Литургический год 2018-2019 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл C

 

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

 

Приди, Господи, в Свой Храм!

 

Мал 3, 1-4; Пс 24(23), 7.8.9.10 (Пр.: 10b); Евр 2, 14-18; Лк 2, 22-40

 

         Святое и безбожное – два понятия, нередко встречающиеся в наших беседах, подчас принимающие различные значения. Все религии пользуются языком, разграничивающим понятия священных лиц, среды, священных предметов и мирских предметов. Секуляризация, связанная с современной культурой, ведет к отрицанию и «обмирщению» всего священного. Секуляризация представляет собой огромный вызов для современного общества  по отношению к христианской Церкви.

         Некоторые спешат ответить на этот вызов, заявляя о необходимости «возвращения к тому, что свято».  Они всячески стараются продемонстрировать «священное» словами, жестами и внешними действиями. Невозможно отрицать, что представления о священном и его целях порой нечетки,  поэтому мы можем скатиться к нехристианскому пониманию «святости» или окончательно склониться к более или менее скрытой секуляризации. В этом смысле сегодняшний праздник может помочь нам осознать характер того, что для христианина «свято».  

          

Справедливость и святость    

 

         Отрывок из Книги пророка Малахии, выбранный в качестве первого литургического чтения, мы поймем правильно, только тогда, когда осознаем вопрос, заданный в Мал 2, 17: «Где Бог правосудия?». Справедливы ли действия Бога, если злым людям в мире сопутствует успех? Где нам искать справедливость? Дает ли религиозный культ своего рода автоматическую гарантию установления справедливости? Пророк отвечает на этот вопрос так: Бог справедливости существует, Он придет и не оставит мир на произвол судьбы. Его суд будет строгим и неумолимым: «кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий» (ст. 2). Божий Суд будет разоблачать, «очищать» как щелок. Итак, Бог неравнодушен к греху. И, в отличие от Своего народа, Он не неверен.

         Бог на Суде будет обличителем против «чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца» (ст. 5). Бог разоблачит и осудит все формы несправедливости и неправедных поступков.

         Но пророк не оканчивает на этом свою речь, а переходит к обсуждению религиозного культа, священных предметов и Храма. Он видит тесную связь между религиозными обрядами и жизнью, между социальной справедливостью и приносимыми в Храме жертвами, между «святым» и «безбожным». Истинное и действительное почитание Бога не может существовать отдельно от праведных поступков.

         Израильтяне ищут Бога и страстно мечтают о Нем (ст.1), однако у них неправильное представление о почитании Бога. Они полагают, что почитание Бога имеет почти волшебную силу, независимо от их общественного поведения. Но пророк говорит, что Господь справедливости придет «в храм Свой» (ст. 1), «сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия (т. е. род «избранных» священнослужителей) и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде» (ст. 3). Божий очистительный Суд даст людям способность приносить жертву праведную, то есть, по-настоящему совершать «святые поступки».

         Очевидно, что пророк здесь не отделяет святое от мирского, языческого, более того - он говорит, что «святое» проявляется в праведной жизни, в которой есть место Богу. Итак, в чем же состоит святость: в праведной жизни, очищенной Господом и пожертвованной Господу, Источнику чести и чистоты. Святость переживается и проявляется в конкретном общественном поведении, поскольку она – ничто иное как правильное отношение к Богу, а, следовательно, - и к ближним.

 

Иисус – Первосвященник

 

         Единственным Праведником, не имеющим никакого соучастия с дьяволом и способным принести Богу непорочную жертву, является Иисус. Он - единственный истинный Первосвященник. В чем же состоит святость, т.е. почитание Бога, столь свойственное Иисусу? Не в оторванных от жизни священных действиях и обрядах, не в магических ритуалах или жестах, считающихся автоматически действенными, а в пожертвовании Богу собственного бытия, своей жизни: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (ст. 18). Святая жертва Иисуса – это не принесение в жертву животного или какого-либо предмета, а пожертвование всей Его жизни, переживаемой в праведности и доброте, жизни милосердной и безоговорочно  верной  Богу (ст. 17).

         Итак, даже «святость» Иисуса не означает отдельную сферу жизни, не касающуюся остальных; она состоит не в отдельных обрядах, а в жизни, верной Богу и справедливой к людям. Иисус отменяет святость, понимаемую как сакрализация определенных жестов, мест или поступков. Святость определяется отношением к Богу, святость – это праведная жизнь, верная Богу. Поэтому мы можем назвать «святым» все, что помогает нам встретиться с Богом и жить в единстве с Ним: следовательно, «безбожным» является все, что ведет ко греху. В этом смысле священным может быть все: люди, места, предметы, поступки, – если они помогают нам установить правильные взаимоотношения с Богом.

 

Иисус, посвященный Богу

 

    Младенца Иисуса принесли в Иерусалим и посвятили Его Господу, как написано: «чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу». Обряд принесения Иисуса в Храм, т. е. Его «посвящения», символизирует, что Иисус всецело и безоговорочно принадлежит Богу. Он свят, поскольку целиком Божий.                                                                 

    Мария, во исполнение иудейского Закона, приносит в жертву «две горлицы или двух птенцов голубиных». Но очевидно, что Ее жертва имеет новый смысл, являясь символом безоговорочного пожертвования себя Богу. «Святость» семейства Иисуса состоит в его отношении к Богу, в жизни, полностью ориентированной на выполнение Божией воли.

         Песнь старца Симеона ясно подчеркивает, что Иисус – тот, кто принесет людям Божественное спасение, «свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (ст.32). Но Иисус спасает нас не какими-либо священнодействиями, а непосредственно Своей жизнью: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле» (ст.34), то есть – для всех народов. Этот ребенок, по словам святого Иоанна, является Божьим судом, пришедшим в этот мир (срав. Ин 3, 18). Итак, Иисус несет в Себе полноту святости, ибо Он – Божий Сын, Спаситель всего человечества. С этого момента понятие «святости» определяется отношением к жизни Иисуса: свято все, что соответствует жизни Иисуса. Человек, живущий как Иисус – святой человек. Все, что помогает нам жить как Иисус - свято. Поэтому «святость» не является свойством понятий, мест, лиц, предметов как таковых. Святость определяется исключительно отношением к Иисусу.

         Следующее лицо, с которым мы встречаемся в Храме - это пророчица Анна, которая «не отходила от Храма» - святого места, где денно и нощно служила Богу постом и молитвами. Вся жизнь этой женщины ориентирована на Храм, откуда она черпала свою святость в служении Богу. Когда Анна встретила Иисуса, она стала рассказывать о Нем всем, ожидавшим спасения Иерусалима. Будучи пророчицей, она благовествовала, что спасение отныне связано не со святым местом, с Храмом, а с Самим Иисусом. По словам Анны, отныне Бог спасает Свой народ не благодаря жертвам по иудейскому Закону, а посредством Мессии - Иисуса Христа.

         И в заключение: для нас, христиан, святость состоит в том, чтобы мы своей жизнью несли в мир Христа,  чтобы мы жили, молились, страдали и радовались, как Он. Ничто для нас не будет «мирским», если мы будем жить в единстве с Иисусом и подражать Его жизни.       

 

 

---

 

«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».

 

Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве
Культурная и просветительская деятельность в Кафедральном соборе
Show More