Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А

Пресвятая Троица. Торжество

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

Истинное Лицо  Бога

Исх 34, 4b-6.8-9; Дан 3, 52.53 и 55.54 и 56 (Пр.: 55b); 2 Кор 13, 11-13; Ин 3, 16-18

            Церковь - это общество людей, которые ищут  Бога.  Они не ищут ни власти, ни денег, ни престижа, ни развлечений, ни славы. Наоборот, тот, кто не верит, тот ищет всего этого. Но христиане должны различать и осуждать эти релятивные, ценности, если они мешают единственному, что необходимо в жизни - поискам  Бога.  Всю историю Церкви возможно было бы вновь прочитать с точки зрения этого беспрерывного и неутомимого поиска  Бога. Но все эти поиски - это также наша маленькая, личная история  - история нас христиан,  переживющих литургический год.

          Начиная с Адвента, через дни Рождества, по пути Великого поста вплоть по сегодняшнее торжество Пресвятой Троицы мы искали Божье Лицо, и Бог вышел нам навстречу, опередив наши желания, пришествием Своего Сына Иисуса Христа (Рождество, Пасха) и даром Своего Духа (Сошествие Духа Святого). Как Сын, так и Дух дают нам узнать, что Бог - это также Отец.

            Сегодняшнее торжество кажется нам будто «совокупностью» исходной и исключительной тайны всех сотворенных вещей, которые мы вспоминаем приблизительно в половине литургического года. В день праздника Сошествия Духа Святого мы задумывались над явлением Духа, которое осуществил Иисус. Сегодня мы задумываемся над явлением Отца, которое нам опосредствовал Иисус. В начале всех сотворенных вещей стоит Триединый Бог - Пресвятая Троица - Который явился в наземной жизни в истории Иисуса Христа как Отец, Сын и Дух Святой. Давайте обратим наше внимание прежде всего на  Божье отцовство.

 

Милосердный и ласковый Бог

 

            Моисею (Исх 34, 49) явилась Пресвятая Троица не точно и не в Своей сущности. Но если мы, христиане, читаем  ветхозаветный текст из книги Исхода, мы узнаем, что Бог, Который  явился Мойсею, никто Иной как Бог, Который дал нам Себя узнать  через Иисуса. Бог дает узнать Моисею Свое «имя», иными словами, Свой личный характер, следующими словами: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». Имя прилагательное «милосердный» (по-еврейски rahum) производится от корня, который образует также выражение rеhеm («материнские колени»): картина, которая здесь применяется, является образом нежности матери, которая с любовью заботится о своих детях. «Человеколюбивый» (по-еврейски hannun) надо понимать как образ царя, который должен быть внимательным и заботливым по отношению к нуждам и воплям своего народа.

            Бог здесь описывается не как «fascinosum et tremendum», значит как «божественный», (таким образом, как Его понимали в истории религий). Он - Бог «богатый снисходительностью и верностью» по отношению к Своему народу.  Сжато мы бы сказали, что Бог здесь являет Себя Моисею как нежная, заботливая, снисходительная и верная  Любовь.

            Выше указанные имена прилагательные, которыми характеризуется отношение  Бога к людям, мы не должны понимать  в ущерб абсолютного богатства Божьей  жизни, которая не должна ни в коей степени меняться, ни уменьшиться, ни вырасти.  Неизменяемость  Бога не значит, что Бог «равнодушен» к судьбам людей. В этой связи правильную точку зрения приняла Международная теологическая комиссия: «В наши дни, человек  мечтает о божестве и ищет божества, которое было бы всемогущим, но при этом, которое бы не казалось равнодушным; а наоборот, оно было бы полным сочувствия с человеческой беднотой... Христианская набожность всегда исключала мысль о божестве, которое было бы равнодушным  к тому, чем живут его  живые существа.»

            С другой стороны Сам Иисус  явил нам  «мучительную сторону любви», с которой приходит Бог и ищет нас, оказывает нам Свое милосердие, прощает нам и приносит спасение.  Бог Моисея - это живой, личный и свободно любящий Бог.

