающей от агонии и разрушения, на которые ее обрекает эгоизм и жестокость людей.

         Христианская вера учит нас, что изначально, при создании мира, присутствовал Триединый Бог, Который пожелал открыться человеку: «сотворение» - это явление Бога извне (ad extra  - т.е. за пределами Пресвятой Троицы), полностью осуществившееся в людях, сотворенных во Христе и через Христа. Весь сотворенный мир, а следовательно, вся история человечества, берут свое «начало» в Триедином Боге.

         Сегодня мы празднуем торжество Духа Божьего, Духа Иисуса Христа и Отца, который является Spiritus Creator, Духом Сотворителем, Источником жизни и бытия всего мира. Второй Ватиканский Собор утверждает, что и в наши дни  Дух Божий, дивным провидением направляющий течение времени и обновляющий лицо земли, присутствует в эволюции современного мира  ( сравн. Gaudium et spes, 26).

 

Дар Духа

 

         В тексте из Деяний святых Апостолов, о первом сошествии Духа Святого говорится, что в Иерусалиме жили люди, говорящие на всех языках, представители всех народов: были  «Иудеи, люди набожные из всякого народа, под небесами» (ст.5). Выражение «набожные Иудеи» (ст.5) не совсем совпадает с упоминанием об «Иудеях и прозелитах» в стихе 10. Поэтому на основе Синайского кодекса в Иерусалимской Библии это выражение переведено как «набожные люди». Первая Пятидесятница включает в себя не только иудеев, но и всех искренне благочестивых людей со всех концов земли. «Исполнились все Духа Святого» (ст.4). Дух присутствует при зарождении всего творения, а следовательно - и всего человечества.

         В этом месте утверждается, что Дух созидает Церковь, призывая и принимая в нее людей всех народов, живущих под небом. В день сошествия Духа Святого рождается Божий  народ, Церковь, проповедующая: «нашими языками…о великих делах Божих» (ст.11). Благодаря силе и премудрости Духа Святого, каждый человек обретает способность проповедовать на своем языке великие дела Бога. Здесь речь идет не об «особенном даре», т.е. о харизматической способности говорить на разных языках, а прежде всего о вере, которая исповедует и проповедует удивительные Божьи деяния. Так называемый «дар языков» входит в это основное и «творческое» деяние Духа, из которого рождается вера, а следовательно – и Церковь.

Те, на кого снизошел Дух, «все они были единодушно вместе» (ст.1): эта характерная черта имеет свое богословское значение. Она указывает, что важнейшим элементом деятельности Духа является объединение верующих во Христа в один народ. «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра (ст.2)» является типичным элементом теофаний, т.е. Божественных вмешательств, описанных в Священном Писании. «Языки пламени» являются знаком Божьего присутствия, которое в Библии зачастую символизирует огонь.

 

Дух Христа в Церкви

 

         Дух участвует в деле рождения Церкви, и продолжает Свою деятельность в созидании учредительных элементов института Церкви. Воистину, под влиянием Духа зарождается вера Церкви в Иисуса как Господа: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (ст.3). Дух участвует и в возникновении различных «харизм», т.е. даров благодати, дающих возможность каждому реализовать себя согласно Божьей воле (хотя выражение «ради общей пользы» (в итальянском тексте Библии) лучше понимать как «ради собственной пользы»). В то время, как «служение» предназначено для общей пользы, «харизма» - это особенное проявление Духа, дающего христианину возможность осуществлять свое призвание. И наконец, Дух делает нас Телом Христовым, объединяя различные члены тела с одной Главой и таким образом создавая единый святой Божий народ.

         То, что мы в называем «институтом» Церкви, идентично вышеуказанному понятию «тела» или «Божьего народа»; следовательно, если Дух Святой присутствовал при рождении Церкви как тела или Божьего народа, то закономерно и обосновано, чтобы институт также обращался к Духу. Это значит, что в Церкви нельзя приписывать «новизну» Духу Святому, а «соблюдение» - институту, нельзя отделять институт от Духа. Институт (Божье слово и Новый Завет, Евхаристия и таинства, харизмы и служители) также имеет свое «начало» в Духе, соединившем его с Иисусом Христом. И Церковь является Его живой памятью и ожиданием Его в полном доверии.

         Поэтому Дух Христа дает Божьему народу жизнь, придает ему «сплоченность», открывает ему путь к доверительной близости с Богом, делает его способным жить так, как жил Иисус, и ожидать прихода своего Господа. Дух Святой поручает также народу Божьему проповедовать всем людям Благую Весть Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа делает Церковь Божьим «творением», оживляет ее, заботится о ней и непрестанно обновляет ее.

 

Вы получите Духа

 

         Иисус является апостолам в день Пасхи, когда они собрались в горнице Тайной Вечери: «были заперты из опасения от Иудеев» (Ин 20, 19). Иисус пришел и стал посреди них: Воскресший Господь все время присутствует в Своем обществе. Иисус «показал им руки и ноги и ребра свои»: Церковь не может и не имеет права забывать об историческом Иисусе, она должна непрестанно хранить память о Его муках и смерти.

         Весь характер Церкви основывается на тайне Иисуса Христа и на Его спасительном деле в истории. Церковь не должна забывать о муках и смерти Христа, подобно тому, как мы стремимся забыть о кошмарном сне: ибо Церковь родилась из ребра распятого Христа. Церковь целиком зависит от Иисуса Христа, наполняющего ее Своим «миром»: «Мир вам!» Это - не только приветствие, но и передача мессианского дара «мира», т.е. Божественной жизни и спасения.

         Сказав это, Иисус «дунул» на апостолов, призывая Духа Творца, Который носился над водами изначального хаоса Земли - Вселенной (Быт.1, 2). Этим дуновением Воскресший  Иисус изливает Духа, Который становится началом и основателем Церкви, создав ее тело - Невесту Христа: «Примите Духа Святого!»

         Поскольку община Иисуса состоит из грешников, сошествие Духа очищает их и освобождает от греха: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Воскресший Иисус по-прежнему очищает Церковь посредством дара Духа. Он прощает, исцеляет, обновляет и преображает Божий народ. Поэтому преемственность между Иисусом и Церковью не прямая, а опосредствованная и обеспеченная Духом Святым.

         Даруя Своей Церкви Духа, Воскресший Иисус ставит ее в особенное, единичное и исключительное отношение к Самому Себе, делает ее сопричастной Своему призванию: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20, 21). Призвание Церкви - проповедовать Иисуса Христа, показывать, что Церковь целиком зависит от Него, поскольку Он дает истинный и высший смысл всему миру. Цитируя постановление Международной богословской комиссии: «Можно утверждать, что «призвание» Церкви в значительной степени выводится из памяти об Иисусе Христе и из ожидания Его второго пришествия в том смысле, что эти факты создают ее основу».

         Сама по себе Церковь не имеет сверхценности, ее значение заключается в том, что она хранит память об Иисусе Христе и ожидает Его второго пришествия. И именно Дух Святой дает ей способность переживать эту реальность.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More