Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Святое семейство

 

1 Цар 1, 20-22.24-28; Пс 84 (83), 2-3.5-6.9-10; 1 Ин 3, 1-2.21-24; Лк 2, 41-52

 

         Современные семьи страдают от множества проблем. Политики, социологи, психологи, священники и многие другие исследуют положение семьи в современном обществе и предлагают различные «решения». Сегодняшнее литургическое торжество не дает нам никакого свежего «рецепта», который мы могли бы присовокупить к уже имеющимся. Сегодня мы собираемся совершать Пресвятую Евхаристию не для того, чтобы получить советы для решения проблем в наших семьях. Иисус Христос в сегодняшней литургии предлагает нам гораздо более радикальное «решение», затрагивающее не только семью, но и всю нашу жизнь. Он говорит, что наши проблемы и страдания в семье возникают из-за того, что мы не готовы быть «Божиими чадами». А именно в этом состоит наше призвание! Мы были созданы именно для того, чтобы стать Божиими детьми. Если же мы хотим жить только как обыкновенные «человеческие дети» и изгоняем Бога из нашей жизни – а тем самым и из семьи - мы опускаемся до жизни в противоречии с истинным человеческим призванием, вследствие чего мы лишаем семью подлинной человечности.

 

Принятый и дарованный сын

 

         Главные персонажи первого чтения - Анна и ее сын Самуил, которого Бог даровал ей как обетованного сына, о котором она молилась. Анна воскликнула: «о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу». Самуил был посвящен Господу и жил не только как сын Анны, но и как «сын Господень».

         Анна с мужем Елканой пошли в храм и пожертвовали трехлетнего тельца, одну ефу муки и мех вина.  Этим жертвоприношением они подтвердили, что Бог вошел в их дом, и что они благодарны Ему и счастливы. Также этот обряд был демонстрацией повиновения Божиему закону, т. е. выражением желания исполнить Божию волю.

         Эта израильская семья является примером для всех семей, поскольку она признает, что принадлежит Богу, является «Божией собственностью». С благодарным признанием и искренней верой она принимает ребенка как Божий дар и готова выполнить Божию волю. Материальная сторона жизни наших современных семей, разумеется, отличается от семьи Анны и Елканы, но они могут быть точно так же открыты на Бога. Также и касательно духовной, внутренней жизни современные семьи могут признать, что являются собственностью Бога, а не всяческих прочих «господ», желающих властвовать над ними.

          «Господ», вторгающихся в жизнь современной семьи - много, но их можно обобщить одним выражением: современная культура светского общества. Со стороны современной культуры семью «бомбардируют» различными «советами» и «моделями поведения», касающимися отношений между супругами, между детьми, между родителями и детьми и т.д. Многие «специалисты»-пропагандисты убеждают нас в том, что у них есть для нас наиболее правильные решения. Но литургическое чтение демонстрирует нам, что семья принадлежит Богу, Который не хочет угнетать нас как «господин», а хочет освободить семью, дать ей подлинный смысл и истинную радость.

 

Жить как Божии дети

 

         Отрывок из Первого соборного послания святого апостола Иоанна  содержит прекрасное размышление о глубокой истине нашей христианской жизни: мы – Божии дети. «Какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». «Дитя» - это не раб, не посторонний человек, это – существо, любимое отцом. Поэтому, мы - Божии дети, и Бог - Отец любит нас. Бог-Отец желает, чтобы христианские семьи были «Его» семьями, состоящими из Его детей, которых Он любит беспредельной любовью.

         Всем нам хочется, чтобы в наших семьях было больше настоящей любви, чтобы мы больше любили друг друга, ибо все мы знаем, что любовь - это единственный путь семьи к радости и стабильности. Но на самом деле дети зачастую не заботятся о своих родителях и мало их любят. Родители тоже бывают слишком заняты своей работой и карьерными целями, к которым нередко идут «по головам» собственных детей. Из-за этого любовь в семье наталкивается на множество трудностей.

         Но если в семью войдет Бог, Он даст ее членам способность любить друг друга по-настоящему. Святой Иоанн говорит: «заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга».

 

Семья Иисуса

 

         Семья, в которой жил Иисус, также переживала страдания и тревоги. Мария сказала: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». В Назаретском Семействе двенадцатилетний сын «потребовал» себе свободу взрослого (израильские мальчики становились совершеннолетними в возрасте двенадцати лет). Родители не заметили, что Иисус  остался в Иерусалиме, и, найдя Его, в конце концов, в Храме, они не поняли смысла Его ответа. Так что, Святое Семейство тоже переживало свои проблемы, свои трудности. Но при этом, данное Семейство является примером, истинной моделью каждой христианской семьи. Из этого следует, что ни одна семья, ни один человек не избавлены от трудов, страданий и сложностей. Принадлежность к христианской вере не освобождает нас от страданий, борьбы и забот.

         В каком смысле семья, в которой жил Иисус, может послужить нам примером? Ответ можно найти, прежде всего, в словах, сказанных Иисусом Марии и Иосифу: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?». Иисус  в первую очередь чтит «Своего Отца», Которому Он, будучи Его Сыном, полностью принадлежит. Иисус не отвергает Своих земных «родителей», но доводит до их сведения, что Он является Божиим Сыном par excellence, противопоставляя выражения «Мой Отец» и «Твой отец» (последнее относится к Иосифу) (ст. 48). Этим Иисус утверждает, что главное место в Его жизни занимает Его Небесный Отец. Однако, хотя Иисус был единственным Сыном Бога, Он «был в повиновении» у Марии и Иосифа, и как «сын плотника» Он со всей последовательностью принял положение человека.

         Семья Иисуса является образцом христианской семьи, поскольку она не отгораживается от внешнего мира, не основывается только на биологических и психологических законах, не руководствуется  только человеческими обычаями и закономерностями.  Это – семья, в которой  господствует Бог как абсолютная ценность, в которой все полагаются на Бога больше, нежели на  что-либо другое. Это – семья, опирающаяся на Бога и в Нем находящая «смысл» существования, в том числе и в тревожные, драматические и печальные моменты.

        Итак, сегодняшний праздник не дает нам семью Иисуса как пример для подражания в конкретных житейских ситуациях. Приведенных в Евангелии фактов слишком мало для этого. С материальной стороны, мы и не можем жить так, как жили люди во времена Иисуса Христа. Но каждая христианская семья может и должна пригласить Бога войти в жизнь семьи и жить как Божии дети - как это делали Иисус, Мария и Иосиф. 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More