 

Бог любви

           

            Апостол Павел, великий знаток Священного Писания, освещенный познанием Иисуса Христа, вновь задумывается над «Богом любви и мира», над «благодатью» (то есть бескорысной добротой) Иисуса Христа, над «Божьей  любовью» и над желанием быть в общности  с Духом Святым. Явление в день Пятидесятницы позволяет Павлу, так сказать, формулировать "определение" Бога как любви. Когда возникает христианство, действует Пресвятая Троица, «оторая является Любовью. Поэтому апостол настойчиво подчеркивает братскую любовь как подражание и участие в любви Триединого  Бога: «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны : и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым.» Бог находится в этом мире всюду там, где живут люди! Из этого истекает  наша радость: «Радуйтесь!»

            Бог - вечно любящий, милосердный и добрый, верный и честный. Из Триединого  Бога происходит «благодать», любовь и общество, которые создают христианскую жизнь, Как в знамении креста мы символически обнимаем целую свою личность сверху вниз и слева направо,  обращаясь к Троице, так и Отец, Сын и  Дух Святой нас «обнимают» во всем нашем бытии, от начала до конца, в «благодати» Сына, в любви Отца и в общности со Святым Духом.

            Подобно тому, как Бог является Любящим, так и мы можем «реализовать» себя и полностью осуществлять смысл нашего человеческого существования только в такой любви, какой является Божья Любовь,  открытая нам Иисусом Христом. Иисус в действительности Тот, Кто нам дает узнать, что Бог является Отцом  и что «община»  происходит из его  Духа.

 

Отец посылает Сына

 

            Отец является началом, источником и причиной божественной жизни, если мы говорим несовершенным человеческим языком. Отец является неисследуемой тайной Причины, которая как Бог Отец рождает Единородного Сына. Воля Отца явиться ad extra (показаться внешне), осуществилась  по Его  вечному плану в Иисусе Христе, Его  Сыне, Который стал человеком: Он является полной передачей, вручением Отца и Духа человечеству, как говорит святой  Иоанн: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь  вечную».  

            Все происходит из полностью свободной и бескорыстной Божьей  любви, которая осуществляется  в миссии Сына, целью которой - соделать всех людей чадами Божьими. Бог с самого начала думал о Своем Сыне, Иисусе Христе. В связи с Ним Он думал также о нас,  «предназначил нас», чтобы мы стали его  детьми; Он «сотворил» мир, фактически, ради нас.

            Бог хочет спасти мир: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Бог создал мир не для того, чтобы человек  все время прилагал усилия в повторяющемся и никогда не оканчивающемся "сизифовом труде", или как "бесконечная ткань Пенелопы". Бог создал все только с одной целью и с точным намерением: Он  послал Своего Сына осуществить  эту цель: это значит, чтобы мы  «жили» и чтобы мы стали Его детьми. И с пришествием Иисуса пришло к нам и уже осуществляется спасение мира.

            Бог Отец нам дает все, ибо Он даровал нам Сына и Духа. Теперь зависит от нас, уверуем ли мы или нет, то есть примем и признаем,  или же отвергнем и не уверуем: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».

            Осуществление плана Бога Отца зависит от нашего свободного присоединения к Нему. Если мы верим, тогда мы согласны с тем, что Бог нас сделал своими детьми. Если мы не верим, то обрекаем себя на вечную гибель. Если мы слушаем то, что проповедует современная культура, которая нам навязывает  страх и подозрение по отношении к Богу  и  хочет нас убедить в том, что Бог является только нашей выдумкой, мы поддаемся бессмысленному предрассудку, что Бог является конкуренцией для человека, что правильно и хорошо только то, что делаем мы, что настоящей жизнью является наше ограниченное, грустное существование в одиночестве. Но если мы  верим в Пресвятую Троицу, мы открываем себя безграничным возможностям, уготованным для нас Богом, Которому  мы воздаем самую высшую честь и хвалу. Он, руководимый бесконечно преданной любовью к нам, послал Своего Сына , чтобы соделать нас Своими детьми.

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More